Новости

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Автолюбилельница на Skoda Octavia сбила коляску с четырехмесячным малышом на улице Корепина.

По предварительной информации, возгорание могло стать результатом поджега.

Четырнадцатилетняя девушка два месяца назад ударилась во время катания с ледяной горки и жаловалась на боль в ушибленном суставе.

Оно сможет выпускать продукцию, которая сейчас закупается за рубежом.

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Татарский Харрисон с русской семистрункой

12.08.2011
С казанским композитором и гитаристом Виталием Харисовым челябинские слушатели познакомились благодаря мэтру авторской песни Валерию Бокову. Когда организаторы приглашали Бокова, выяснилось, что выступает он только в дуэте с Виталием Харисовым. Стали разбираться, кто же это такой. Оказалось: доцент Казанской консерватории, заместитель председателя Союза композиторов Татарстана, автор множества музыкальных сочинений - от песен и романсов до концертов и симфоний, в том числе трех гитарных концертов, широко исполняемых по всему миру.

Три аккорда - а мне нравится

Зачем вам это надо - Бокову подыгрывать?

Подыгрывает он себе сам, а я играю - сольные фрагменты, импровизации.

С казанским композитором и гитаристом Виталием Харисовым челябинские слушатели познакомились благодаря мэтру авторской песни Валерию Бокову. Когда организаторы приглашали Бокова, выяснилось, что выступает он только в дуэте с Виталием Харисовым. Стали разбираться, кто же это такой. Оказалось: доцент Казанской консерватории, заместитель председателя Союза композиторов Татарстана, автор множества музыкальных сочинений - от песен и романсов до концертов и симфоний, в том числе трех гитарных концертов, широко исполняемых по всему миру.

Три аккорда - а мне нравится

Зачем вам это надо - Бокову подыгрывать?

Подыгрывает он себе сам, а я играю - сольные фрагменты, импровизации. То, что в обиходе называется подыгрыванием, для нас, музыкантов, - вполне серьезная работа. Сейчас многие барды привлекают профессиональных гитаристов. Меня в консерватории спрашивают: . Но мне авторская песня нравится. Нахожу в ней определенное самовыражение.

И все-таки вам с высоты консерваторского образования не кажется ли авторская песня чем-то слишком уж простым?

На третьем курсе музыкального училища я взял тему курсового реферата - . И там совершенно случайно вышел на авторскую песню как итог развития фольклора в ХХ веке (не зря Булат Окуджава назвал авторскую песню ). Потом как-то увлекся, и очень понравилось. Я сам сочинял песни и понял, что они скорее бардовские, чем эстрадные. Вот так через науку пришел к авторской песне. А потом, конечно, была практика - лес, туристы, походы, песни у костра.

После консерватории я проходил службу в армии в Самаре. Рядом возрождался знаменитый Грушинский фестиваль, ансамбль пел одну из моих песен на горе.

Как вы попали в ?

Они меня пригласили, я выступал с ними с 1987 по 1993 год. спел много моих песен. Коллектив очень серьезный был, хороший. Все были авторами, но каждый тянул в свою сторону. Распались на взлете. Может быть, потому что не было общего директора, финансового организатора, художественного руководителя. Потом лет через семь после распада собрались, сыграли при битком набитых залах и снова разошлись.

Из Дома пионеров - в консерваторию

Виталий, вы нигде не учились игре на гитаре, а сейчас преподаете ее в консерватории. Чтобы объяснить этот парадокс, наверное, нужно начать с музыкальной школы.

Меня отдали на фортепиано. Сначала занимался из-под палки, но в конце музыкальной школы почувствовал тягу к музыке. Гитара в моей жизни появилась в подростковом возрасте и сначала шла как отдельная линия жизни. Во дворе смотрел, как ребята играют, снимал аппликатуру, переводил в ноты и учил. Когда мне в 14 лет отец подарил гитару, я уже немного владел инструментом. Бабушка играла на семиструнке, и я стал параллельно играть на обеих гитарах, что, кстати, делаю и сейчас. Мечтал о соло-гитаре, очень увлекался группой , композиции Ричи Блэкмора снимал один в один. Купить электрогитару было нереально, мы делали ее сами со старшим братом. Отец работал начальником цеха крупного завода, он нам помогал с материалами, присылал чертежи.

После школы было музучилище, и снова не гитара, а класс теории музыки.

Наверное, в это время гитара еще не занимала такого места в моей жизни - это раз, а во-вторых, класса гитары в музыкальных училищах тогда просто не существовало. Когда я поступал в Казанскую консерваторию, класс гитары тоже был какой-то несбыточной мечтой. Хотя: даже если бы он и был, я все равно пошел бы на композицию. Мне хотелось после консерватории получить второе высшее образование по классу гитары. Но обстоятельства были против.

Это ведь огромная самодисциплина нужна, чтобы профессионально освоить инструмент.

Все происходило легко, без особого напряжения. На третьем курсе музучилища я пошел работать. А куда устроиться студенту теоретического отделения? Только в музыкальную школу преподавать сольфеджио. Мне это показалось скучноватым, и я предпочел вести кружок гитаристов в Доме пионеров. Вот с этого и началось мое профессиональное становление. В 1997 году меня пригласил к себе проректор консерватории: . Я отвечаю: . И тогда он сказал: . Это меня подстегнуло.

Гитара семиструнная

Вы играете на семиструнке?

И даже преподаю ее. Казанское музыкальное училище - единственное в России, где учат играть на семиструнной гитаре всех шестиструнников. Я добился, чтобы семиструнка стала обязательным предметом. Музыку Андрея Сихры, Михаила Высотского мало кто себе представляет, потому что на шестиструнной гитаре ее сыграть практически невозможно. А ведь это целый пласт русской культуры XIX века. Семиструнка гудит по-другому - по-русски, она богаче в аккомпанементе - это неоспоримый факт, поскольку там больше вариантов аккордов. Есть даже такое мировое понятие наравне с кантри, блюзом, фингер-стайлом. Есть иностранцы, владеющие этим стилем, в отличие от наших русских гитаристов-шестиструнников, многие из которых не имеют даже понятия, как играть на семиструнке.

Ее и приобрести, наверное, непросто.

Приличный инструмент стоит недешево. А предмет-то обязательный. На чем же тогда играть? Только на гитарах из моей личной коллекции старинных инструментов. Она у меня не на музейных полках пылится, а почти вся . Отучились - отдают гитару другим, но некоторые настолько увлекаются, что потом покупают себе семиструнку.

Сколько инструментов в вашей коллекции?

Порядка 20 гитар. Собиралась она по-всякому: что-то дарили, что-то покупал, потом восстанавливал. Самый старый экземпляр - мандолина начала ХХ века, Неаполь, 1912 год.

Вы пишете для семиструнной гитары?

Да. Я участвовал в первом всероссийском фестивале-конкурсе семиструнной гитары, который проходил в Жуковском, специально писал музыку для этого фестиваля. Есть соната и есть идея концерта для семиструнной гитары.

Честно говоря, иногда руки опускаются. Вот вам случай: московский композитор Игорь Рехин написал , первый в мире. А потом был вынужден переделать его в концерт для шестиструнной гитары, поскольку не нашлось исполнителей. Семиструнники ведь в большинстве своем любители-энтузиасты, для них такая музыка слишком сложна. Первое исполнение этого концерта таким, каким он был задуман, состоялось в Казани. Сыграл его мой ученик Айнур Бегутов, которому я три года предлагал: . Игорь Рехин приезжал в Казань на премьеру и был счастлив.

Со словами и без

На челябинском концерте вы исполнили несколько . Это ваше изобретение?

Основоположник жанра песни без слов - Феликс Мендельсон Бартольди, автор знаменитого свадебного марша. У него были фортепианные песни без слов.

Я сначала делал виртуозную обработку для гитары к обычным песням. В результате музыка начинала доминировать над словами, они становились как будто притянутыми за уши. Когда убирал слова, получалась инструментальная композиция. А некоторые композиции писались в форме песни без слов. Там тоже есть куплет и припев, но если в песенном куплете меняются слова, у меня варьируется музыка.

В этом году на Грушинском фестивале произошел забавный случай. Один мальчик из Ульяновска на мою написал слова, причем хорошие. Я ему предложил еще поработать в этом жанре.

И все же в выборе авторов вы очень разборчивы: Шекспир, Бернс, Лорка, из отечественных - Цветаева, Самойлов, Левитанский. Сами не пробовали писать стихи на свою музыку?

У меня есть несколько песен на свои: даже не стихи, а так, слова. Но это случайно и редко. Лучше брать хороших поэтов. Из всей нашей семьи только я не филолог. Дома - огромная библиотека, которую начал собирать еще мой дед. Культ поэзии в нашей семье был всегда.

Комментарии
Комментариев пока нет