Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Символ веры Леонида Оболенского

21.01.2012
Сегодня - 110 лет со дня рождения Леонида Оболенского, киноактера, народного артиста России, которому посвящен единственный в городе музей-квартира.

Сегодня - 110 лет со дня рождения человека, который для многих, особенно для тех, кому посчастливилось общаться с Леонидом Леонидовичем Оболенским в последние десятилетия его жизни, прошедшие на Южном Урале, был не только примером легендарной творческой и человеческой биографии, но Учителем. Уроки Оболенского, сохранившиеся в памяти челябинского писателя Кирилла Шишова и строках писем самого Леонида Леонидовича, представляет эта публикация.

…Каждый челябинец теперь знаком с этим именем - Леонид Леонидович Оболенский. К 275-летию города не один изящный автобус с именем и изображением седого красивого человека стремительно пролетал по проспектам столицы Южного Урала.

А некоторые даже знают, что это - киноактер, народный артист России, которому посвящен единственный в городе музей-квартира. Более узкий круг кинолюбителей причастен непосредственно к деятельности этого муниципального учреждения культуры, где кроме простой обстановки квартиры киноактера можно посмотреть новые премьерные фильмы, принять участие в философских диспутах, дискуссиях, в литературных кружках и семинарах. Музей-квартира (кинообразовательный центр) размещает свою информацию в сети, имея более шестисот адресатов, а в эти дни, когда отмечается 110-летие мастера, проводит очередной фестиваль с девизом «Виват Оболенский!».

На фестивальную акцию пионера отечественного кино приглашены известные мастера экрана Сергей Соловьев, Сергей Мирошниченко, Лариса Удовиченко и другие творческие личности. Организовал их приезд наш земляк Вячеслав Шмыров, киновед, продюсер, главный редактор журнала «Кинопроцесс», научный руководитель Библиотеки киноискусства имени С. Эйзенштейна.

Помимо ретроспективного показа фильмов и новых премьер, которые, как всегда, привлекут внимание земляков, хотелось бы познакомить широкий круг читателей с самой сущностью тех идей и мыслей, которые несет собой образ Леонида Леонидовича - свидетеля и участника эволюции русской культуры ХХ века, в которой он прожил с 1902 по 1991 год.

Если в областной энциклопедии 2005 года каждый досужий читатель найдет о нем только лаконичную фактологическую справку, где скупо сказано: «До настоящего времени личность и биография О. не получила однозначной оценки среди историков», то вышедшая в 2009 году уникальная «Книга о Леониде Оболенском» (она увидела свет благодаря гранту Президента РФ) стала первым изданием о патриархе отечественного кино, где собраны вместе его биографические, библиографические материалы и наиболее полная фильмография.

Уходят в прошлое страсти недругов и злопыхателей. Вершит доброе дело коллектив киноцентра, готовя новые издания воспоминаний соратников и друзей Леонидыча, исследователей его творчества, киноведов и даже историков.

Мне же, человеку, чья дружба с Оболенским занимала почти полвека, хочется донести до нового поколения цельный его образ как глубокого мыслителя, оригинального философа и подлинного подвижника русской культуры, используя его собственные рукописи и письма, вошедшие в указанную выше книгу. И хотя мой очерк о нем «Последний князь» не только присутствует в оной, но и печатался не раз в массовых изданиях, глубинное прочтение собственных писем Оболенского еще только предстоит, ибо тираж книги (1000 экземпляров) явно недостаточен в условиях растущего спроса на региональную культурную тематику.

Я рад, что сайт MediaZavod.ru согласился дополнить мой текст подборкой ярчайших, современнейших мыслей и афоризмов Оболенского. Теперь читатели сами убедятся, что у каждого взыскующего южноуральца есть возможность получить ювелирной точности ответы на многие современные вопросы личной жизни, выбора нравственных решений и воспитательной стратегии в отношении собственных детей.

У нас в России сегодня, когда отсутствует внятная культурная стратегия развития, само существование в Челябинске наследия жизненного пути личности такого масштаба, как Оболенский, - факт судьбоносный и, одновременно, животворящий, душеспасительный и необъятный по своим системным последствиям. И прежде всего - это факт наличия особенной личности, Персоны не только живого свидетеля и творца эволюции культуры в самые жестокие годы ХХ века, несущего в себе высочайшие взлеты авангардизма, эксперимента и классики, но и персоны гонимой, страдающей, обвиняемой и униженной до конца жизни! Осознающей свою вину (или невиновность), несущей ее достойно, со все возрастающей глубиной осмысления как собственной судьбы, так и судьбы своего поколения.

Оболенский - мой давний учитель жизни - сам будучи учеником и соратником многих титанов культуры (Эйзенштейна - в первую очередь), давно, с начала 60-х годов, уже внушил мне символ, четко сформулированный им затем в письмах к своей молодой жене Ирине в 80-х годах.

Обреченный и гонимый, он ни на секунду не терял своего творческого накала. В Миассе он обрел поддержку молодого поколения фотохудожников, остро мыслящих людей моего поколения, подлинных патриотов возрождения Урала. Он обрел там свою молодую любовь, страстью к которой наполнены все его письма последних лет. В этих письмах, написанных в провинции, - глубинное знание мировой культуры, религии, философии глобального масштаба, в чем легко убедиться, читая его блестяще сформулированные отточенные строки. Он хорошо знал и понимал Запад и Восток, стиль и характер жизни простых русских людей, что позволило ему в преклонном возрасте блестяще исполнять самые полярно противоположные роли - от двуличных священников и подлинных аристократов до деревенских мудрецов и оклеветанных изгнанников.

Теперь, спустя двадцать лет после его ухода, я понимаю, что именно в нем воплотилась рожденная в России (Л. Толстой) всемирная идея ненасильственного сопротивления злу, ставшая спасительной для таких стран, как Индия (Ганди), США (Кинг), ЮАР (Мандела).

Его символ веры - это путь противостояния унижению слабых, корысти сильных, разнузданности похотливых, жадности самоуверенных, когда личность добивается своей цели ценой только собственного страдания, самоиронии, терпения и соратничества с подобными себе изгоями.

Думаю, что в грядущих испытаниях молодого XXI века - века нарастающего хаоса и дезинтеграции, раскола цивилизаций и экологического коллапса - уроки жизни Оболенского, его нравственные максимы, выработанные отечественными пророками слова и мысли, которые он воплотил своей судьбой, эти ценности будут востребованы и спасительны именно молодым поколением Отечества нашего.

И тут нельзя преуменьшить или переоценить то культурное сокровище, которое есть у нас в Челябинске - музей-квартира (кинообразовательный центр) имени Леонида Леонидовича Оболенского.

Кирилл Шишов

«Я помню»

Избранные фрагменты из писем Леонида Леонидовича Оболенского

Люди, которые настроены больше получать, чем отдавать, быстро поглощают природные запасы счастливости дебюта любви. И остаются ни с чем… К сожалению, такого теперь больше почему-то? От жадности, что ли?

Дух народный - в уважении к свободе… Характеры, что выходят из нечеловеческих испытаний все более закаленными и обостренными.

В сложности бытия, среди равнодушной и враждебной природы, ограждает человека от Хаоса Культура. Она дает возможность ощутить себя частью целого - звеном цепи мироздания.

Человек, высвобожденный Культурой, защищен от несвободы.

Страх. Он не фатален. Что его питает? Неизвестность, а она - от непрочности жизненных позиций, аморфных суждений о людях, о себе… И ошибки, ошибки, порожденные умом, не привыкшим к противоречиям. Постоянное ожидание подвоха и лжи. Страх затормаживает «ориентировочный рефлекс» («А что это такое?») и включает подсознание - вегетативную систему. Это наследство от предков низших ступеней (подкорка, инстинкт)… Не боись!

Закон жизни: не помешал ли ты другому. А если помешал, то и себе тоже… Сопряжение или «сопричастность» на каждом шагу, при каждом решении или поступке… Все сопряжено, и надо вырастить в себе эту культуру… Эмпатия - это чувствование одним человеком мира переживания другого… Есть книга Леви «Искусство быть другим»… В противовес буржуазной культуре - экзистенциализму или отчужденности…

Личность - это результат работы над собой.

Как хорошо, что есть писатели, рассказывающие былое.

Художник - это не профессия, а склад души.

Разделить себя со всеми! Только так!

Совесть - это генетическая память социального опыта (Дубинин).

В «Ларце Марии Медичи» я - вождь альбигойцев, в мужестве обреченного… Сам удивился, до чего «доигрался» - ну надо же!

Потный, натруженный, электронный… Нейлоновый век…

Трудно быть «чувствительнее» Толстого… Поэтому у каждого - свой Толстой… «Нельзя так жить», - говорил Толстой от детства до старости.

Корень ревности - величайшее себялюбие, самость. Попрание их и обида, что сильнее любви… И казнь неповинного… А нужен разрыв и уход. Потеря части себя разделенного. Отсюда - совсем иное, человеческое, не скотское чувство. Скорее всего - высокое…

Об Эйзенштейне: фигура этого уникального художника нашего века остается до конца неразгаданной. Здесь надо говорить о его системном подходе… Он излагал его как систему систем… А мне приходится оглядываться: какая была петлистая и длинная дорога… А еще Мейерхольд, Р. Симонов, Родченко, Эрмлер, Луначарский… Мы были максималистами - каждый по-своему.

Жизнь не рынок, где ничего даром не дается. Ведь дружба - это привязанность не расчетом, не умом. Давайте ее даром. Разум, конечно, не враг сердцу. А его глаз… Если сердцу претит - бегите. Разум не велит - тоже. Ну а труд - не суета. Не ломка сил, а спокойное деланье того, что надо людям. И себе. Не гонитесь за словом. Это лишь начало. А дело - это сердцевина. Только не ждите его по случаю, а ищите сами. Это - символ Веры.

К чувству единства каждый идет своим путем, своим поиском. Одни магией, заклинаньями (в том числе молитвой - повторением слов о единстве). Другие - медитацией - «уходом в себя». Но и те, и другие выходят к отчуждению, а не к сопричастности. Это половина пути. Далее. К сопричастию - отдача тебя в действии. Иначе «медь звенящая и кимвал гудящий».

Для того, чтобы была межнациональная дружба, нужно хоть малость национального чувства. А чтобы друг друга не обманули - знай язык соседа. Лермонтов знал тюркский («Он нужен на Востоке, как французский на Западе»). Когда в Туркмении я был на работе в ДК - учил и я тюркский. И пошла молва по пустыне - «урус могалым» - учитель. В гости едут. Я с женой по обычаю принимаю. Как принято. Легко работалось. До сих пор помнят… Де Голль в СССР первый это понял и сказал по ТВ «Народы Советского Союза»! Француз понял. А у нас все проблема! Только-только до двуязычия добрались.

Гляжу на иностранцев в Риге - это у последней черты расхристанности! Нарочито неряшливы, нарочито шумны и нахальны (сидят на лестницах, лежат на садовых скамьях, за столом - едят грязно). И я подумал: ведь это пир во время чумы. Пушкин написал его на большое время! - до наших дней. Современный рок-поп-секс и т.д. - тот же самый трагический пир! Глобус глубоко болен. Вспыхивают гнойники. Не заживают раны. Угроза самоистребленья. Чума!.. И цинизм предельный! Так вот, самое главное - это не растеряться. Собой остаться. Не бежать в стаде баранов. И распознать - кто же пугает? Кто отнимает душу у культуры, а у сердца - любовь и веру?..

Катаев лжет, пытаясь представить историю советской литературы как явление, развившееся ВОКРУГ НЕГО. Вокруг него ничего не может развиваться, потому что это холодный мастер, думающий только о себе… Хотя бы мелочь: пишет, что я привел к нему Лунца, он читал, и мы все катались по полу от смеха. Лунца я к нему не приводил. Тот действительно читал рассказ, но ранее, в Союзе. А с Катаевым я познакомился спустя 8 лет после того! Так вся книга пропитана дешевым честолюбием. И несмотря на большой изобразительный талант, он, в смысле нравственном - писатель второстепенный…

У нас теперь общая беда. Глобальная! И зовут ее «отчужденностью». Писатели - Сартр, Камю и философы, психологи - Ясперс и др. Она от нового склада общества, когда человек становится частью, «кусочком» массового. От «винтика» у Мао до «среднего» американца, вылепленного по стандарту. Сент-Экзюпери пишет: «Свобода выбора из шести блюд в ресторане, из двух кинобоевиков, сделанных по стандарту, или двух костюмов в конфекционе - не свобода!»

Не умею жлобничать, блатовать. Обучен жизнью только упираться рогами и тащить на горбе… И еще потому везу, что за все расплачиваться надо. За то, что прожил глупо и неверно. Где все было на грани дури и мелкого обмана, лукавства и неверности, эгоизма, себялюбия и тщеславных попыток самоутверждения. Любимая! Все это прощено и утоплено в твоей любви за эти годы совершеннейшего счастия с тобой. Но в чем-то еще повинен перед собой…

Кодекс беседы: 1. Забудь предубеждения против собеседника. 2. Не торопись с выводами. 3. Отдели факт от мнения о нем. 4. Ты не знаешь, что человек может сказать и чего не может или не хочет. Акт: Начало беседы// Ознакомление с сутью// Убеждение, что вы ее поняли// Осознание личных позиций собеседника// Если надо, наводящие вопросы. Точно найденное слово - ваш союзник! Подавить соблазн оценить итоги беседы тут же, «с ходу». Борись с коварным желанием прервать поток слов говорящего спасительным: «Понял, я понял!» Дай в руки собеседнику инициативу - и жди… Тренинг на общение как единственную форму коммуникации - это учиться слушать…

В книге про меня, у которой нет названия, написано: «Положение твое рядом с молоденькой женщиной для нее оскорбительно в иных глазах». Там так написано, я знаю! И мне надо было уйти? А не ушел. Так неужели пропустить мимо ушей, мимо души?.. Нет, это огромный труд души - сдержаться, принять удар. И выстоять…

Литература, рассчитанная на очень широкого читателя, фильм - зрителя, музыка - слушателя, могут быть хорошими или плохими (как сделано!), а вот НАРОДНОСТЬ - свойство только хорошего искусства. Плохое просто не хранится народом (скажем, на моей памяти литературы - Арцибашева, Вербицкой - нет. А были до неба вознесены толпой!)… На расстоянии больше видно. И народ выбирает достойнейших, причем необязательно в учебниках которые!

Милая моя мама! Она научила меня целовать женщине руку, говоря, что это тоже мама. Или будет ею. Какое счастье так воспринимать человека - женщину, да еще обнаружив, что, кроме ее великой миссии, в ней духовно развито неистребимое чувство материнства, и оно всегда и во всем - в ограждении от беды, в утешении, заботе, умении жалеть (по-русски синоним любви) и в ласке. Ласке не только в акте, но и во всем, в руке, взгляде, слове. В теплом прикосновении, в щедрости отдачи: «На, возьми!».

Сам я гимназистом учил латынь, знаю французский, у Герасимова в «Красном и черном» говорил на латыни с французским акцентом. А в Миассе директор библиотеки предложила мне за полгода выучить… итальянский, чтобы читать Данте на вечере Мандельштама, по самоучителю для певцов. Одним словом, взялся я за язык и выучил несколько строф «Новой жизни». Музучилище помогло найти запись органа, потому что поэт сравнивал звучание стиха Данте с органом. После средневекового «гудения» - к Ренессансу. Нашел по размеру. И получилось здорово - сам не ожидал. Читал под орган, потом музыку выводили - только речь, и снова с органом. Речь - и орган! Мандельштам был прав! Какая глубина ощущения! Взаимопроникновение поэтическое!

По TV фильм по пушкинскому «Выстрелу» больше похож по внутреннему складу на инсценировку Эдгара По. Как нынче говорят, «затрактовано» до неузнаваемости. Какой-то тяжелый сон, с похмелья, да еще в конюшне… Нельзя так… с Пушкиным! Он - ренессанс русской литературы. И ясен предельно! Без мистики. Это - не Метерлинк, которого можно читать и ставить чуть ли не в кулисах загробья. Получается фильм - ЛОЖЬ. Так делается антикультура… Они задерживают движение к истинному пониманию сути литературного первоисточника. Да еще классического…

Комментарии
Разве он не был католическим монахом? У тех как известно Символ Веры (credo) формулируется по-другому.
Сколько лет читаю и слышу об Оболенском, а восхищаться им так и не научился. Разумеется, разбивать мемориальные доски нехорошо, а статейки в красных газетах о его якобы "сотрудничестве" -- пошлость. Но как мне ощутить его гениальность? Да он сыграл несколько второстепенных ролей во второстепенных фильмах (для меня из них самые известные -- "Россия молодая" и "Подросток"). Конечно ему как диссиденту больше не давали.. Все записки, даже то, что здесь процитировано -- слова, слова, слова, некое "учительство" с большой буквы, но может быть пустое. Воспоминания -- тоже в основном восклицательные знаки. А в его музее-квартире, насколько мне известно, "квартирует" секта "Новый акрополь".
Я вовсе не дерзаю критиковать Кирилла Шишова, но и меня понять можно: я не знал Оболенского лично и никогда не узнаю. И потому не могу умиляться только от того факта, что им умиляются другие. Надеюсь, что в будущем этот пробел будет заполнен. Фестиваля для этого мало, фестиваль -- место для торжественных речей, нужен серьезный книжный разговор.
Или просто всем все равно, главное что знаменитость. Оболенский -- великий челябинский режиссер примерно как Татяничева -- великая челябинская поэтесса. Все об этом знают, у многих есть ее сборники, а на память никто не может процитировать ни строфы. Потому что нечего. Ничего не западает в душу.
Простите.
Давид О
23.01.2012 05:39:59
Отдает стилем газет 30-х годов. Максимум, это фельетон. Автор постоянно включает, "лирические отступления". Стиль очень тяжел. Текст перегружен знаками препинания. А "Леонидыч" перед первым жирным абзацем добивает.
похвально
26.01.2012 11:29:25
Из текста можно узнать новое матерщинное слово "взыскующий".
похвально
26.01.2012 11:31:33
"всемирная идея ненасильственного сопротивления злу,"

Лев Николаевич писал о непротивлении злу насилием.
похвально
26.01.2012 11:34:51
Давиду О
Могу Вас понять. Оболенский был гениален в жизни, живя, дыша. Это трудно уловить, даже при помощи кинокамеры.Чтобы "увидеть" гений Оболенского, стоит прочесть воспоминания о нем К.А.Шишова и Н.Ф.Болдырева, опубликованные в книге, пару лет назад изданной центром Оболенского. М.б. она еще продается у них. Чтение того стоит. Авторы сами по себе "выламываются" из провинциальных рамок, а тут еще пишут о таком человеке.
Андрей Петров
26.01.2012 12:59:07
В общем Леонидыч - термин из текста выше - остался фигурой для узкого круга людей. Которые пишут витиевато - термин из комментария выше.
похвально
27.01.2012 04:41:40
Вот значит какой мудрый был Учитель этот Оболенский... Осенью 41-го сдался в плен немцам, потом в ряды власовской РОА затесался. За это преступление разумеется осидел, а в конце книжки умные книжки писал. И ведь как все гениально писал! Я раньше думал, что у нас не Прибалтика - маршей бывших эсесовцев не будет никогда... А оказывается бывшему власовцу музей в Челябинске открыли... Вот уж точно: "Нейлоновый век…"
Григорьев Юрий
22.08.2012 06:26:03