Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Нагайбаки

19.03.2011
По переписи населения 2002 года, на Южном Урале 9087 нагайбаков (0,3 процента от общего количества жителей). В 1989-м был 8191 человек.

Ногайцы или татары?

Моим гидом по нагайбакскому миру стал интересный и уважаемый человек, председатель районного Собрания депутатов Николай Федоров (родной брат Владимира Федорова, который работал главой района до 2010 года). Николай Иванович из Остроленки, учил детей математике, стал завучем, а затем 20 лет был местным главой.

По пути в Париж из окна председательской  вижу, что на заснеженных полях пасутся лошади.

По переписи населения 2002 года, на Южном Урале 9087 нагайбаков (0,3 процента от общего количества жителей). В 1989-м был 8191 человек.

Ногайцы или татары?

Моим гидом по нагайбакскому миру стал интересный и уважаемый человек, председатель районного Собрания депутатов Николай Федоров (родной брат Владимира Федорова, который работал главой района до 2010 года). Николай Иванович из Остроленки, учил детей математике, стал завучем, а затем 20 лет был местным главой.

По пути в Париж из окна председательской вижу, что на заснеженных полях пасутся лошади. Это тебеневка. Кони бьют копытом и добывают траву, лежащую под белым покрывалом. .

У предприимчивости этого народа глубокие корни.

Этноним впервые зафиксирован в XIX веке. А сами нагайбаки (самоназвание - нагайбэклэр) известны как с начала XVIII века. Одни исследователи считают, что нагайбаки - потомки крещеных ногайцев, отколовшихся от основной части Ногайской орды и поселившихся на среднем течении реки Ик (приток Камы). По этой версии, слово восходит к XVI веку: ногай бэк - ногайский князь. Другие ученые полагают, что нагайбаки - потомки казанских, точнее - арских татар. Арские татары названы так по месту происхождения. В 52 верстах от Казани на высоком правом берегу реки Казанки расположен город Арск (Арская застава).

Арск упоминается и в третьей версии, которая пытается объ-единить первые две. Согласно ей, в 1533 году 18-летняя дочь ногайского мурзы Юсуфа Суйембике стала женой казанского хана Жангарея. Отец отправил ее в Казань в сопровождении 600 холостых джигитов. Эти воины жили на Арской заставе и ассимилировались с татарами.

В XVI веке, после завоевания Казанского ханства Иоанном Грозным, арские татары были крещены и выселены на территорию Башкирии. В 1736 году за неучастие в башкирском бунте и помощь в его подавлении эта группа была записана в казаки. Станица Нагайбакская, в которой она жила, называлась так по имени башкира Нагайбака, кочевавшего в тех местах.

Стали народом

Чтобы разделить враждующих киргиз-кайсаков (казахов) и башкир и наладить торговый путь в Азию, в 1835-1837 годах от Троицка до Орска была проложена новая линия крепостей и сторожевых поселков протяженностью более 400 верст. В 1842 году на землю нынешнего Нагайбакского района из Башкирии были перемещены наши герои. На территории района заложили станицы № 1, 2, 3, 4, 8, 24 и 31. В 1843 году они получили названия по местам победных сражений российской армии, в которых участвовали нагайбаки: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Требия, Арси. Сейчас эти станицы неофициально имеют и вторые, сугубо нагайбакские имена: Килей (Кассель), Сарашлы (Остроленка), Балыклы (Париж).

В апреле 1999 года был принят Федеральный закон , в число которых в марте 2000 года Правительство РФ включило нагайбаков. Их 9600 человек, все живут в России. Язык - говор среднего диалекта татарского языка (наши герои называют его нагайбакским).

Нагайбаки - православные христиане, главный музыкальный инструмент - гусли, главное блюдо - суп-лапша на шурпе (мясном бульоне), заправленный катыком.

Кавалеры и другие

Во время Первой мировой вой-ны полным георгиевским кавалером стал Василий Нусхаев из Касселя. По три Георгиевских креста получили старший урядник Егор Плаксин из поселка Арси, урядник Павел Сафронов из Касселя, младший урядник Иван Иванов из Остроленки и вахмистр Кирилл Кожемякин из Куликовки. С двумя вернулись домой Афанасий Маркин из Парижа, Николай Савельев из Остроленки, старшие урядники Алексей Захаров и Никита Хавратов, младшие урядники Никифор Сфанников и Иван Григорьев, а также Петр Тептеев. В 1939 году звезду Героя Советского Союза получил житель Требии Владимир Артамонов. В марте 1945 года Героем Советского Союза стал остроленец, гвардии старший сержант Евгений Бикбов. 19-летний Иван Коновалов, получивший два ордена Красной Звезды, погиб в 1944 году, освобождая польскую Астроленку, в честь которой и была названа его малая родина. Остроленцы также гордятся Героями Социалистического Труда Василием Байкиным и Николаем Васильевым. Ленинскую премию получил Константин Кашкуров - один из открывателей крупнейшего в СССР Астафьевского месторождения пьезокварца. Звание чемпиона мира по гиревому спорту завоевал Алексей Гончаров. Больших побед на российских соревнованиях достигли тяжелоатлеты Владимир Семенов и Яков Ишменев. Членом-корреспондентом Российской экологической академии стал профессор Уральской сельхозакадемии (Екатеринбург) Юрий Байкин. Начальником управления Гостехнадзора министерства сельского хозяйства области работает Михаил Васильев. Челябинец Сергей Григорьев - генеральный директор ЗАО , депутат городской Думы. Лучшим узистом и эндоскопистом Челябинска называют доктора больницы ЧТЗ Ивана Юскина. Самым известным нагайбаком можно назвать основателя и директора районного музея Алексея Маметьева. Заместителем главы района по социальным вопросам работает Галина Ишимова, русская, но нагайбачка по духу.

Парижские

В Париже (местные делают ударение на последнем слоге) мы нарушаем традицию и не едем сразу фотографироваться к - нас уже заждалась заведующая музеем Ирина Иванова. Оказывается, в этом доме во время Гражданской войны останавливался легендарный красный командир Василий Блюхер.

Ансамбль 25 лет назад получил звание народного, руководит коллективом Анастасия Александровна Маркина. Анна Александровна Алексеева выводит мелодию на гармошке, дружные голоса начинают петь. И я, татарский зять (мой тесть - татарин), слышу знакомые слова!

-- Вы пели про друзей и про горы!

Есть контакт! Женщины поют еще, затем рассказывают. . . -

Узнаю, что нагайбакские поселки различаются по говору. Слово в Остроленке - , а в Париже - . Есть другие примеры, они говорят о том, что народ произошел не только от татар. . Я также узнаю, что в жизни нагайбаков исключительно важное значение имеют прозвища. Дело в том, что у этого народа в силу исторически компактного проживания очень много одинаковых фамилий. Чтобы отличать людей, используются родовые прозвища (кушамат). Они могут идти от психологических особенностей, профессии, физического состояния и т.д. Например, тартай (коростель), аксай (белый), писэр (писарь), кезее (коза), дубырт (гром).

-- А у нашего рода прозвище кетей - от имени моей прабабушки Кати, - улыбается Николай Федоров. - Но в Остроленке пять Николаев Федоровых, и трое из них - кетей, поэтому меня зовут кетей-мэр.

Кстати, Нагайбакский район - единственный в области, где в каждом селении выявлены все коренные родовые фамилии, идущие в основном от первопоселенцев. В Арсинском - 60 фамилий, в Остроленке - 36, в Париже - 64, в Требии - 45, в Фершампенуазе - 56.

Не только

В Остроленке нас встречают хлебом-солью и песнями. Пробуем блины с медом, чеяле май (вишневое масло) и заходим в музей, тоже расположенный в доме зажиточного казака (его хозяином был Михаил Дюскин). В этой станице у друга Афанасия Васильева во время Гражданской войны останавливался глава Оренбургского казачьего войска Александр Дутов. Все это рассказывает руководитель музея Зоя Васильева, когда мы сидим за столом. , - шепчет Николай Федоров, когда я только пригубляю рюмку (черке!) с водкой. Тут же исправляюсь. Напротив меня сидит фермер, самобытный автор музыки и слов Николай Бегашев. Он поет на русском языке свою трогательную песню . Затем ансамбль выводит песню, в припеве которой пронзительно звучит слово . , - поясняет сидящий рядом 75-летний Михаил Афанасьевич Байкин.

Оказывается, переселение из Башкирии было очень спешным, казакам велели погрузиться в течение считанных часов. Фактически людей просто забирали из своих домов, они бежали, взяв с собой кто что мог и успел. Вот такое было отношение к народу, который много раз доказывал преданность государству и царскому престолу. Но нагайбаки не роптали и продолжали служить. Начиная со времен крещения они всегда все переносили стойко.

Собиратели и хранители

Благодаря Алексею Михайловичу Маметьеву в районе появились три музея, картинная галерея, он инициировал процесс признания нагайбаков малым народом. В 2005 году этот подвижник ушел из жизни. После него остались рукописные тома. Очень много знает о нагайбаках старший библиограф районной библиотеки Лидия Максимова. В последние десять лет активно собирает фольклор, традиции и обряды родного народа Светлана Вдовина.

О нагайбаках уже написано довольно много, но академичных научных трудов пока до обидного мало. Работа магнитогорского историка Ирека Атнагулова - это, по сути, первое глубокое исследование. Автор отмечает, что до сих пор неясна этническая принадлежность народа.

Специалисты пишут диссертации о многоголосии народа, в Голландии выпущен лазерный диск с записями песен, получило признание мастерство ткачей и кузнецов, на многих сценах страны блистают творческие коллективы. Но еще недостаточно издано литературы на своем языке. Возникает вопрос о собственном алфавите.

По сути, перед обычным районом стала задача, которую решают богатые российские республики, имеющие институты исторической и культурно-этнографической направленности. И тут нагайбакам не обойтись без федерального и регионального финансирования.

А пока нет научной и финансовой ясности, пока нет классического и полного варианта истории, пока ощущается дефицит собственной литературы, нагайбаки продолжают творческие поиски, ищут спонсоров для издания книг, записывают диски и увлеченно рассказывают свои мифы и легенды - они для самосознания народа порой даже более важны, чем достоверные факты.

Редактор районной газеты Ольга Терякова в приключенческой книге пишет, что у нагайбаков есть легенды, в которых говорится о их древних сокровищах.

Обряды, традиции

На посиделках молодежь не только веселилась. Девушки там готовили приданое - вышивали, выбивали полотенца, покрывала: Когда привозили приданое, собирались соседи, зеваки и все смотрели, сколько полотенец, подзоров. И давали оценку: хорошая невеста или нет.

У народа много интересных обрядов: проводы казака на службу, весенние проводы льда (на нем устраивали костры), частушечные состязания, моление о дожде. Основу жизни поддерживали и поддерживают различные трудовые обряды и обычаи: урак эмесе (помощь в жатве), сус эмесе (толчение конопли), эй кутэру эмесе (постройка дома), тулак басу (коллективное валяние сукна). Самым значимым в жизни народа считается праздник (дословно - ). Он приурочен к Михайлову дню - 21 ноября по новому стилю. Семья, решившая устроить большие поминки, посвященные определенной годовщине смерти близких (отца, матери, брата и т.д.), но не ранее трех лет и обязательно нечетной, готовит жертвенное животное. Для этого специально откармливают или покупают телку или корову, желательно белого цвета. Нагайбаки считают белый цвет символом чистоты сердца.

Кухня

Ежедневно, независимо от достатка, в нагайбакском доме готовится суп-лапша или крупяная каша. Стол богат изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подаются к чаю: баурсаки, шишара, кош теле, паштет и т.д. Любимым мясом считается баранина, широко используются говядина, куры, гуси, утки. Молоко больше используется в переработанном виде.

Узор на стыке культур

В географической обособленности, на стыке язычества и кочевничества, ногайского и татарского темперамента, казачьей удали и православной веры, образовалось причудливое качество, невиданный доселе этнический узор.

Нагайбаки - гостеприимные, трудолюбивые и чистоплотные люди. О них с любовью пишет Светлана Вдовина в своей книге . (православные слова интересно звучат по-нагайбакски: крещение - качману, Пасха - оло кон, Троица - трейсен и так далее). . Как признаются наши герои, они практически не знают на родном языке стихов и сказок. Их почти все унесли с собой бабушки. Народ сейчас по крупицам собирает свои устные творения.

Я познакомился со счастливыми людьми, у которых есть несокрушимая жажда жизни и желание самоутвердиться. У которых, в отличие от большинства россиян, есть своя национальная идея...

Комментарии
Комментариев пока нет