Новости

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

11 января известная уральская писательница Римма Дышаленкова отмечает 70-летний юбилей

11.01.2012
Накануне дня рождения Дышаленковой Уральский институт урбанистики выпустил трехтомник ее рассказов, стихов и очерков

Римма Андрияновна - автор, пришедший к читателю ХХ века из волшебного мира уральской провинции и с наслаждением читаемый в веке XXI. Накануне дня рождения Дышаленковой Уральский институт урбанистики выпустил трехтомник ее рассказов, стихов, очерков, собрав разрозненное богатство языка и удивительной игры ума.

- Ты поняла, дочь моя, какая волшебная у меня квартира? - В комнате, где принимала меня Римма Дышаленкова, живут книги, минералы, хрустальная чаша, полная воды, еловый венок, в центре которого в золотом гнезде сидит дракончик, фигурки Шивы, Ганеша, Будды. - Все у меня преисполнено метафизических поэзий. Вот этот угол оставлен для великой Индии. Здесь Китай, это все символы разных годов. Смотри, в этой штучке - прах китайских мудрецов. А вот тут еврейский столик. Имя творца называть нельзя, но можно предметы расставить по буквам имени. Поэтому у меня стоят хрусталики уральские, подаренные в разное время.

- Римма Андрияновна, с годами у человека меняется представление о себе и о мире. Как-то вы писали: по Благодати живут старики после 70 лет. По Благодати живут природные художники, музыканты, артисты. По Благодати живут родители. Сегодня все эти три пути сошлись для вас воедино. Сын, литературный дар, теперь жизненный рубеж. Как чувствуете себя в этом состоянии?

- С улыбкой гляжу в лицо своему возрасту. Но слово «Благо» лучше бы не говорить. Кто знает, что это такое? По возрасту я могу себя равнять только с великими Гималаями. В псалмах Давидовых установлен человеку биологический срок: 70-80 лет. Половина из них - страдания, горе и слезы. И вот я вхожу в этот возраст, понимая, что через барьер сейчас переступлю. Это другое, никому не известное. Все в организме будет строиться по законам 70-летия. Это очень красивый процесс, который я называю биологической цивилизацией. Поэтому моя жизнь сегодня - это черта, порог. Есть такая шутка: ты доживи до 70, а там живи, сколько хочешь.

Моя основная идея - как женщине и литератору придерживаться осторожно и внимательно биологической цивилизации этой планеты. А мы-то с тобой как раз живем внутри планеты, в провинции. Столицы не могут ничего знать о планете.

Мне хочется написать эссе, которое называлось бы «Наугад». В народной культуре это было очень расхожее слово. Я сочинила легенду-разговор с неким Полозом, который спросил: а какое время-то на дворе? XXI век. А веку-то сколько лет? И для себя составила поэтически-математическую формулу: начало века - это жизнь века-подростка. Формула просматривается и для XX, и для XIX века. Как только век-подросток, то и все люди подростки! И тогда даже такой взрослый ум, как мой, понимает: коллайдер и химические искания - это наугад.

Это коротенькое красивое слово, но из него вырастает вся система отношения нормального человека к этому чуду нашему - планете. Она живая, я ее сиротой зову. Никто не знает, что она такое. Сто моделей, сто званий, все расписано, а ответа нет. Вот последняя моя идея - написать статью про наугад.

- Тема сиротства всегда присутствовала в вашем творчестве. Но нигде в ней нет особенного трагизма. Напротив, улыбка, ласковый привет. Смех как полноправный герой рассказов и основа жизни. Даже Верховное Существо у вас не только благородно и полно любви, но приветливо и смешливо. Похоже на эхо смеха. Откуда этот дар?

- На дворе мужская, отцовская цивилизация, согласись. Поэтому выбора у нас нет. Нам - матерям, дочерям, женам - остается ткать рубашку жизни. Поэтому я цепляюсь за биологическую силу. Я как круглая сирота - Божье дитя. Меня вырастила великая природа Нургуша, животные, в окружении которых мы, сироты войны, жили в детстве. Жизнь нельзя и не нужно описывать. А в литературном деле, да еще в женском, - все только наощупь, наугад. Главное, что я выстроилась как биологическое существо - живое, провинциальное.

Смех - это реакция биомассы в организме. Она умная. Я всегда весело рассказываю на вопрос о внутреннем мире, сколько народу в животе, и все умные. Тут все чудо.

Планета переполнена живыми существами. Как же это чудо можно назвать пустыней мира сего? Я благодарна чуду биологической цивилизации, которое ткет человека. Какие бы человек ни строил себе модели - коммунизма, социализма, капитализма, бизнеса, - ткет его биологическая культура этой планеты. Это рубашка жизни нашей.

Абсолютно волшебная планета, на мой взгляд. Меня это радует, веселит, на этом фоне я, конечно, люблю Пушкина. Сказки его - просто оторопь берет. Он тоже почувствовал чудесность мира, в котором мы живем. Я писала для радости родного люда, чтобы говорить с ним на таком языке, каким говоришь с другом. Все получило читателя, потому что написано с улыбкой, с игрой. Слезы лить нет повода на земле. В религиозной литературе прямо сказано, что Бог-то не перегрузит. Под Богом все-таки имеется в виду непознаваемость этой планеты.

- У вас есть строки: «Я боялась, что счастье не заметит меня: птицы мимо промчатся, опереньем звеня». Герой одной из ваших притч - человек, который искал счастье...

- Конечно, я счастлива. Просто надо с осторожностью говорить об этом. Сама подумай: дожить до 70 лет, вырастить сына. Настолько красив и непонятно волшебен мир, в котором мы живем, что каждое слово нужно говорить с осторожностью. Вот эта моя улыбка идет, конечно, от счастья.

- Стихия народной культуры, мировые религии, философия Запада и Востока, история, языки - все это вам близко. Такая космическая бездна бездн, что заглянешь в нее - голова кружится. И все-таки вы - человек промышленной культуры.

- Я окончила в Сатке горно-керамический техникум, ведомая, конечно, государством. Наш курс набирали на керамику, а потом придумали, что мы цементники. Теперь-то я люблю цементный завод, постигла производство, я специалист. Поэтому одна из лучших моих поэм - «Я бегу по цементу». Окончив Литинститут, перекочевала на металлургический комбинат как промышленный редактор. За 10 лет узнала его скрупулезно, полюбила. Мне как круглой сироте эта текущая мировая отцовская энергия была очень важна.

- Одна из интереснейших тем вашей мистической публицистики - культура сновидений.

- Многие фразы приходят ко мне во сне. Мне бы хотелось написать об этом когда-нибудь. Даже записная книжка есть, лежит возле кровати. Фразы, которые я слышу во сне, все значительны. Посмотри вокруг. Вот вода в чаше - это старая культура биологическая. Наливаю и гляжу ей в лицо. Столько творчества исходит из воды, что нам приличнее считать богом океан! Вот книги, мы с тобой сидим в окружении сказочной культуры человечества.

Отдельная тема - общение с религиозной литературой. Вот Коран, Авеста, Тора, Китай, конечно, во всей своей мощи, Иоанн Дамаскин, четыре тома Махабхараты. Но и тут все наугад. И Дамаскин наугад. И Коран наугад. Сказал Бог: не делайте. Это значит угадывать тропку жизни, угадывать, куда ступить.

- Вы назвали Аркаим началом русской цивилизации. Меняется ли как-то ваше отношение к протогороду с течением времени?

- Конечно, нет! Аркаим - моя тема, в ней я первопроходец. Написала целый блок очерков, цикл из 10 стихотворений. Влюбилась в него сразу: на меня как на человека биологической цивилизации город произвел глубочайшее впечатление. Кстати, именно в «Челябинском рабочем» был опубликован первый очерк об Аркаиме.

- Есть ли что-то, что бы вы хотели сказать веку-подростку?

- Я летописец поэтический. Отношу себя к поколению, которое бежало от войны до 1957 года. А с 1957-го по 1987-й мы вкусили культуру мирной жизни и даже практически коммунизм. Потому что была задана программа коммунистического строительства. Теоретически, конечно, ничего не вышло, потому что человек плохо поддается теориям. А практически коммунистическая культура жизни была достигнута.

Сегодня сменились пласты. И единственное, чего я хочу, так это чтобы перестали плевать в лицо ХХ веку. Он жил так, как мог жить. Как вы сейчас проживете, неизвестно. XXI век никаких обязательств социалистических, коммунистических, религиозных не брал. Все равно мы все сегодня дети, не пускает нас век и не пустит, пока сам не повзрослеет. Где-то там у него зреют планы планетарного масштаба, о которых мы не знаем. А сиротство, о котором ты спрашивала, возраст - это мое богатство, это не горе мое. Я все пережила и стала лучше.

Юлия Улиткина

Комментарии
Комментариев пока нет