Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Замена стекла айфон 5 цены, подробности по ссылке.
Дизайн и ремонт офиса под ключ на http://ekb.youdo.com/remont/podkljuch/office/design/.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Русские

30.04.2011
По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 2 965 885 русских (82,3 процента от общего числа жителей), в 1989 году было 2 929 507 (81 процент)

О русских Южного Урала рассказывать сложнее всего. И не потому, что их очень много. Просто не совсем понятно, кто они, русские. Пытаясь ответить на этот вопрос, я написал в три раза больше, чем может вместить газетная полоса. В итоге мы решили давать материал в два этапа.

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 2 965 885 русских (82,3 процента от общего числа жителей), в 1989 году было 2 929 507 (81 процент)

О русских Южного Урала рассказывать сложнее всего. И не потому, что их очень много. Просто не совсем понятно, кто они, русские. Пытаясь ответить на этот вопрос, я написал в три раза больше, чем может вместить газетная полоса. В итоге мы решили давать материал в два этапа. Первый сегодня, в традиционном формате рубрики . Второй - через неделю, на полосе , поскольку по поводу моего родного народа до сих пор нет исторической и антропологической ясности.

Кто мы

Русские - восточнославянский народ. Национальные истоки первых носителей этнонима до сих пор дискуссионны, отмечают ученые. Норманская теория предполагает скандинавское происхождение, другие исследователи считают их славянами, третьи - ираноязычными кочевниками (роксаланами), четвертые - германскими племенами (готами, ругами и т.д.).

Историки зафиксировали, что древнерусская народность образовалась примерно в XII веке после слияния восточнославянских племенных объединений (ильменских словен, кривичей, вятичей, северян и радимичей). В XVII-XIX веках под русскими понималась совокупность великорусов, малороссов (сюда же включали и закарпатских русинов) и белорусов, то есть всех восточных славян. С 1920-х годов русскими стали обозначать лишь великорусов.

Русских в мире около 150 миллионов, в России живет 116 миллионов (2002 год, 79,8 процента населения страны). Русский язык относится к восточной подгруппе славянской группы индоевропейской языковой семьи. Самой распространенной религией среди верующих русских является православное христианство. Но в последнее время значительная часть народа уходит в разные секты или вообще не верит ни во что. Главный музыкальный инструмент русских - балалайка. Главное блюдо - блины со всевозможной начинкой. Символом русских считаются водка и баня.

Появление на Южном Урале

Понять ход процесса переселения мне помог доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов.

После похода Ермака (XVI век) и последовавшего за этим вхождения Зауралья в состав Московского государства пути русского расселения в Сибирь еще более полувека проходили далеко к северу от наших мест. Единственной официально разрешенной была , которую чаще называли по имени человека, который ее нашел и обустроил, - Артемия Бабинова. В 1670-х годах начали возникать русские поселения у реки Миасс. Появилось Царево Городище на Тоболе, поселения по Тече. Расселение на юг остановилось в 1690-х годах - попытка поставить (в 1693 году) Зюзельскую (Изюзельскую) слободу при впадении реки Зюзелги в Исеть закончилась неудачей. Башкиры разломали недостроенный заплот, а самих строителей . Вскоре после этого по башкирским челобитным был назначен сыск, то есть расследование ситуации с собственностью на земли в Южном Зауралье. Башкиры писали, что многие слободы поставлены на их площадях. В итоге эти участки запретили отдавать кому бы то ни было, а башкирам предписали русским . Так установилась граница русского расселения и башкирских земель. Крайними русскими слободами были Белоярская Теченская (село Русская Теча Челябинской области), Верхне-Миасская Чумлятская (село Чумляк Курганской области), Багарятская (село Багаряк Челябинской области). Население этих слобод составляли выходцы из Поморья и Верхнего Прикамья. Были также переселенцы из Поволжья, Центральной России.

В 1735 году постройкой Верхояицкой пристани и первого Оренбурга (ныне Орск) начинает свою активную работу Оренбургская экспедиция. Вспыхнувшее в результате ее деятельности башкирское восстание привело к строительству крепостей на территории Зауральской Башкирии. Первые крепости: Чебаркульская, Миасская, Челябинская, Еткульская и возникшие потом на отведенных им землях Коельская, Кичигинская, Еманжелинская крепости и Верхнеувельская, Нижнеувельская, Кундравинская слободы. Их основным населением были казаки из вчерашних крестьян. Гарнизоны крепостей составляли подразделения регулярной армии. Их солдаты были рекрутированы из европейской части России. Окончив службу, многие оставались жить в крепостях, где служили. В 1740-х годах на Южном Урале началось активное строительство металлургических заводов. На них владельцы перевозили целыми деревнями крепостных крестьян из разных мест России. В 1840-1860-х годах организовалась Новая линия крепостей, которая границу с киргиз-кайсацкой (казахской) степью между реками Уй и Урал. В ее крепости и станицы переводили казаков из старых крепостей, а также набирали их в европейской части России и на Украине. После реформы 1861 года (отмены крепостного права) начиналось переселенческое движение на восток империи. Особенно активным оно стало после постройки железной дороги. Часть крестьян оседала на здешних землях.

Самые известные

Государственные деятели: устроитель Оренбургского края (в него входили земли Челябинской области) Иван Неплюев; первый секретарь Челябинского обкома партии во время Великой Отечественной войны Николай Патоличев; секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС Михаил Соломенцев (был вторым секретарем Челябинского обкома партии); министр здравоохранения СССР Мария Ковригина была челябинкой; председатель Госкомитета по делам издательств, полиграфии и книжной торговли СССР и Гостелерадио СССР Михаил Ненашев родился в Варненском районе, был вторым секретарем Челябинского обкома партии; первым и последним народным губернатором Южного Урала называют Петра Сумина; мэр Москвы Сергей Собянин работал слесарем, мастером на ЧТПЗ; министр юстиции, а ныне депутат Госдумы РФ Павел Крашенинников родился в Магнитогорске; управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин появился на свет в Троицке. Ученые и конструкторы: советской атомной бомбы Игорь Курчатов родился в Симе; Виктор Макеев - академик, главный конструктор КБ машиностроения в Миассе (сейчас ГРЦ имени Макеева), создатель комплексов с твердотопливными ракетами . Космонавты: Константин Феоктистов работал в СКБ-385 (Златоуст); Максим Сураев родился в Челябинске. Бизнесмены: владелец ММК Виктор Рашников; Группой ЧТПЗ руководят Андрей Комаров и Александр Федоров; Константин Струков возглавляет фирму Южуралзолото и Челябинскую угольную компанию; главой компании является Александр Аристов; фирму возглавляет Александр Берестов. 80-летний (!) Иван Шундеев продолжает успешно работать директором СХПК . В стране известны наши врачи: кардиохирурги Юрий Малышев и Михаил Малышев (отец и сын), пластические хирурги Александр Пухов и Сергей Васильев. Кинорежиссер Сергей Герасимов родился в селе Сарафаново Чебаркульского района, а его коллега Глеб Панфилов - в Магнитогорске. Поэты, писатели: Галина Щербакова окончила ЧГПИ, работала в газете ; долгие годы провела в Челябинске Людмила Татьяничева; поэт из Златоуста Константин Скворцов живет в Москве. Музыканты и певцы: народный артист СССР, солист Большого театра, бас Александр Ведерников вырос в Еманжелинске; оперный певец, народный артист СССР Леонид Сметанников родился в Нагайбакском районе; заслуженная артистка России Галина Ненашева военное детство провела в Чебаркуле, а свою певческую карьеру начинала в хоре Челябинской оперы; основатель и первый руководитель легендарного ансамбля , заслуженный артист РСФСР Валерий Ярушин считается лицом челябинской эстрады; в последнее время популярность заслуженного артиста России, барда Олега Митяева зашкаливает все пределы. Актеры: в стране сейчас очень популярна заслуженная артистка России, уроженка Кыштыма Инга Оболдина (Гудимова); заслуженный артист РФ Андрей Панин детство провел в Челябинске; народный артист России Александр Пороховщиков мальчиком жил в Магнитогорске, школу окончил в Челябинске. Спортсмены и тренеры: единственная в мире шестикратная олимпийская чемпионка по конькам(!) Лидия Скобликова; четырехкратный олимпийский чемпион по биатлону (!) Александр Тихонов родился в селе Уйское; чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов появился на свет в Златоусте; двукратный олимпийский чемпион по хоккею, двукратный чемпион мира как тренер сборной России Вячеслав Быков вырос в Ленинском районе Челябинска; олимпийская чемпионка по конькам Светлана Бажанова родилась в столице Южного Урала; олимпийский чемпион по биатлону Владимир Гундарцев появился на свет в Сатке; в Челябинске началась карьера одного из самых успешных и титулованных хоккейных тренеров России Валерия Белоусова; весь мир знает двукратного олимпийского чемпиона по хоккею Сергея Макарова, обладателя Кубка Стэнли Евгения Малкина; в нашей области жили олимпийский чемпион по хоккею Сергей Бабинов, олимпийская чемпионка по прыжкам в высоту Елена Елесина, чемпион мира по дзюдо Григорий Веричев и олимпийская чемпионка по биатлону Наталья Снытина. Бессменный рулевой телевизионного клуба КВН Александр Масляков тоже родился в Челябинской области.

Национальный центр

Оказывается, у русских есть областной культурный центр! Но большинство южноуральцев не знает о его существовании - объединение нигде не . Многим непривычно говорить о русском культурном центре в российской области, где коренное население составляет 82 процента. Разве все вокруг не проявление русской культуры?

Председателем русского центра избран Петр Акимов. Сразу удивило, что Петр Григорьевич - не гуманитарий, не профессор и не политик, а самый обычный экономист, окончивший ЧИМЭСХ. Сейчас занимается бизнесом - поставкой резинотехнических изделий. Он пришел не на пустое место. Русский центр был создан еще в 1991 году. Одними из его организаторов были библиотекарь Тамара Корегина и доцент Юрий Доронин. В 1997 году при русском центре образовалось Пушкинское общество, которое возглавила Тамара Корегина. В работе объединения участвуют писатели Нина Пикулева, Лилия Кулешова. Общество выпускает альманах , в котором прослеживается духовная связь времен. Этот сборник заказывают в Великобритании, США, он есть в Оксфорде, Кембридже. Петр Акимов сменил на посту председателя Сергея Тимошенко - историка, многолетнего доцента ЮУрГУ. Сергей Александрович также писатель, поэт, краевед, член Петровской академии наук и искусств и - отец моей коллеги Татьяны Строгановой. Он член правления областного фонда культуры, где работает на общественных началах заместителем председателя Кирилла Шишова.

Русский культурный центр совместно с Челябинской епархией и обществом учредили Кирилло-Мефодиевское просветительское общество. Его возглавила доктор филологических наук, профессор Людмила Шкатова. Заместителями стали доктора педагогических наук Наталья Шитякова и Сергей Сериков. В этом году общество провело семь семинаров для педагогов по духовно-нравственной культуре России. Ежегодно в ЧГПУ проходят научно-практические конференции. При обществе открыт духовно-просветительский центр (в пристрое к Свято-Троицкому храму). Там работает методист Ирина Максимова. В центре действуют кружки, семинары, клубы, воскресная школа. Петр Акимов ведет киноклуб. Собравшиеся смотрят фильмы и обсуждают их с позиций русской православной культуры.

Я слушал рассказ о деятельности русского культурного центра и не мог отделаться от ощущения, что мы с его активистами живем в каких-то параллельных мирах. Удивительно, но, несмотря на безусловное количественное превосходство, русские в южноуральской сборной солянке народов так и не сформировали свой национальный стиль жизни.

Потерявшийся народ

В нашем регионе по-настоящему не звучат добрые идеи, которым люди из русского культурного центра посвятили свою жизнь. По сути, Петр Акимов и его объединение оказались на своей земле в положении неких маргинальных элементов. . . .

У нас разорвалась человеческая ткань жизни. Люди стали предельно одинокими. И они, как слепые котята, сбиваются в разные кучки - в фанатские движения, в социальные сети. Их всех может объединить только общая русская культура. .

Перед русской культурой сейчас стоит, как никогда, сложная задача - поднять самооценку народа. Если нам сверху не спускают национальную идею, значит, надо объединяться от человека к человеку, создавать какие-то сети, но уже не по маргинальным, а по коренным культурным интересам. Говорят, создание солидарного народа не менее важно, чем охрана границы и т.д. .

Мечта о чувстве меры

Культурные русские люди никогда не выпячивают себя, они скромные. Но, к сожалению, часто кто-либо из нас (обычно - ) неумело начинает объяснять, какой мы хороший народ. Особенный, богоизбранный. Ему робко возражают, что все народы особенные, но такой горе-толкователь только русских считает исключительными. У нас не получается похвалить себя и походя не задеть, не принизить других. Некоторые мои собеседники договаривались до того, что называли ересью другие мировые религии. В ответ на такую мы уже получали вполне адекватные ответы: западный мир много веков считал православие неким отклонением (а славян его адепты называли навозом истории) и стремился покорить нашу страну. А народы внутри России после таких заносов начинают бояться, когда русские заводят речь о своих проблемах. Их настораживает сам факт такого разговора. () Они видят в этом попытку ущемить свои права. А слова о доминировании православия вызывают у других народов в лучшем случае недоумение. Если мы сохраним чувство меры, не станем самозабвенно говорить о своей особости, нас лучше поймут.

Но главный порок русских - пьянство. Алкоголь, а теперь и наркотики уничтожают наш народ. Петр Акимов считает, что пьянство - бессознательная форма протеста русского человека, утратившего родную культуру. Он как бы жертвует собой, чтобы показать другим, что так жить нельзя.

Комментарии
Комментариев пока нет