Новости

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Автолюбилельница на Skoda Octavia сбила коляску с четырехмесячным малышом на улице Корепина.

По предварительной информации, возгорание могло стать результатом поджега.

Четырнадцатилетняя девушка два месяца назад ударилась во время катания с ледяной горки и жаловалась на боль в ушибленном суставе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Музыка трех поколений

05.07.2003
звучит в сочинениях восьми композиторов Челябинска

Челябинская организация Союза композиторов России отметила свой двадцатилетний юбилей. К этому событию было приурочено проведение целой серии масштабных концертов пятого пленума. Мир музыки наших композиторов предельно разнообразен. Союз обладает на сегодняшний день колоссальными творческими силами, он объединяет представителей трех поколений, каждое из которых стало выразителем духа, мировоззрения и интонаций своей эпохи. Попытка создать абстрактный обобщенный "портрет" этой музыки обречена на неудачу: слишком индивидуален почерк каждого из композиторов, разнообразны их художественные искания.

звучит в сочинениях восьми композиторов Челябинска

Челябинская организация Союза композиторов России отметила свой двадцатилетний юбилей. К этому событию было приурочено проведение целой серии масштабных концертов пятого пленума. Мир музыки наших композиторов предельно разнообразен. Союз обладает на сегодняшний день колоссальными творческими силами, он объединяет представителей трех поколений, каждое из которых стало выразителем духа, мировоззрения и интонаций своей эпохи. Попытка создать абстрактный обобщенный "портрет" этой музыки обречена на неудачу: слишком индивидуален почерк каждого из композиторов, разнообразны их художественные искания. Формирование старшего поколения, представленного М. Смирновым и Е. Гудковым, пришлось на тот период, когда духовную тональность эпохи определяли сочинения Д. Шостаковича и Г. Свиридова, и потому естественно продолжение традиций этих великих мастеров в музыке наших композиторов. Поколение "сыновей", к которому следует отнести А. Кривошея и В. Веккера, сразу ориентировало себя на активный поиск новых средств выразительности, но в рамках прежних стилевых традиций. Плеяда молодых (Л. Долганова, Е. Поплянова, Т. Шкербина, А. Кузьмин) формировалась в период второй авангардной волны, а потому оперирует новейшими средствами композиции уже как вполне привычными.

Песни и симфонии

Самый старший из композиторов Челябинской организации - М. Смирнов, цельная, давно завоевавшая признание личность. Его творчество всегда имело широкий резонанс и было оценено по достоинству не только у нас. Нынешний год ознаменован для М. Смирнова получением нового звания "Почетный деятель Союза композиторов России". На пленуме прозвучало три разных по времени создания и характеру произведения композитора. В "Молодежной увертюре" явно чувствуются оптимистический тон семидесятых, энергичный напор и душевное здоровье. Два других сочинения - Соната для виолончели и фортепиано, написанная в 1968 году, и Пятая симфония (1999, 2-я редакция 2002 года) - мощный монумент, воздвигнутый в память жертв чеченской войны, обнажили трагические темы современности. Обе начинаются с высокой драматической точки, преисполнены динамизма, но каждая из них несет на себе отпечаток своего времени. Трагический конфликт в сонате исчерпывается довольно мирно, несмотря на серьезный трагический накал, а в симфонии он не разрешается, ее финал потрясает апокалиптическим размахом и приобретает зловещий, фатальный оттенок. В обоих сочинениях чувствуется рука опытного драматурга, умеющего с безупречной логикой управлять музыкальными событиями и выстраивать архитектонику целого.

Для Е. Гудкова, имя которого прочно слилось с музыкальными эмблемами Челябинска и Урала, приоритетной является вокально-хоровая сфера. Песня - жанр, кажущийся простым. В этой малой форме, как на ладони, выявляется все, чем наделен автор. Здесь невозможно скрыть недостатки с помощью технических приемов "ученого" стиля. Написать песню простую, но небанальную, оригинальную и одновременно демократичную, чрезвычайно трудно и доступно лишь настоящим мастерам, к каковым относится Е. Гудков. Его песни заслуженно стали классикой и с удовольствием исполняются разными коллективами, но особый интерес вызвали прозвучавшие на пленуме хоровые сочинения. В последние годы в творчестве композитора обозначился поворот от уральской поэзии к классической русской и современной, что привело к ощутимым изменениям и в области музыкального языка. Все это отчетливо проявилось в его хорах на стихи А. Пушкина и М. Лермонтова, а также в поэтической симфонии "Рождественская звезда" на стихи Б. Пастернака, вдохновенно исполненной камерным хором В. Михальченко. Весьма примечателен жанр последнего сочинения. Слово в союзе с музыкой приобретает здесь симфонический размах, а музыка, в свою очередь, рождается из слова. Стилевые составляющие музыки Е. Гудкова стали более разнообразными, мелос и многоголосие заметно усложнились, но при этом сохранили прежнюю ясность и гармоничность.

Саксофон и казачий хор

А. Кривошей - композитор рубежного поколения, равно свободно чувствующий себя в любой сфере музыки. Природа наделила его хорошим мелодическим даром и стилевой интуицией, что явно ощущается в прелестной миниатюре для струнного квартета "Прощание с Тбилиси", выполненной в духе народных и эстрадных песен Грузии с характерными чертами аккордового многоголосия и импровизационной свободой. В его жанровых сочинениях для балалайки и концертной пьесе "Золотая трубонька" для саксофона, казачьего хора и симфонического оркестра, напротив, ярко выражено русское почвенное начало. В них воскрешаются черты древнейшей народной песенности и архаические звучания инструментальных народных наигрышей. Эта связь с народной традицией проявляется и в трагических сочинениях философского характера. Несомненно, одно из самых впечатляющих его произведений, прозвучавших на пленуме, - реквием на стихи А. Ахматовой. Интонации русских причетов, католическая секвенция Dies irae (День гнева), фатальное вальсовое кружение - все создает в нем атмосферу неизбывного страдания, боли и страха, точно переданную народной артисткой России Г. Зайцевой и оркестром "Классика" под руководством заслуженного артиста России А. Абдурахманова. Продолжением этой трагико-философской темы стала "Элегия памяти И. Бродского", в которой от лица автора высказывается виолончель, вступающая в выразительный печальный диалог с фортепиано.

Неизменным участником всех пленумов остается живущий в Германии, но не прерывающий творческих контактов с Союзом В. Веккер. Готовится к публикации его труд "Новая музыкальная теория", уже изданный за рубежом. Музыкальной иллюстрацией к новой системе ладов, предложенной композитором, стали прозвучавшие на концерте "Три пьесы для фортепиано". Это краткие жанровые зарисовки, среди которых осовремененный старинный танец ("Праздничный менуэт"), "Марш-гротеск" и "Прелюдия".

Все начинается с любви

Представителей молодого поколения объединяет, пожалуй, только возраст и дружеские отношения, но творческая манера каждого уже обрела свои неповторимые черты. Все они идут в творчестве своей дорогой.

Е. Поплянова, - человек, живущий с улыбкой, умеющий радоваться жизни, сохранивший юный взгляд на мир. Эти особенности ее личности наиболее полно отразились в той части творческого наследия, которая адресована детям. Ее песни всегда востребованы, на них воспитываются и узнают, "что такое хорошо и что такое плохо", постигают азы музыкальной теории и учатся правильно петь. "Улица радости", прозвучавшая в исполнении всех хоров на последнем концерте, стала в буквальном смысле мажорным заключительным аккордом пленума. Песенный тип мышления явно сказывается и в инструментальных сочинениях Е. Попляновой, в частности, в ее "Русском концерте", написанном к открытию памятника С. Прокофьеву. Тень великого мастера появляется здесь не только в стилевых аллюзиях на музыку С. Прокофьева, но и в намеренной цитате танца рыцарей из балета "Ромео и Джульетта". Примечательно, что импульсом для создания концерта стала постановка балета труппой Е. Панфилова. Это сопряжение визуальных и музыкальных впечатлений стало для Е. Попляновой своего рода устойчивой стилевой чертой. В шести музыкальных новеллах о любви под названием "Личный дневник" сама природа нашептала ей тему первой пьесы из четырех нот, расположившихся на нотном стане в том же порядке, что и увиденные ею птицы, сидящие на пяти проводах. Музыка этого цикла была проиллюстрирована позже художником Ю. Поповым и дополнена поэтическим толкованием К. Рубинского. Так получились три лирических дневника, объединенных музыкой Е. Попляновой. "Три стихотворения на стихи Анны Ахматовой", премьера которых состоялась на пленуме лишь, - часть задуманного большого произведения для голоса, оркестра и исполнителей Челябинского театра современного танца.

Л. Долганова тоже с увлеченностью пишет для детей. Ее юмористические песенки в артистичном исполнении питомцев вокально-хоровой школы "Мечта" под управлением И. Андреевой и Т. Шалагиновой, несомненно, стали украшением заключительного концерта. Но, пожалуй, ярче всего ее темперамент и дарование раскрылись в крупных сочинениях. В Фуге и Пассакалье для фортепиано и симфонического оркестра при помощи использования разного по природе музыкального материала автор обращается к мыслям о вечном и преходящем, возвышенном и земном. Здесь переплелись молитвы в духе знаменного пения и колокольные звучания, строгие темы, стилизованные под музыку высокого барокко, и автоцитата из Первой симфонии, воплощающие собой идею гармонии.

Кроме того, использованы современные приемы и джазовые гармонии и ритмы, напористые и агрессивные, отвечающие духу сегодняшнего времени. Е. Долганова в душе романтик, и потому ей близки чисто романтические коллизии и идея двоемирия, выраженная в сопоставлении реального и идеального, действительности и мечты. Все это в полной мере проявляется и в ее Сонате для фортепиано, прозвучавшей в исполнении автора, и в Пяти романсах на стихи русских поэтов, спетых трепетно и проникновенно Л. Гараниной в сопровождении Л. Долгановой.

Слушая музыку Т. Шкербиной, невольно вспоминаешь строки Б. Пастернака "и здесь кончается искусство, и дышат почва и судьба". В чем тайна органичности ее таланта и захватывающая сила ее музыки? Ответом на этот вопрос может послужить признание самой Т. Шкербиной в том, что творчеству всегда предшествуют любовь и боль, только "тогда возможен колоссальный выплеск творческой энергии, а когда все в жизни замечательно, то творчество стоит". Это бодрствование беспокойного духа особенно ощущается в ее крупных сочинениях, пронизанных трагедийным накалом, - Концерте для скрипки с оркестром, с чисто романтической темой "человек и природа", и особенно в Струнном квартете N 2 с таинственным названием "In..." ("В..."), в котором композитор рисует картину клинической смерти, уход и возвращение к жизни. Этот мистический путь, проделанный душой с момента, когда боль достигает своего порогового предела, до временного растворения в небытии.

Трагические сочинения Т. Шкербиной вовсе не исчерпывают сути ее творческой натуры. В цикле пьес "Акварели" для двух фортепиано она предстает как мастер поэтической звукописи. Это изящные, пронизанные искрометным юмором миниатюры, выточенные умелым резцом ювелира. Исполнители цикла - молодые преподаватели Челябинской академии культуры и искусств М. Ивашков и С. Пристай - дорисовали эти красочные картинки при помощи увлекательной игры тончайших пианистических деталей.

Для А. Кузьмина пленум был вдвойне знаменательным событием. На торжественном открытии ему был вручен членский билет Союза композиторов РФ, закрепивший его профессиональный статус. На открытии пленума прозвучала его симфоническая поэма "Ultima Thule" по мотивам одноименного рассказа В. Набокова. В этом необычном сочинении молодой автор продемонстрировал блестящее знание оркестра, его тембровых, технических, выразительных возможностей. К числу художественных пристрастий А. Кузьмина относится музыка средневековья и Возрождения. Влияние средневекового мелоса, ладовых и ритмических модусов, приемов контрапунктической обработки, проистекающих из строгой полифонии, ощущается в его симфонической поэме "Ultima Thule", в которой тема "крайнего острова", некоего реального предела напоминает в своих контурах григорианский хорал. Но еще больше связь с музыкой прежних времен проявляется в романсе "Canto the first" на стихи Дж. Байрона и Балладе о загадках для сопрано, альта и струнного квартета на текст шотландской баллады в духе средневековой рыцарской лирики.

Чтобы музыка звучала

Отдельных слов признательности заслуживают озвучившие всю программу пленума исполнители. От них, первых интерпретаторов, зависят жизнь, успех или неуспех произведения, раскрытие смысла, стоящего по ту сторону условных нотных знаков. Благородное и нелегкое дело пропаганды новой музыки объединило музыкантов из академического театра оперы и балета, его оркестра под руководством заслуженного деятеля искусств С. Ферулева, артистов филармонии, студентов и преподавателей Челябинской академии культуры и искусств и Челябинского института музыки, оркестра "Малахит" и хоровых коллективов "Молодость", "Мечта", камерного хора филармонии, школ, лицеев.

Существенно дополнила панораму пленума научная конференция "Региональное композиторское творчество и проблемы современного музыкознания", прошедшая в Челябинской академии культуры и искусств. Ученые и композиторы из Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Перми увлеченно дискутировали об основных тенденциях и перспективах композиторского творчества, об обретениях и потерях.

Союз композиторов сегодня - прочный и слаженный живой организм. Его успешная работа во многом предопределяется компетентным руководством в лице председателя Т. Синецкой, ее неравнодушным участием в судьбе каждого из членов союза. Восхищают ее желание в каждом деле "дойти до самой сути", умение держать в поле зрения глобальные стратегические проблемы и мельчайшие детали, от которых тоже зависит успешный исход дела. Прекрасным подарком к юбилею стала ее книга о композиторах Южного Урала, аналогов которой пока нет в России. Но как бы ни были велики усилия, затрачиваемые для создания полноценной жизни союза, его существование будет ущербным, если он не обретет нормальной естественной среды обитания. Две тесные комнатки, в которых проходят его трудовые будни и в которых, по меткому замечанию В. Задерацкого, "негде звуку пронестись", не могут быть местом пребывания союза. Мечты о создании для него нового здания с камерным залом для прослушивания и обсуждения новой музыки, восстановление филармонии, наконец, создание симфонического оркестра давно уже пора воплощать в жизнь.

Ольга ГУМЕРОВА,

музыковед

Комментарии
Комментариев пока нет