Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Ремонт туалет ванная комната: смотреть варианты >>
Химчистка на дому дешево - смотрите ссылку.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Этот неожиданный Александров

16.04.2011
Помнится, когда узнал об этом, не сразу смог . Подумать только: в Челябинске живут и трудятся 500 архитекторов, но есть среди них тот, кто был самым первым. Уехал из Челябинска еще до войны в Новосибирск, окончил вуз, вернулся дипломированным зодчим. Таким был Е.В.

Помнится, когда узнал об этом, не сразу смог . Подумать только: в Челябинске живут и трудятся 500 архитекторов, но есть среди них тот, кто был самым первым. Уехал из Челябинска еще до войны в Новосибирск, окончил вуз, вернулся дипломированным зодчим. Таким был Е.В. Александров.

Александр Золотов

Челябинск

Доказать, что Евгений Викторович был ходячей историей, ничего не стоит. Когда Жене исполнилось 7 лет, в Челябинске случился страшный пожар. В нем сгорел самый первый, построенный здесь в 1789 году купцом Сапожниковым двухэтажный дом.

На глазах Евгения строился первый четырехэтажный. Кстати, об этом событии в номере от 4 марта 1928 года сообщалось: . Только не подумайте, что газетчики не поставили слово в кавычки по рассеянности. Именно таким, огромным, представлялся им ныне заурядный красного кирпича домишко на фоне тогда еще в основном деревянного низкорослого полугорода-полудеревни. На него можно поглядеть и сегодня, он стоит по улице Кирова, напротив . Кстати, здесь же по-соседству оказался и уже нешутейный небоскреб .

И еще любопытный момент: в том газетном объявлении принять участие в конкурсе приглашались инженеры. Почему они, а не архитекторы? Да потому, что тех еще не было. Александров пока что посещал кружок рисования у художника Николая Русакова.

Евгений Викторович был патриотом своего города. За 90 лет жизни он только дважды покидал его надолго. И то вынужденно - на учебу да вскоре после окончания института - на войну.

Мечтал строить, а пришлось разрушать, воевать в ракетных частях, на . Любимым делом занялся лишь в 1949 году, когда, демобилизовавшись, знания в Московском архитектурном институте. В Челябинск приехал не один, сагитировал стать уральцами целую группу молодых выпускников МАИ. Их потом еще стали звать . Именно благодаря этим одаренным ребятам в нашем городе и появился такой органичный, почти что столичного вида центр. Ряд домов начали строить и по проектам их тридцатилетнего Е.В. Александрова.

Человек, который построил город

Александрова - у него такая биография - не то что любили, обожали журналисты. Писали о нем столько, сколько обо всех его коллегах вместе взятых. Брали интервью к Дню города и Дню строителя, публиковали зарисовки и очерки.

Однако назвать его баловнем судьбы не повернется язык. Непросто было проектировать и строить в тот период, когда все было в руках государства и ведущей и направляющей силы - партии. Чего стоило хотя бы совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР , принятое в августе 1954 года. Формально предназначенное для поднятия эффективности стройиндустрии, оно больно ударило по зодчим. Сколько выношенных и выстраданных проектов было перечеркнуто ничего не смыслящими в архитектуре чинушами и партийными боссами. Отныне по типовым проектам принялись строить даже театры.

В Челябинске от этого постановления пострадал ряд интересных проектов, а из архитекторов больше всех Е.В. Александров, у него в стадии строительства оказалось несколько зданий. Каких? Дом, глядевший на площадь Революции, на первом этаже которого художественный музей. Еще дом - на пересечении проспекта Ленина и улицы Свободы, в нем магазин . У обоих срезали несколько этажей, у одного - башенку со шпилем. Александров, в недавнем прошлом фронтовик, хотя и скромный человек, принял бой. Пытался доказать, что у него в проектах нет . Не стали и слушать. За строптивость понизили из руководителей мастерской в рядовые архитекторы. Собрались было исключить из партии, но спохватились. Он был беспартийным.

-- А как же это, Евгений Викторович, вас угораздило остаться вне КПСС, даже в то время, когда занимали руководящие посты, скажем, были заместителем директора Уральского филиала Академии строительства и архитектуры, ответственным секретарем областного отделения Союза архитекторов? - как-то спросил я его.

Евгений Викторович смущенно улыбался:

-- Вообще-то мне впервые это предложили еще на фронте. Как это вы единственный у нас с высшим образованием и без партбилета? Тогда-то я и придумал отговорку, на которую ссылался и позже. Ленин утверждал, что коммунист просто обязан владеть всем богатством знаний, выработанных человечеством. Я про себя этого не скажу.

Как зодчий он всегда стремился соответствовать времени. .

Знакомясь со списком его проектов, далеко не всегда осуществленных, поражаешься диапазону его замыслов. Он проектировал станции московского и киевского метро, павильон Белорусской ССР на ВДНХ, монумент в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, участвовал и в конкурсе на составление плана застройки болгарского курорта Варна.

Однако больше всего времени и сил Е.В. Александров все же отдал проектам жилых домов, можно сказать, предпочитал работать на простого человека. И нужно отметить, в квартирах его зданий, в отличие от , было намного комфортней жить - просторные кухни, не совмещенные туалеты, большие лоджии:

Впрочем, немало Евгений Викторович потрудился и над проектированием и реконструкцией общественных сооружений. Скажем, перестроил кинотеатр имени Пушкина в комплекс ; основательной переделке подверглось здание филармонии; была проведена когда-то урезанная надстройка в несколько этажей у здания ЮУрГУ (этим он занимался совместно с другими архитекторами и инженерами).

Содружество творцов

Давней мечтой Александрова было ввести монументальную роспись в архитектурный проект. И вот по предложению Евгения Викторовича во время первой реконструкции кинотеатра имени Пушкина Евгений Макаров выполняет стилизованный портрет поэта для главного фасада. Совместно с художником В. Мишиным им была применена декоративно-монументальная мозаика (смальта) для оформления здания . К сожалению, не получилось осуществить то же и при работе над зданием НИИШвейпрома, что напротив областной библиотеки (воспрепятствовал обком партии: эскизы, выполненные А. Смирновым, показались ). И тогда Александров остановился на черных каслинских , впервые архитектуру с литьем. Интересный, но не всем понравившийся проект.

Александров оказался первым челябинским зодчим, кто стал сотрудничать со скульпторами. Особенно плодотворной получилась у него работа со Львом Головницким. Побывав в Челябинске, Наталья Кончаловская пришла в восторг от . Как отметила она: поставлен на хорошо угаданную высоту! Не над толпой, и потому не приходится задирать голову, чтобы увидеть черты лица этого юноши-партизана, в шинели не по росту, ботинках не по ноге, папахе, в которую проваливается голова героя-красногвардейца>. А ведь именно этим и занимался архитектор.

Другими совместными работами этих двух мастеров стали памятники: , В.И. Ленину на площади Революции в Челябинске, в Магнитогорске: Александров сотрудничал с Виталием Зайковым, автором , что на привокзальной площади; Вардкесом Авакяном - памятники композиторам Михаилу Глинке и Сергею Прокофьеву:

Однако был среди множества памятников, над которыми он работал, один, особенно близкий его сердцу. Это установленная по его предложению на пьедестал . Три года, находясь на передовой, он, оказывается, и не подозревал, что это грозное оружие, которого как огня боялись фашисты, делалось в его родном городе.

По Сеньке и шапка

Меня с Евгением Викторовичем познакомил Лев Головницкий. Произошло это еще в 1960-е годы. Бывая в мастерской нашего выдающегося скульптора, с которым мы дружили, я нередко заставал там и Александрова. Правда, это были сугубо деловые встречи.

Разница у них в возрасте составляла 12 лет. Какие же они были разные! Лев - очень эмоционален, почти холерик. Александров - само спокойствие, деликатность. Если скульптора можно было, хотя и не часто, конечно, застать распивающим бутылку вина с рабочим-формовщиком, то об Евгении Викторовиче такое было нельзя и помыслить. Однако они находили общее, относились друг к другу с неизменным уважением.

Рассказывая о них двоих, припомнил такую историю. Лев Николаевич пригласил Александрова на свою круглую дату. Тот явился с подарком, завернутым в газету. Развернул: Там оказался художественный альбом о Леонардо да Винчи. Как рассказал, он привез его с войны. Солдаты нашли книгу в развалинах дома в Кенигсберге. Узнав об этом, Головницкий внимательно пролистал альбом, похвалил немцев за отличную печать. Задумался на минуту и: отодвинул подарок. . Александров понял, не обиделся.

:Но вот Головницкого не стало. Наши встречи с Александровым стали совсем редки. Увидимся на каком-либо мероприятии, пожмем руки, я возьму да и задам ему - как никак издатель с опытом - вопрос: . Он улыбнется: . И вдруг в один прекрасный день слышу: . Спрашиваю: куда зайти, в каком часу? Он даже удивлен: . - ахнул я: Спрашиваю: - .

Вообще-то признаюсь: писать книгу о нем в мои планы не входило. Думал просто помочь хорошему человеку. Писать ему новые материалы было, пожалуй, поздновато. Пусть это будет сборник его статей с иллюстрациями домов и проектов. Так что прошу его подобрать материалы, чтобы затем вместе выстраивать книгу. И вдруг вижу на его лице смущение. Помолчав минуту-другую, Александров признается: .

Не иначе как скромничает. . Отправляюсь в библиотеку. Знакомые библиографы проверяют. Нет, оказывается, на самом деле, у него нет не то что книги, но даже плохонькой статейки в журнале .

Однако отступать не в моем характере. Месяца три записываю его ответы на мои вопросы на диктофон. Делаю расшифровку, дополняю, редактирую текст. Теперь уже книга будет рассчитана на широкого читателя.

Почему-то Евгений Викторович возражал против моей встречи с его сыном, он работал в одном с ним проектном институте, а также дочерью, она заслуженная артистка РФ, виолончелистка. А вот с женой удалось встретиться. .

Честно говоря, удивило то, как скромно они жили. Как оказалось, сначала им выделили трехкомнатную квартиру, только они ее, это еще в советское время, попросили поменять на двухкомнатную. Эту легче убирать.

:Очень спешу с книгой, поскольку до его юбилея остаются уже считанные месяца. И здесь вдруг приходит в голову: а кто же будет финансировать наше издание - заплатит за бумагу, типографские расходы? Спрашиваю Александрова. Он, оказывается, об этом и не подумал.

Вместе с Александровым перебираю возможных спонсоров: город, почетным гражданином которого он является, Союз архитекторов, во главе которого проработал много лет, институт Гражданпроект, в котором вообще был бессрочным сотрудником: Отводит всех. Останавливаемся на ЮУрГУ, где он - профессор.

Деньги нам выделили, правда, очень скромную сумму. Пришлось сокращать текст, заменить переплет на бумажную обложку, сократить тираж до 250 экземпляров. Услыхав об этом, Евгений Викторович комментирует: .

И вот день его юбилея. Евгений Викторович в парадном костюме. На груди - все награды. В войну получил орден Красной Звезды и медаль . За мирный труд - медаль и еще что-то, но только не правительственные награды. Негусто, когда тебе 90 лет.

Подлинным украшением торжественного вечера стала игра на виолончели его дочери.

А после было вручение всем присутствующим его книги . В очередь со всеми встал и я. На моей книге Александров на память о совместной работе оставляет такую надпись: .

Комментарии
Комментариев пока нет