Новости

Шокирующий инцидент произошел 24 февраля в Верещагино.

Пострадавший пятилетний ребенок госпитализирован.

О молодом человеке, лежащем на снегу около железнодорожного моста через Каму сообщили свидетели ЧП.

64-летняя женщина организовала кредитно-потребительское общество, устроенное по принципу МММ.

Пострадавших госпитализировали в медучреждения.

Наряды ДПС будут приближены к нерегулируемым пешеходным переходам.

На ярмарке можно будет купить оригинальные поделки или сделать их своими руками.

Приведут в порядок дворовые территории, подъезды, козырьки, кровли и тротуары.

По словам сына актера, Караченцов попал в аварию в Щелковском районе Подмосковья.

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Мы создаем "картину дня"

10.07.2003
Челябинская государственная телерадиокомпания занимается этим уже 45 лет

В юбилейные дни они не забудут никого из тех, кто в 1958 году (это ведь уже другая эпоха!) был первопроходцем на неизведанном поприще общения с тысячами людей посредством голубого экрана. Об этом можно написать не одну книгу, снять не один фильм. К счастью, в архиве ЧГТРК сохранились редкие исторические кадры и оригиналы документов, свидетельствующие о становлении телевидения.
За час "прямой линии" всей жизни нынешнего телевидения не объять. К тому же вряд ли все желающие успели дозвониться.

Челябинская государственная телерадиокомпания занимается этим уже 45 лет

В юбилейные дни они не забудут никого из тех, кто в 1958 году (это ведь уже другая эпоха!) был первопроходцем на неизведанном поприще общения с тысячами людей посредством голубого экрана. Об этом можно написать не одну книгу, снять не один фильм. К счастью, в архиве ЧГТРК сохранились редкие исторические кадры и оригиналы документов, свидетельствующие о становлении телевидения.

За час "прямой линии" всей жизни нынешнего телевидения не объять. К тому же вряд ли все желающие успели дозвониться. Но наши гости - обозреватель Светлана Павлюк, председатель ЧГТРК Василий Платонов, ведущая программы "Вести - Южный Урал" Евгения Дмитренко и режиссер Петр Михайловский - искренне ответили на заданные вопросы.

От "Чишмы" до "Любознайки"

-- Здравствуйте. Звонит Гибайдуллин Ахтям Файзуллович, ветеран Отечественной войны, ветеран труда, проживаю в Челябинске. Когда зарождалось телевидение, мы, бывало, смотрели трансляции из Уфы, записи концертов из Казани. Передачи эти почему-то прекратились.

Василий Платонов: Не прекратились, но идут, к сожалению, в ночном эфире. Проблема в том, что мы работаем в составе канала "Россия" и можем использовать только те "окна", которые нам выделяют. Я не говорю, что это удобное время. Но программы эти из эфира не ушли. Кроме того, у нас есть постоянная программа "Чишма", она идет днем.

-- Знаю, но она бывает редко. По данным переписи в области проживает десять процентов татар и башкир. Наверное, они тоже имеют право видеть и слышать передачи на родном языке.

В.П.: У нас, как и у других региональных компаний, вещание должно вестись только на русском языке в соответствии с лицензией. И потом: мы программу формируем не по проценту зрителей, а по принципу злободневности и интересности. Если будем делить по процентам, то, учитывая, что на Южном Урале 120 национальностей, придется делать 120 программ всего по три минуты каждая. О татаро-башкирском населении ЧГТРК не забывает. Ни на одном из телеканалов (всего их в челябинском эфире 15), нет ни одной программы на башкирском либо татарском языках - только на ЧГТРК. Кстати, в ближайшие дни мы встречаемся в Москве с председателем Башкирской ГТРК. Подпишем договор о дополнительном вещании и об обмене программами.

-- Звонит Александра Григорьевна Ершова. Сохранился ли у вас контакт со зрителями, пишут ли они вам письма?

Светлана Павлюк: Раньше письма приходили мешками. Сейчас эпистолярный жанр не востребован. Зрители обычно звонят по телефону. Если передача удачная, если она попадает "в точку", звонков очень много. Откликаются больше всего на детскую передачу "Любознайка". Большая реакция на программу "Другая доза". Тема наркотиков очень больная, наша редакция стала своего рода консультацией. Звонки зрителей - это маленькие рецензии. Причем чаще не критические, а благодарные.

-- "Любознайка" - это последовательница "Угадайки"?

С.П.: Можно и так сказать. Зачинателем "Угадайки", столь полюбившейся детям, был Куприян Васильевич Лебедев. В его передачах работали актеры драмтеатра. В "Любознайке" участвуют актеры кукольного театра. Сейчас подобные программы делать труднее из-за финансовых проблем. Тем не менее традиции передачи сохранились.

-- Трудно "Любознайке" конкурировать с детскими передачами из Москвы?

С.П.: Естественно, там несравнимый с нашим уровень технического оснащения. Но зато местные дети имеют возможность обратиться к героям адресованных им передач. ЧГТРК среди местных телестудий единственная, где есть большой выбор передач для детей. "Карусель" - это программа для молодежи от 14 лет, она включает широкий круг тем. Есть информационная программа "Смотри в оба" для детей. Благотворительная программа "Новые имена", созданная по инициативе академика Лихачева, "задержалась" всего в девяти городах нашей страны. То, что ЧГТРК ее поддерживает, - наша гордость. Сейчас она вошла в цикл передач "Автограф для будущего".

Чернуха теснит культуру

-- Это студент академии культуры и искусства. Вопрос к Петру Михайловскому: используете ли вы опыт режиссерской работы тех, кто делал телевидение до вас, или работаете по-новому?

Петр Михайловский: Выскажу лично свое мнение. Сейчас режиссер телевидения, в отличие от кино или театра, - не творческая профессия, он, скорее, организатор. На сегодня упразднены многие режиссерские приемы: делай как хочешь, канонов не существует. Можно использовать какие угодно монтажные склейки, цветное или черно-белое изображение, поскольку техника стала более доступной. Это хорошо: пусть режиссеры себя выражают. Другое дело, что на телевидении выразить себя тяжело. Здесь процесс не строится, как в кино: нет времени на подготовку сценария, нет выбора актеров, нет предварительных проб. Принцип оперативности: сегодня снял, завтра выдал в эфир. Телевидение уходит от художественности в сторону информационности. Причины известны. Во-первых, диктат рыночной экономики, отсутствие средств на крупнозатратные программы. Во-вторых, требование времени: люди хотят следить за актуальными событиями, меньше думая о душе. Это нормально. Конкуренция существует между телеканалами? Существует! А это уже рыночный термин. Рынок делится на ниши. Какие бы ни были хорошие передачи, главное на телевидении - ниша. Это зона охвата и уверенного приема, а также прайм-тайм, то есть наиболее удобное для большинства зрителей время просмотра. Можно делать гениальную передачу, но если показывать в середине дня, ее никто не увидит. Поэтому подчас более важен маркетинг, а не режиссура.

-- Добрый день, меня зовут Мария Владимировна. У меня, скорее, не вопрос, а пожелание. Центральные каналы перекормили нас "чернухой". Я не говорю, что в нашей жизни все прекрасно и негатива нет. Но: Очень хочется, чтобы было больше позитивных сюжетов, репортажей. И не тогда, когда чиновник выступает и рассказывает, как у нас все замечательно, а какие-то реальные факты. В этом отношении мне по сбалансированности нравится "Губерния", одна из ваших программ.

Евгения Дмитренко: Спасибо, что смотрите нас. Вы правы: на ТВ сейчас много негативной информации. Возможно, даже перебор. Однако телевидение не может игнорировать реальные события. Позиция нашей телекомпании и нашей информационной службы несколько иная: не гнаться за "жареными" фактами. Но, с другой стороны, должна присутствовать объективность. Мы стараемся соблюдать баланс.

В.П.: Кстати, недавно Женя снимала сюжет о конкретном человеке, она, помню, сказала: "Это здорово, что мы можем создать информационный повод, а не искать его". Именно наша компания рассказала о парне-инвалиде, и в результате общество собрало 100 тысяч евро на его лечение. Мы считаем, что это наша задача - помогать людям.

Е.Д.: Мы и стараемся работать так, как вы, Мария Владимировна, советуете. У нас новости показываются через человека, через конкретную проблему, конкретную личность. Обращаем внимание на частные проблемы горожан.

-- Успехов вам в этом нелегком деле!

-- Милосердова Анна Васильевна из страховой компании ЮЖУРАЛ-АСКО. Я сожалею, что ЧГТРК слабо стал освещать вопросы искусства и культуры - только в жанре информационном или репортажном. Нет записей спектаклей, интервью с деятелями искусства, зарисовок о них, как было раньше.

С.П.: Приятно, что вы поддерживаете нас, мы тоже переживаем по этому поводу. Мы действительно лишились встреч с интересными людьми, возможности показать фрагменты из спектаклей, записать их. Дело в том, что ЧГТРК находится в структуре РТР. Нам для программ выделяется формат по 20-30 минут. Вы понимаете, что за столь короткое время трудно показать спектакль или сделать встречу с кем-то.

-- В какие жесткие рамки вас поставили!

С.П.: Очень! Причем время, наиболее благоприятное для зрителей, предоставляется информационным программам. Считается, что есть канал "Культура". Но этот канал не все в Челябинске могут видеть, а область не видит и подавно. Я сама делала эти передачи, вы мне соль на раны сыплете.

-- Перемен к лучшему ждать не приходится?

В.П.: Открою секрет. Сейчас руководство ВГТРК тоже обеспокоено этой ситуацией. Канал "Культура" если не в этом году, то в следующем будет предоставлять региональным компаниям возможность периодически ставить свои передачи. Если вы обратили внимание, канал "Россия" продолжает вести специализацию вещания, появился канал "Спорт". Кстати, мы - одна из немногих компаний, которая делает местные сюжеты для канала "Культура". Надеюсь, нам будет предоставлено больше "окон". Слава Богу, появился у нас "подарок" для вас, зрителей, и нас, производителей. Дубль-4 - решение проблемы для Уральского региона, мы с 5 июля сдвинулись на более позднюю сетку вещания.

С.П.: Добавлю, что художественное вещание теперь переименовано в редакцию "Стиль жизни". В службе информации работает молодежь, но эти "кадры" уже прочно стоят на ногах. А наша редакция сохраняет преемственность традиций телевидения. Известно: для того, чтобы предприятие развивалось, в нем должно быть три поколения: молодые, средние и ветераны. У нас так и получилось. Ефименко Анатолий Петрович работает с первых дней основания телестудии, как и Эйленкриг Рафаил Исаевич. Большой стаж у Татьяны Тонн, Тамары Николаевой, Галины Филимоновой. Среднее поколение - это Петр Михайловский, Елена Пилипенко. Молодежь - Ира Рогатовская, Наташа Фуникова, Оля Власова.

В.П: Да и в службе информации журналисты имеют "отдушину" и иногда делают авторские программы, а не только короткие сюжеты для "Вестей".

Самый свирепый цензор - деньги

-- Алло, это "Прямая линия"? Евгения Дмитренко, вы - та девушка, которая на плакатах висит? То есть, не вы, конечно, висите, а ваше лицо. Меня зовут Антон, я поклонник вашей красоты.

Е.Д.: Спасибо большое. А какой у вас вопрос?

-- Наверное, у вас теперь куча поклонников! А муж у вас есть?

Е.Д.: Это секрет.

-- Есть, но секретный, да?

Е.Д.: На самом деле, Антон, ничего в моей жизни не изменилось после этих плакатов. Поклонников не стало больше, а работы прибавилось. Не могу сказать, что меня всюду узнают. А вот ответственности добавилось.

-- В рекламе вас теперь не приглашают сниматься?

Е.Д.: Не думаю, что я бы стала сниматься в рекламе.

-- А вы музыку любите?

Е.Д: Да. Люблю Стинга, Шадэ, Шер.

-- У вас на ЧГТРК передача выходила - "Муха".

Е.Д.: Она и сейчас выходит. Но о ней лучше расскажет ее режиссер Петр Михайловский.

П.М.: "Муха" - это "Музыкальное обозрение для УХА" или "Музыкальная УХА". Каждая программа - современное творчество рок-групп из Челябинска и из области. Поклонники этого направления довольны, а сами создатели - тем более, ведь у них есть возможность показать себя и записаться, причем бесплатно.

-- Алло, Светлану Ивановну можно попросить?

С.П.: Я вас слушаю.

-- Меня зовут Татьяна, я студентка. Скажите, все ли вам нравится в современном телевидении?

С.П.: Вопрос объемный. Вам сколько лет?

-- 22.

С.П.: Каким вы помните телевидение?

-- Канонически строгим, когда мне было лет семь. Другое, нежели сейчас. Достаточно жесткая цензура существовала, как я понимаю.

С.П.: Что касается цензуры, то так и было. Но сейчас еще более свирепый цензор - деньги. В этом смысле телевидение многое утратило и не может себе позволить.

-- Чего не хватает современному телевидению?

С.П.: Раньше, на мой взгляд, были очень сильные просветительские программы. Их нам сейчас не хватает. Но, думаю, что это - телевидение будущего. Кроме того, человека в кадре мало стало. Образно говоря, ТВ - это психологический микроскоп. Несмотря на то, что в советское время оно было официальным, идеологическим, не теряло теплоты, доступности для простых зрителей. Сейчас, на мой взгляд, ТВ немного деформирует жизнь, предоставляя только информацию и развлечения.

-- Может, спрос такой? Или ТВ само меняет сознание публики? Должно ли оно воспитывать вкус или нужно исходить из потребностей народа?

С.П.: Спорный вопрос, тема эта давно муссируется. У ТВ много различных функций. Оно создает социальные связи, просвещает, общается с человеком и поэтому, как мне кажется, должно выявлять самое лучшее, что есть в людях. Как в реальной жизни, когда правила общения друг с другом на том и строятся, что в человеке надо видеть все самое лучшее. ТВ - часть общества, его жизнь отражается на телеэкране. Жаль, что у государства денег не хватает, чтобы создавать программы, которые бы сеяли доброе, вечное.

-- Спасибо, удачи вам.

П.М. Хочу добавить от себя. Не стоит переживать за то, что было и ушло. Дважды в одну реку не войти. Телевидению уже не быть прежним. Я думаю, что просветительские передачи постепенно вообще исчезнут, потому что есть Интернет. С его помощью гораздо проще и быстрее можно получить необходимые знания. Люди и в кино почти не ходят, потому что есть видео и тот же самый Интернет. И передачи поменялись. Раньше сидели и смотрели не отрываясь. А сейчас смотришь и, если это футбол, пиво пьешь с воблой, какая-то другая передача - можно чаю попить. Строить программу, как раньше, с учетом того, что десять человек сядет и от начальных титров и до конца будет смотреть, нынче невозможно.

С.П.: Коллега, а каков, на взгляд режиссера, нынешний язык телевидения?

П.М.: Он был, а сейчас его не стало. Раньше по тому, как сделана передача, можно было определить: это Первый канал или "Россия". И даже какая авторская бригада. Сейчас все смешалось, передачи различаются только по формату и по направленности: спортивный канал, музыкальный канал, "Культура". На вопрос "Кто на кого влияет: телевидение на жизнь или жизнь на телевидение?" ответить трудно. По-моему, происходит взаимное дополнение. Кто-то копирует ТВ, а ТВ копирует жизнь.

Не рекламой единой

-- Иван Иванович звонит из Новосинеглазово. У меня стал плохо принимать телевизор. Может, мешают новостройки, которые появились между нашим поселком и Челябинском?

В.П.: Скорее всего так и есть. Советую пригласить специалиста, и пусть он вам настроит антенну. В принципе, такие технические вопросы - не наша компетенция. Проблемы по приему или качеству изображения в эфире нужно адресовать связистам.

-- Можно попросить Василия Ивановича?

В.П.: Я вас слушаю.

-- Это Светлана Клименко, президент имидж-клуба "Светлана". Василий Иванович, хочу поздравить с юбилеем ЧГТРК. И выразить огромную благодарность от всего клуба за совместную работу над проектом "Платье города".

В.П.: Спасибо. Но это не только ко мне относится, а ко всему нашему коллективу.

-- Через вас благодарю всех, с кем мы непосредственно работаем: журналистов Марину Овчинникову и Ларису Окуневу, всех операторов, технических работников. Искренне радуюсь, что растет творческий потенциал ЧГТРК, что улучшаются ваши программы, появилось оборудование замечательное.

П.М.: Как режиссер я двумя руками за подобные проекты. Это то, что интересно зрителям, причем разного возраста и разных поколений. К тому же у вас год от года конкурс приобретает уверенность: и платья лучше, и модели профессиональнее, и желающих участвовать больше, и зрители уже не умещаются в зале...

-- Но, благодаря телевидению, наше шоу смогли увидеть тысячи людей. Спасибо!

-- Меня зовут Вероника. Беспокоит то, что челябинская реклама "перекрывает" популярные московские передачи.

В.П: Это такая технология выдачи рекламы. Более того, ЧГТРК уже не занимается ее производством три года. Это прерогатива профессионального агентства "Видео-Интернэшнл-Урал". Оно работают в тандеме с центральными рекламодателями и с местными. В результате получается "винегрет", о котором вы говорите. Мы не в восторге от рекламы. Будь такая возможность, ЧГТРК отказался бы от нее, как в свое время сделал Листьев. Но вы помните тот трагический случай, когда популярный журналист погиб из-за этого своего решения. Реклама - бизнес, и бизнес огромный. К великому сожалению, на сегодня для ЧГТРК он является основным финансовым потоком, за счет чего мы делаем программы для детей, для молодежи и для социально незащищенных слоев, то есть бабушек и дедушек. И ситуация эта сохранится на ближайшие пять-семь лет. После экономического улучшения ситуации в стране, думаю, все изменится. Подтверждение тому - поправки в закон о рекламе. Если раньше СМИ занимали под рекламу 25 процентов своего объема, то теперь - только 20. Эта тенденция будет продолжаться. Социологи выработали жесткий критерий, используя опросы: 22 минуты - это предельная цифра, когда зритель находится у экрана. После этого он или отходит по своим делам, или теряет внимание. Поэтому не случайно появились 15-20-минутные форматы.

Е.Д.: Мы можем сколько угодно рассуждать о том, какое телевидение лучше: прежнее или нынешнее. Но существует такое понятие, как эволюция. Мы не можем отходить от действующих канонов. Телевидение, повторюсь, - это рынок. Есть очень жесткая конкуренция. Назову другие цифры из социологических исследований: концентрированное внимание зрителя равно шести минутам. И надо даже 15-минутную программу строить так, чтобы через шесть минут каким-то образом (режиссерским либо операторским ходом, какой-то вставочкой) переключить внимание. Много подобных специфических вещей, которые мы не можем не учитывать. Это касается и рекламы. Несколько слов о службе новостей. Я согласна: нужны детские программы, просветительские, аналитики не хватает региональному телевидению. Но без новостей - никак! Это самые рейтинговые программы, потому что, включая телевизор, покупая свежую газету, человек хочет знать, что происходит вокруг. Соглашусь со Светланой Ивановной: телевидение - это зеркало жизни. Да, мы можем формировать свою информационную политику и концепцию вещания, чтобы фильтровать, отсеивать негатив, не показывая всю ту "чернуху", которая ежедневно происходит в реальности. Но есть определенная картина дня, и мы не можем обойти события, из которых состоит эта картина. Редакция новостей - это "рабочая лошадка", которая создает эту картину. К сожалению, оперативность, погоня за временем, его хронический дефицит иногда вредят качеству. Но если корреспондент примчался со съемок "горячего" события и успевает хотя бы кусочек дать в эфир, то ему простятся и какие-то "ляпы" : Насчет баннеров с моим изображением. Мне обидно, что меня ассоциируют только с ведением в эфире. Да, я ведущая. Но в первую очередь и даже в большей степени - журналист. Самое большое удовлетворение от работы, когда выезжаешь на съемки. У меня замечательная профессия, лучше не бывает! Она позволяет каждый день знакомиться с уникальными людьми, сталкиваться с необычными ситуациями.

Планов громадье

-- Игорь Германов, радио "Джем", Екатеринбург. Какие у ЧГТРК новые проекты? Есть что-то яркое, чем могли бы похвастаться перед коллегами-свердловчанами?

В.П.: Если вы нас смотрите, то, наверное, можете сами сделать сравнение?

-- Постоянно сравниваю. Если говорить откровенно, то сравнение не в вашу пользу. Причем я имею в виду челябинские СМИ в целом, а не только ТВ. Заметны некоторые позитивные сдвиги, но они носят какой-то случайный, а не системный характер.

В.П.: Мы не стоим на месте, и к новому телевизионному сезону, а он начинается осенью, у нас будет обновление программ. Некоторые из старых, изживших себя передач будут закрыты, хотя понимаем, что их авторы пострадают. Но этого требует продвижение вперед. У нас в активе 45 программ. Если вы в Екатеринбурге найдете хоть одну компанию, коммерческую либо государственную, у которой такое количество программ, я поклонюсь вам в пояс.

-- Затрудняюсь назвать.

В.П.: Вот видите! ЧГТРК - это не только канал РТР, это еще 36-й канал в Челябинске и 24-й в Магнитогорске. Еще одна цифра: ежесуточно мы находимся 60 часов в эфире суммарно, учитывая еще два канала радио. Половину этого времени занимают программы собственного производства.

-- Теперь я готов поклониться вам. Спасибо. Всего доброго.

-- Читательница "Челябинского рабочего" пенсионерка Мария Александровна. Хочу задать вопрос Василию Ивановичу Платонову.

В.П.: Слушаю вас.

-- Часто встречаю на улицах рекламу, на ней два портрета: Брилев и:

В.П.: Женя Дмитренко, она слева от меня.

-- Но ведущих-то много. Почему только Дмитренко?

В.П.: Отчасти вы правы. Но этой рекламой занималось наше головное предприятие ВГТРК, и не только в Челябинске, но и во всех 89 регионах России. Была выработана единая концепция рекламной акции, а в ее рамках единый стиль - брэнд. Таким образом изображение одного из ведущих ВГТРК появлялось на плакатах в том или ином регионе рядом с изображением популярного местного телеведущего. Челябинску "достался" Брилев. ВГТРК на сегодня - единственный государственный телеканал. И государство заботится о том, чтобы доводить до людей ту информацию и те программы, которые делаются этим каналом. На "прямой линии" уже говорилось о том, почему доброе, теплое, мягкое телевидение ушло. Так вот, государственное телевидение намерено восстановить лучшие качества былого ТВ, уходя от агрессивности, которая идет на экраны из жизни. С чем и была связана эта рекламная акция. Она закончилась 30 мая, просто некоторые баннеры еще не сменили. Всех остальных ведущих мы тоже не прячем - они все у нас на экране. Вы бы кого из них выбрали?

-- Мне многие нравятся. Артем Андриянов, Лиана Качеишвили: Да все нравятся! Видимо, то, что Дмитренко оказалась на плакате, не от нее зависело?

В.П.: В том числе и от нее. От ее работы.

-- Она у вас одна из лучших ведущих?

В.П.: Да. Причем она не челябинка. Открою секрет: Женя из Магадана. Кстати, у нас много журналистов и других творческих работников, кто приехал к нам из других мест России. Например, ведущая "Губернии" - из Комсомольска-на-Амуре. Но они стали "своими" в нашем большом коллективе, насчитывающем почти 400 человек. Сейчас мы все готовимся к 45-летию ЧГТРК. Но праздничное настроение не мешает нам заниматься нашей повседневной работой, главное в которой - объективно освещать жизнь нашего региона. Никогда наш канал не будет гнаться за дешевыми сенсациями. Мы хотим быть ближе к зрителю.

"Прямую линию" провела Лидия САДЧИКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет