Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Цветы доставка можно найти здесь.
Сайт для курьеров - рекомендуем!
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Антанас Суткус ищет лучшее в прошлом

05.08.2011
Антанас Суткус - имя в фотографии последних десятилетий известное далеко за пределами Литвы, где он живет. Известно оно и в Челябинске, который в 60-70-е годы уже прошлого века считался одной из фотографических столиц Советского Союза.

Сергей Белковский

Челябинск-Вильнюс

Этому способствовал Челябинский фотоклуб, его мастера тесно общались с коллегами из прибалтийских республик. Бинде, Дихавичюс, Суткус - эти имена были хорошо знакомы челябинцам. Поэтому, оказавшись в июле в Вильнюсе, захотел встретиться с Антанасом Суткусом, одним из классиков литовской фотографии.

Антанас Суткус - имя в фотографии последних десятилетий известное далеко за пределами Литвы, где он живет. Известно оно и в Челябинске, который в 60-70-е годы уже прошлого века считался одной из фотографических столиц Советского Союза.

Сергей Белковский

Челябинск-Вильнюс

Этому способствовал Челябинский фотоклуб, его мастера тесно общались с коллегами из прибалтийских республик. Бинде, Дихавичюс, Суткус - эти имена были хорошо знакомы челябинцам. Поэтому, оказавшись в июле в Вильнюсе, захотел встретиться с Антанасом Суткусом, одним из классиков литовской фотографии.

Ради встречи с гостем с далекого Урала мастер отложил намеченную на этот день поездку в другой город. Помощь в организации встречи оказала экс-челябинка, начальник управления культуры города Гусева Калининградской области Людмила Пономарева.

Мы встретились в доме у Суткуса. На столе в кабинете мастера много черно-белых фотографий большого формата, приготовленных для очередной выставки, а их у него было очень много, в разных странах, в последние годы чаще в Европе. Готовится в конце года большая выставка в Латинской Америке.

Оказалось, что Антанас Суткус не берет в руки фотокамеру уже пять лет. Не потому, что охладел к фотографии - на столе лежал толстенный альбом, который потом встретил в витрине одного из книжных магазинов Вильнюса, - с мальчишками в красных пионерских галстуках на обложке. Стоимость почти 45 евро.

Последние годы фотомастер работает со своим архивом. Для этого получил даже специальный международный грант: Суткус философски заметил, что данная мысль родилась в ходе нашего разговора: делать новые кадры безнравственно, не решив судьбу уже созданных. Это все равно, что жениться и заводить новых детей, когда неясна судьба уже имеющихся. Когда все они еще не пристроены и не устроены в жизни.

Но это не единственная причина. , - говорит Суткус. Для создания репортажной социальной фотографии время было очень продуктивным в годы творческой молодости: отношение людей к съемке, к фотографу было иным, более доброжелательным.

-- Сейчас многие ведут себя перед фотокамерой словно разведчики, люблю шутить я, - говорит Антанас Суткус. - Снимаешь, а в кадре они не оказываются, выходят из него. Проще говоря, не хотят попадать в кадр, ищут в этом какой-то подвох, негативные для себя последствия. Не будешь же каждому объяснять, кто ты такой, показывать свои альбомы фотографий.

А еще одна современная особенность - думают, что фотограф наживается, сделав интересный кадр и его тиражируя. Был такой случай в начале девяностых годов. Сделал портрет девушки с католическим крестом на груди, раньше в советское время, такие портреты публиковать было невозможно. И началось тиражирование этого снимка как символа свободной эпохи в жизни литовского народа. Героиня фотографии, конечно же, видела свои изображения в прессе и стала меня донимать: вы наживаетесь на мне, поделитесь. Я сказал ей, что получил за эту фотографию 60 евро и готов их ей отдать. Но снимок попал и начал собственную жизнь. Девушка не поверила и в течение года преследовала меня, пришлось поставить на этой фотографии крест и исключить ее из дальнейших публикаций и экспонирования на выставках.

Фотоальбом черно-белых фотографий, который весит три килограмма, - своеобразная монография мастера. Мастера, который для многих в мире представляет лицо литовской фотографии. Готовя этот альбом, фотограф разбирал свои архивы, находя в отснятом материале тридцатилетней и двадцатилетней давности новое, мимо чего тогда прошел и не заметил взгляд или что было по идеологическим соображениям.

-- В последние годы отчетливо понял, что фотография должна быть выношена, вылежаться. Что хороший снимок, как хорошее вино, с годами становится только лучше и ценнее. И еще: развитие фототехники, не только плюс, но и минус в творчестве. Раньше, на пленке, больше ценился каждый кадр и виделось зорче, большим был КПД каждой съемки.

Есть ли у Суткуса сейчас ученики в Литве? , - пошутил мастер.

Общеизвестно, что чешская фотография со своим культовым журналом 60-70-х , а также литовские фотографы оказали заметное влияние на российскую фотографию. Язык произведений прибалтийских мастеров с резкими ракурсами, крупными планами, жесткой графичностью был похож на язык авангарда начала 20-х годов прошлого века.

Поэтому челябинские фотомастера, которых уже нет, - Юрий Теуш и Владимир Белковский, оказавшие заметное влияние на фотографическое движение в Челябинске, старались общаться с прибалтами. Гордостью было выставиться в прибалтийских республиках советского периода со своими персональными выставками - были они у Владимира Белковского и Сергея Васильева.

Оказаться челябинцу в Литве нынче непросто. Урал для литовца сейчас - очень далеко, где-то рядом с Сибирью. Многое поменялось, изменилось.

Фотография, как и музыка, интернациональна и соединяет людей, если она гуманна, если запечатлевает сюжеты на общечеловеческие темы.

В определенном смысле напоминанием об этом была и наша встреча с Суткусом в Вильнюсе. Говорили мы на русском языке, который он хорошо знает: изучал в университете русский язык и русскую литературу.

На прощание Суткус написал на обратной стороне открытки со своей фотографией пожелание для челябинцев - фотографов и зрителей. .

Комментарии
Комментариев пока нет