Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Мы говорим Кролл

29.05.2003
подразумеваем "джаз"

Он из джаза. Но родился в Челябинске
Это случилось в 1943 году. Будущая джазовая знаменитость росла в Песчаном поселке. Его родители со старшими братьями были эвакуированы в Челябинск из Харькова, и Урал стал для семьи второй родиной. Здесь Анатолий делал первые шаги в музыке.

подразумеваем "джаз"

Он из джаза. Но родился в Челябинске

Это случилось в 1943 году. Будущая джазовая знаменитость росла в Песчаном поселке. Его родители со старшими братьями были эвакуированы в Челябинск из Харькова, и Урал стал для семьи второй родиной. Здесь Анатолий делал первые шаги в музыке. Окончил музыкальное училище. Трудовую деятельность начинал в местной филармонии в качестве музыкального руководителя эстрадного ансамбля.

В начале 60-х годов ему передан Государственный эстрадный оркестр Узбекистана. Самый молодой по тем временам дирижер! (Факт, достойный записи в Книгу рекордов Гиннесса). Потом Анатолий создал в Тульской филармонии знаменитый джазовый оркестр. В 1971 году Кролл перебрался в Москву и возглавил "Современник" - тот самый прославленный джаз-оркестр.

1992 год для Кролла особенный: им организован его самый знаменитый джаз-оркестр "МКС Биг-Бэнд".

Он предан джазу во все времена

-- Ах, как трудно работалось нам до наступления 90-х! - говорит Анатолий Ошарович. - Но теперь нет надобности в уловках, ухищрениях. Джаз открыт и доступен. Наконец-то он вышел на официальные орбиты. Что случилось? Изменился мир, изменилось время, изменилась музыка? Музыка изменилась меньше, чем время. Джазовая музыка рождается не в результате реформ или политических ситуаций, она существует сама по себе. На джаз не распространяются никакие политические влияния. Это свободная музыка свободных людей. Российский джаз расправил крылья оттого, что дали возможность летать, потому что раньше мы все время летали в клетке. А между тем некоторые люди власти просто скрывали свое пристрастие к этой музыке. Премьер-министр Советского Союза Алексей Николаевич Косыгин имел дома прекрасную джазовую фонотеку. Хотя он никогда нигде не сказал: "Руки прочь от джаза, дайте этой музыке жить ее естественной жизнью".

Сегодня есть потребность завоевывать новых слушателей, но не путем воинственного насилия. Убедить можно только истинной любовью. Чем лучше мы играем, тем естественнее себя ведем, тем больше интерес аудитории. Приятно, что она заметно помолодела. Было ощущение еще несколько лет назад, что джазовые музыканты предыдущего поколения потихонечку уйдут и на этом все кончится. Сегодня им на смену пришло огромное количество молодых талантливых исполнителей. В Москве более десяти джазовых клубов, которые посещает молодежь. И джазовые концерты проходят с преимущественным присутствием молодежи. Это очень радует. Но не надо ставить задачу сделать джаз массовым. Оттого, что наша попса стала массовым явлением, большой радости никто не испытывает. Это же массовое оболванивание. Телеэфир на сегодня коммерциализирован. Мгновение, проведенное на телеэкране, должно конвертироваться определенной суммой денег. Плохо это или хорошо? Не знаю. Может, это инструмент рынка, к которому наша страна довольно медленно приспосабливается, причем с перекосами. Но от этого страдает классическая музыка. Хорошо, появился канал "Культура", это отдушина, "убежище" и для джаза, и для академической музыки, и для театра. Хотя: Культура должна быть на всех каналах, а не на отдельно взятом.

У меня есть предложение со стороны мэра столицы Юрия Лужкова создать государственный оркестр мэра Москвы. Я предложил встречные условия, при которых возможно существование этого коллектива. Не скрою, первый вопрос - материальный. Пора положить конец существованию оскорбительной зарплаты для музыкантов.

Он не любит слово "ученик", но своих учеников любит

В составе оркестра "Современник" в качестве джазовой певицы начала и продолжала в течение более пяти лет свою творческую деятельность народная артистка России Лариса Долина. Созданная Анатолием Кроллом специально для нее "Антология джазового вокала" была с огромным успехом исполнена на многих джазовых фестивалях и в концертных турне.

-- Замечательная певица, очень необычный человек, - отзывается о ней Кролл. - Она уникальна не только по творческим, но и человеческим качествам. Знаю, Лора многим кажется неудобной. То, что у нее звучит та или иная принципиальная оценка событий или людей, воспринимается как сложность ее характера. Многие, в отличие от нее, идут на сделки с совестью. Она не такая. Состояние наших взаимоотношений на сегодняшний день позволяет судить, что ни один год нашей жизни не прошел без контактов как очных, так заочных. Но я не согласен, когда ее называют моей ученицей. Не люблю и не употребляю это слово. Говорить так о человеке - это ставить его на какую-то низшую ступень. Долина самодостаточна, многое в жизни сделала бы и без меня, хотя считает, что годы, проведенные со мной, стали той самой школой, которая и позволила ей придать масштаб своему творчеству, особенно касающемуся джаза. Потому что ее ориентированность на джаз, без ложной скромности скажу, была предопределена мною еще в 80-м году. То же могут сказать другие певцы или инструменталисты. Но это не моя оценка, а их собственная. Об этом говорят Юрий Антонов, Леня Серебренников, другие люди. У нас в свое время было очень содержательное общение со многими звездными музыкантами. А время было трудное. Заниматься джазом тогда - на это требовалось определенное мужество.

И все же педагогическая деятельность не чужда Кроллу. Несколько лет назад он преподавал во ВГИКе на факультете дополнительного профессионального образования, прочел курс лекций "Музыка в кино". В последние годы Челябинская академия культуры и искусств приглашает его принимать государственные экзамены на кафедре эстрадно-джазового творчества.

-- Научить человека неталантливого или не желающего достичь чего-то высокого, по-моему, невозможно. Огромное количество музыкантов старшего и среднего поколения, пришедших в джаз и на эстраду, занимались самообразованием путем изучения записей, дисков, пленок. И только недавно обучение джазу приобрело какие-то государственные формы. Но оно эффективно действует только там, где есть настоящие специалисты. В Москве они есть. В Челябинске, я знаю, тоже есть несколько человек, которые владеют этой спецификой. Но таких городов немного. По России - 22 эстрадно-джазовых отделения в музыкальных училищах, среди которых, может быть, лишь в пяти-шести работают по-настоящему квалифицированные специалисты. Мне бы хотелось, чтобы крупномасштабные формы образования были максимально эффективными, а не просто мыльным пузырем.

Он дорожит семьей и домашними питомцами

Мэтр джаза - человек простой в общении, добрый, интеллигентный. И легкий на подъем, несмотря на солидность возраста.

-- Я в свои 60 лет могу сесть на велосипед, и не каждый молодой человек может со мной конкурировать во владении этим передвижным средством. Кстати, это пристрастие родилось в Челябинске. Я был безумным велосипедоманом. Все свое короткое детство провел в седле велосипеда.

Семья для меня важна во всем, - продолжает Анатолий Ошерович. - Все направления моей жизни, деятельности так или иначе соприкасаются с семьей. Семья каждый день меня заряжает, как мы заряжаем сотовый телефон. У меня полное взаимопонимание с сыном, а мама для него - планета, хотя он вовсе не маменькин сынок.

С женой Татьяной Анатолий живет в любви и согласии больше 30 лет. Их сын Олег (31 год) окончил Российскую академию имени Гнесиных по классу фортепиано. Он работал в оркестре отца, но сейчас у него собственный творческий проект. Совсем недавно Олег женился.

-- Моя супруга тоже имеет музыкальное образование. Но с момента рождения сына решила посвятить себя семье. Впрочем, быт не мешает ей удивительно тонко оценивать все, чем мы с сыном занимаемся. Порой самый полезный совет имеем именно от нее. А кроме того, у нее "на воспитании" восемь собак и четыре кошки. Это наша семейная страсть, мы очень любим животных. Все эти собаки и кошки не приобретенные, а спасенные, в их числе есть породистые. Русская борзая, эстонская гончая, английская пегая гончая - невиданной красоты собаки. И дворняги тоже милейшие создания, и со всеми у нас потрясающие взаимоотношения. Дача наша находится на территории охотхозяйства, там мы и находим собак, выброшенных хозяевами. Иные были на грани смерти, мы их выходили. Мушку нашли на дороге сбитую машиной. Была ночь. Если бы мы ее не подобрали, следующая машина переехала бы через нее.

Основные хлопоты достаются жене. Причем у нас не принято кормить их чем-то случайным. Мы можем себе отказать, но не питомцам. И не садимся за стол, пока не накормлены животные. Уже лет 15 живем в этом режиме. Трудно. Все эти 12 животных делят с нами жилплощадь московской трехкомнатной квартиры с ноября по апрель, а весной мы выезжаем на дачу. Но я бы советовал всем людям: заведите себе четвероногих друзей. Пусть не восемь собак и четыре кошки, но согрейте хоть бы одно существо, особенно, если это обиженное животное. Они беззащитны, не умеют добывать еду, не знают, где найти ночлег. Люди грешны перед животными. Надо спасать свою душу в любви к ним.

Он не актер, но в кино снимается

В 1992 году кинорежиссер Карен Шахназаров предложил Анатолию Кроллу написать музыку к художественному фильму "Мы из джаза". Одну из главных ролей в нем сыграла Лариса Долина, а Кролл исполнил все сольные фортепианные партии к фильму.

-- Наш тандем, как показало время, не случайный, мы уже испытаны друг другом. Творческие партнеры и очень близкие друзья по жизни. Я высоко ценю все его качества. Карен - потрясающе мудрый человек. Он унаследовал свои лучшие качества от своих замечательных родителей. Его папа был заместителем заведующего Международным отделом ЦК партии, но занимался не политикой, а наукой. У Карена и мама научно образованная женщина. И сам он человек исключительный. Никогда не пользовался протекциями. Все, чего он достиг в жизни, включая должность президента киноконцерна "Мосфильм" - результат его труда. Кстати, благодаря его приходу на "Мосфильм" начался новый этап процесса кинопроизводства.

Кролл написал музыку и для других картин Шахназарова: "Зимний вечер в Гаграх", "Сны", "Американская дочь", "День полнолуния", "Яды, или Всемирная история отравлений". Во всех звучит его рояль, иногда он сам появляется на экране. В фильме "Мы из джаза", по сути, играет сам себя - пианиста. В "Зимнем вечере:" он в эпизоде с героем Евгения Александровича Евстигнеева, когда тот просит музыканта сыграть ему. В "Снах" в одной из сцен появляется оркестр, который помогает "охмурить" героине Амалии Гольданской американского бизнесмена, а дирижирует им Кролл. В этой же картине он сыграл микророль западногерманского дирижера-капельмейстера Германа Майера. В фильме "Яды..." тоже есть эпизод, где в кадре дирижирует Анатолий Ошерович.

Недавно они начали работу над седьмым совместным фильмом (всего их у Шахназарова девять). Это картина по повести Бориса Савенкова "Конь бледный" - довольно известная вещь, связанная с историей покушений. Но самым любимым для Анатолия Кролла остается "Мы из джаза", ведь это его первый фильм и единственная лента, где вся музыкальная ткань создана на сюжетной основе картины. А главным "героем" выступает джаз, ставший доминантой его творчества.

Среди других его кинематографических работ - музыка к картинам "Барханов и его телохранитель", "Артист и мастер изображения" Валерия Лонского, "Простодушный" Евгения Гинзбурга.

-- Я рад, что в моей жизни недавно появился Валерий Яковлевич Лонской, человек иного кинематографического направления: лиричный, ироничный, "нестереотипный" режиссер. Чистота, порядочность, характерные для него в жизни, отражаются в его творчестве.

Он не ведет счет наградам

Его фамилия вписана во Всемирную энциклопедию джаза. О нем написали многие отечественные и зарубежные издания. В 1994 году на фестивале в городе Монтре (Швейцария) оркестру А.Кролла был вручен сертификат за выдающееся выступление.

Недавно вручен Международный почетный диплом доктора искусств Академии художеств Сан-Марино. Коллектив Челябинской академии культуры и искусств назвал его своим почетным профессором, облачив в мантию и шляпу-треуголку. В апреле в связи с 60-летием Анатолий Ошерович получил поздравление президента России.

-- Еще десять лет назад мне бы во сне не приснилось, что руководитель нашего государства произносит слово "джаз". То, что джаз вышел на такой уровень оценки, - огромное достижение.

У Кролла немало призов, премий, есть лауреатские звания. Но главной наградой Анатолий Ошерович считает возможность заниматься любимым делом.

-- Когда-то у меня не было никаких наград, но я не чувствовал себя обделенным. Если в ближайшие десять лет я не буду отмечен никакими наградами, это не значит, что я буду хуже. У меня есть музыка.

Он в поиске, несмотря на "солидные шестьдесят"

Что же сейчас главное в его деятельности?

-- Да все то, чем я занимался и прежде, - отвечает Анатолий Ошерович. - Я записываю очень много пластинок. Делаю программы для биг-бэнда, а также для многих наших и зарубежных коллективов как композитор и аранжировщик. Продолжаю жизнь композитора кинематографа. Возрождается наше творческое содружество с Ларисой Долиной на новой джазовой волне.

Полгода назад Анатолий Кролл создал группу "Мы из джаза", приурочив это событие к 20-летию своего любимого фильма. Здесь он вернулся к той роли, в которой выступал более 45 лет назад: пианиста и руководителя группы. Не один десяток лет он посвятил дирижерству, но теперь у него вновь появилась тяга к роялю. Новый проект принес невероятный успех. В этом новом творческом формате, обобщающее название которого "Фортепьянный ренессанс Анатолия Кролла", он намерен полностью реализовать свой богатейший опыт пианиста-солиста, импровизатора и композитора. В обширной концертной программе - и наиболее известные, исполняемые в мировом джазе произведения, специально аранжированные Кроллом для группы "Мы из джаза", и собственные композиции, написанные им в последнее время. Кролл гордится своими талантливыми музыкантами, особенно юным 18-летним барабанщиком, называя его игру уникальной.

Анатолий Ошерович не отстает от технического прогресса. Он научился пользоваться компьютером. Хотя все его работы делались в основном в области живых звуков, иногда с применением синтезатора.

-- Я ценю компьютер как подспорье, но режиссеры, с которыми я работаю, больше приветствуют обращение к музыке из живых звуков. Компьютерная музыка предлагает такие средства, которых нет в живом звучании, но в то же время она не должна подменить живой оркестр, живую музыку.

Он никогда не забывал Челябинск

Анатолий Ошерович никогда не рвал связи с родным городом. Он постоянный участник челябинских джазовых фестивалей. Приезжал сюда не раз со своим знаменитым оркестром.

Этот год на посещение Челябинска "урожайный" : недавно принимал госэкзамены в ЧГИИКе, завтра откроет джазовый фестиваль, а осенью ему предстоит стать председателем жюри всероссийского конкурса аккордеонистов.

Фестиваль "Какой удивительный мир" посвящен 60-летию Анатолия Кролла. Но сам он считает, что его юбилей в данном случае лишь повод.

-- Я готов предоставить свое имя куда угодно, чтобы привезти такое количество потрясающих исполнителей. Фестиваль соберет лучших джазовых музыкантов страны. Вместе со мною выступят мой сын Олег, мои коллеги и друзья: Лариса Долина, Георгий Гаранян, Игорь Бутман со своим оркестром, Давид Голощекин, Леонид Пташка, знаменитые челябинские музыканты. Поклонников джаза ждет большой праздник.

Церемония открытия и первый фестивальный концерт состоится завтра в театре драмы. В субботу вечером здесь пройдет второй концерт. А днем центром проведения фестиваля станет горсад имени А.С. Пушкина. Здесь будет несколько концертных площадок, так что огромное количество людей станут слушателями. В программе праздника - карнавальное шествие, джазовый кортеж старых автомобилей, джазовый трамвай, танцы под живую музыку.

Лидия Садчикова

Комментарии
Комментариев пока нет