Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Удмурты

11.06.2011
По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале живут 3344 удмурта (0,1 процента), в 1989 году было 4388 человек (0,1 процента)

По-старому - вотяки

Удмурты - финно-угорский народ, самоназвание - укморт, утморт, удмурт или удморт, множественное число - удмуртъёс. Этимология слова не вполне ясна.  в переводе с индо-иранского - муж, мужчина, человек. Иранское anta-marta означает житель окраины, пограничья, сосед. Татары называли удмуртов  (в единственном числе) и  (во множественном).

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале живут 3344 удмурта (0,1 процента), в 1989 году было 4388 человек (0,1 процента)

По-старому - вотяки

Удмурты - финно-угорский народ, самоназвание - укморт, утморт, удмурт или удморт, множественное число - удмуртъёс. Этимология слова не вполне ясна. в переводе с индо-иранского - муж, мужчина, человек. Иранское anta-marta означает житель окраины, пограничья, сосед. Татары называли удмуртов (в единственном числе) и (во множественном). Под именем арян, аров, арских людей, а также чуди отяцкой, отяков, вотяков удмурты фигурируют в русских исторических документах XVI-XVII веков. В современном удмуртском языке самоназвание членится на две компоненты - уд (с неясной семантикой) и мурт (человек, мужчина).

Удмуртcкий народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является коренным в северном и среднем Предуралье и Прикамье. Под собственным названием удмурты впервые упомянуты в 1770 году в работе русского ученого Н. Рычкова. Возникновение государственности связано с организацией в 1920 году Вотской автономной области. Советская власть открыла удмуртам дорогу для получения образования, появилась национальная интеллигенция. В 1932 году образована Удмуртская АО (с этого времени самоназвание стало официальным), в 1934-м - Удмуртская АССР, в 1991-м - Удмуртская Республика. В стране 637 тысяч удмуртов, в одноименной республике - 497 тысяч.

Вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским языками удмуртский составляет пермскую группу финно-угорской языковой семьи. Вотяк может на бытовом уровне понять венгра, эстонца, финна. Выделяются северные удмурты ватка (от слова Вятка) и южные калмез (по названию одноименной реки), на которых оказали влияние восточные народы. Среди северных удмуртов в бассейне реки Чепцы выделяются бесермяне (около 10 тысяч человек). В отдаленном прошлом, предполагают исследователи, это была проточувашская группа. На базе говоров, возникших на стыке северного и южного диалектов, сформировался удмуртский литературный язык и создалась письменность на основе русской графики. Причем азбуку вотякам дала не советская власть, а еще Екатерина II. В антропологическом отношении удмурты - характерные представители субуральского типа.

Большинство верующих удмуртов - православные, но значительная часть придерживается традиционных языческих верований. На религиозные воззрения бесермян и населения пограничных с Татарстаном и Башкортостаном районов оказал влияние ислам. Главное блюдо - перепечи. Главный музыкальный инструмент - крезь (гусли). У знаменитого русского слова пельмени - вотяцкое происхождение (пель - ухо, нянь - хлеб, пельнянь - хлебное ухо). Удмуртские мастера первыми в мире изготовили пластиковые лыжи. Удмуртия - родина автомата Калашникова, автомобиля и мотоцикла ИЖ.

Хозяйство, быт, культура

Землю удмурты вспахивали сохами разных типов или плугом (сабаном). Выращивали морозо-устойчивые зерновые культуры - рожь, ячмень, овес, а также пшеницу, гречиху. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, домашнюю птицу, но скота держали мало из-за недостатка пастбищ. Удмурты - хорошие охотники, умелые ремесленники. Они еще в VIII веке знали тайну метода ковки металла, который сегодня называется вакуумным.

До начала XX века в жизни сельского населения большую роль играла земледельческая община, во главе которой стоял совет - кенеш. Долгое время у удмуртов сохранялись воршуды (от вордыны - родить, растить и шуд - счастье). Это родовое подразделение и дух предка - покровителя рода, божество домашнего очага. Каждая семья держала воршуд на полке (мудор - центр Земли) в виде игрушек - уточек, лебедей и других живых существ. И сегодня известно до 70 воршудов, многие из них совпадают с родами. Браки между удмуртами одного рода запрещались. Воршуды остались в названиях городов, сел, рек - Можга, Пурга, Бодья, Селта и т.д. До недавнего времени в деревнях обращаться к взрослому человеку по имени рода считалось гораздо уважительнее, чем по имени и отчеству.

В XIX веке сложились виды народного искусства - вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Удмуртки сохранили тайну выделки кож, из которых шили лайковые перчатки. Работы национальных мастеров декоративно-прикладного искусства сегодня есть в Эрмитаже, в музеях Москвы и мира.

Знаменитые удмурты

Осенью 2005 года я был в Ижевске (столица Удмуртии) на свадьбе своего студенческого друга, журналиста и драматурга Сергея Шумского. Сразу обратил внимание, что на стенах небольшого для республиканского центра вокзала висят портреты национальных знаменитостей. Самый почитаемый - Кузебай Герд (Кузьма Чайников), поэт, прозаик, драматург, фольклорист, этнограф, общественный деятель, удмуртский Ломоносов. Геннадий Красильников и Флор Ва-сильев - классики удмуртской литературы. Ашальчи Оки - поэтесса. Борис Ложкин - инженер, который возглавлял работу по проектированию конструкций кремлевских звезд (тех самых, рубиновых). Анатолий Мамонтов - художественный руководитель знаменитого ансамбля песни и танца . А еще есть: Михаил Петров - писатель, поэт, переводчик, Кедра Митрей - российский и советский удмуртский писатель, Игнатий Гаврилов - писатель, публицист, критик, переводчик и общественный деятель, Владимир Владыкин - этнограф и поэт. Но самые популярные - . Этот вокальный коллектив из одноименного села прославился после финала национального этапа . Группа, в составе которой есть 70-летние участницы, на удмуртском языке перепела хиты Beatles, Queen, Eagles, а затем Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова.

Появление на Южном Урале

Некоторые ученые считают удмуртов потомками тех самых ариев, которые обитали в Аркаиме, открытом профессором ЧелГУ Геннадием Здановичем. Как считает исследователь из Ижевска Альберт Разин, у этих притязаний серьезные основания. Древнегреческий историк Геродот писал, что люди, живущие в предгорьях горы Рифей (Урал), свою страну называют , а себя - . Французский историк Альфред Рамбо в книге , изданной в нашей стране в 1884 году, идентифицирует удмуртов с арами. Профессор М. Гришкина делает вывод, что ары были предками удмуртов. А. Разин отмечает, что поверхность глиняной чашки, обнаруженной на раскопках древнего города, разрисована геометрическими узорами, а на донышке и краях изображен удмуртский солярный знак, похожий на свастику.

После падения Казанского ханства на общей волне переселения из Приуралья в Сибирь вотяки (не позднее XVII века) появились и в Южном Зауралье, отмечает кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов. Значительная часть представителей финно-угорских народов Прикамья, переселявшихся за Урал, была крещена, поэтому в документах их обозначали русскими. По переписи населения 1897 года, вотяков на территории современной Челябинской области немного. В Челябинском уезде - четверо мужчин и четыре женщины, в Троицком - семь мужчин, Верхнеуральском - три и три.

В период промышленного освоения Урала вотяки трудились на казенных и демидовских заводах. В 30-е годы XX века, в пору советской индустриализации, на Южный Урал стали прибывать удмурты для работы на многочисленных стройках и предприятиях. Появились и ссыльные вотяки.

Наши удмурты

Самой заметной удмурткой Южного Урала наших дней можно назвать краеведа Ирину Кириллову, автора замечательных книг и . Ее сестра Людмила Коробейникова - администратор театра оперы и балета. Ирина Александровна из Коркино, окончила факультет журналистики УрГУ. Работала в бюро путешествий и экскурсий, стала писать книги. Один из ее рассказов посвящен любимой бабушке-удмуртке. Она была сиротой, помещица взяла ее к себе для выполнения разной работы. В 30-е годы XX века бабушка вместе с мужем и ребенком были сосланы на Южный Урал из Кибаевки, что под Сарапулом. От нее И. Кириллова узнала и помнит до сих пор удмутские слова и целые предложения (еще ино коляино - растопи печку посильнее). После того как мужа расстреляли (его прах покоится на Золотой горе), бабушка стала глубоко верующей, ездила по стране вместе с паломниками, жила в церквах. Затем работала в угольном разрезе на водокачке. Однажды взяла Ирину, сестру Люсю и младшего брата Толика и повезла в Копейск. Привела их в церковь и крестила. После этого кто-то на их маму-учительницу и ее на год лишили работы. При воспоминании о бабушке у Ирины Александровны .

Челябинка Зоя Губанова родилась в Ярском районе Удмуртии. В 22 года ее позвал к себе в Челябинск дядя, мамин брат. Работала проводницей на железной дороге, воспитателем в детском саду, в архиве треста столовых и контролером на Станкомаше. Сейчас на пенсии. .

Удмуртом оказался молодой журналист Александр Чирков. Он рассказал, что родители его отца Николая Анатольевича появились в Челябинске в 30-х годах, когда шла индустриализация и весь хлеб из деревень направляли в город. Дед и бабушка Александра жили в Удмуртии в сельской местности. Их дом и вся мебель были сделаны без единого гвоздя. От голода дед сильно болел, однажды он свалился с полатей и после этого страдал глухотой. Прослышав о промышленном Челябинске, оставили свою деревню и отправились пешком в . Они работали в горводоканале. Отец Александра говорил с ними на родном языке. .

Центр

В музее центра финно-угорской культуры хранится домо-тканое полотенце, которое принесла Зоя Губанова. В 20- годах прошлого века его вышивала Евдокия Салтыкова, жительница Ярского района Удмуртии. А бывший военный Валерий Щепин, который недавно ушел из жизни, владел техникой макраме, вязал кофты, плел лапти. В музее стоят симпатичные куклы-закрутки и деревянные лошадки, которые он смастерил из веток в палец толщиной, так, как это делают в родном удмуртском селе. Мальчики там изготавливают лошадей, а девочки - кукол. Причем кукол делают без лица - чтобы маленький ребенок не испугался.

Удмуртских активистов в было около 50 человек. Сейчас кто-то уехал (в основном на историческую родину - было такое поветрие), кто-то отправился в лучший из миров. Центр держится на самосознании железнодорожника Михаила Золотарева, предпринимателя Евгения Конюхова. Помнят свои корни пенсионеры Светлана Федоркова, Евгений Вотинцев, Анатолий Жигалов, Алевтина Зыбалова, Елена Иванова, Николай Еникеев, Нина Карпушина, Геннадий Улюкин. Они рассказали, что основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещеных, так и некрещеных) является юлианский календарь с кругом известных православных праздников. Причем у вотяков они называются по-своему (масленица, например, - вой). В дни зимнего солнцестояния отмечается толсур - с ряжением, гаданиями, проводами злых духов. Многие обряды связаны с хозяйственными занятиями: гырын поттон - праздник выноса плуга; гербер отмечают после весенне-полевых работ; перед покосом - инвожо, он сопровождается молениями на лугу; выль жук - обрядовое поедание каши из зерна нового урожая. Для традиционной религии удмуртов характерен многочисленный пантеон божеств, духов и мифологических существ, среди них Инмар - бог неба, Калдысин - бог земли, Шунды-муммы - Мать солнца и другие, их около 40. Инмару как положительному божеству противопоставлялся Кереметь, или Шайтан, приносящий вред, его задабривали жертвами. В культе удмуртов, как и у марийцев, большую роль играет поклонение священным рощам и некоторым деревьям, которые имеют сакральное значение (береза, ель, сосна, рябина, ольха).

В Ижевске я купил две фигурки мужчины и женщины в национальных костюмах, а также диск с записями песен удмуртов Завьяловского района. Много раз его слушал, поразила какая-то пронзительность исполнения. Как оказалось, удмурты вообще любят петь. Много песен посвящено рекам, это часть глубинного народного самосознания. В одних упоминается Вятка, звучат слова . Вторая река - Тодьы Кам, Белая Кама. В песнях Кама - символ величия, чистоты, раздолья, незыблемой вечности.

Председатель Анна Исаева с недоумением сообщила, что в Удмуртии национальным центром в Челябинской области не интересуются, это единственная финно-угорская республика, из которой ни разу не позвонили. Я переадресовал это недоумение в министерство культуры Удмуртии. Там ответили, что наши вотяки могут обратиться за помощью к исторической матери-родине.

Революционеры без революции

Как сказал писатель Александр Радищев, нрав у этого народа скорее веселый, чем печальный. Все путешественники отмечали большое гостеприимство удмуртов, их радушие и миролюбие. Любому входящему вотяки подносили квас, пиво, хлеб-мед-масло и только потом расспрашивали. Я испытал нечто подобное, когда в Кустанае мы дружили с удмуртской семьей Касаткиных. Николай работал слесарем в горводоканале, Алла - воспитателем в детском саду. Их сын Вовка был весь в конопушках и рыжий-рыжий - позже я узнал, что по этому удмурты в числе мировых лидеров. У Касаткиных мы впервые попробовали перепечи (смотрите рецепт). Мама Аллы (вылитая бурановская бабушка), когда зять задерживался на работе, с детской непосредственностью бросала: Когда в Новый год Коля больше, чем положено при его , Алла на время закапывала его в снег - чтоб пришел в себя. Мы в шутку называли это действо удмуртским народным обычаем.

Ирина Кириллова отметила два главных качества удмуртов. Трудолюбие - до полной самоотдачи (бабушка родила ее отца в Удмуртии прямо в поле, где работала). Наивность - у вотяков очень искреннее, детское ощущение мира, они его воспринимают как сказку, всему верят. На свадьбе в Ижевске я все время искал удмуртов. Одна из красавиц оказалась из вотяков. Она заметила: . При подготовке очерка я прочитал об этом и на удмуртских сайтах.

Удмуртский писатель Вячеслав Ар-Серги в своем эссе отмечает: ; .

Кухня

Основные удмуртские способы приготовления пищи - томление, выпекание, ферментация. Это делает питание диетическим. Вотяки употребляют все виды мяса (кроме конины). Зимой, отправляясь в гости, принято брать с собой замороженного гуся - зазег бекче. Мясо употребляется тушеное, запеченное, отварное. Удмурты любят репу, морковь, брюкву, тыкву, капусту в пареном виде. При приготовлении первых и вторых блюд кладут много круп, муки, бобовых. Часто используют грибы. Говорят, именно с территории современной Удмуртии начали свое по России пельмени. В Ижевске есть даже памятник пельменю. Одно из старинных удмуртских блюд - перепечи. Праздничный стол удмуртов богат пирогами. Начинки разнообразны - мясо, рыба, картофель, калина, малина и клубника. Больше всего наши герои любят калиновый и рябиновый соки, арьян (напиток из кислого молока) и чай, настоянный на травах и сушеных ягодах.

Комментарии
Комментариев пока нет