Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Чуваши

20.08.2011
По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 9483 чуваша (0,3 процента), в 1989 году было 12 659 (0,4 процента)

В начале октября 2004 года из Челябинска в Чебоксары отправился автомобиль. Он вез необычный груз. Его появление в столице республики стало свое-образным поклоном малой родине челябинца Сергея Васильева.

Наследники Булгарии

Чуваши (самоназвание - чаваш) вместе с современными казанскими татарами являются наследниками культуры Волжской Булгарии. В научном обществе нет общепризнанного мнения о происхождении слова .

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 9483 чуваша (0,3 процента), в 1989 году было 12 659 (0,4 процента)

В начале октября 2004 года из Челябинска в Чебоксары отправился автомобиль. Он вез необычный груз. Его появление в столице республики стало свое-образным поклоном малой родине челябинца Сергея Васильева.

Наследники Булгарии

Чуваши (самоназвание - чаваш) вместе с современными казанскими татарами являются наследниками культуры Волжской Булгарии. В научном обществе нет общепризнанного мнения о происхождении слова . Есть две главные версии. По одной оно является тюркской адаптацией названия племенной группы булгар - суваров-сувазов, которые считаются ядром чувашской нации. Сув (шыв) - вода. Ар - муж, воин. Ас - племя, народ. Получается: народ, живущий у воды. Сувар - суваз - шувас - чуваш. Другая гипотеза предполагает, что слово восходит к общетюркскому jаvas (дружественный, мирный).

Арабский путешественник X века Ахмед ибн Фадлан, посетивший Волжскую Булгарию в 922 году, пишет, что сувазы отказались принять ислам вместе с другими булгарами. В XIII-XIV веках под натиском монголо-татар, уничтоживших в 1237-1240 годах Булгарию, и из-за последующих набегов кочевников масса булгарского населения ушла на север, где стала перемешиваться с марийцами. Так образовались верховые чуваши. Позднее, в XIII-XIV веках, язычники-сувары поселились на правобережье Волги, на территории современной Чувашии, что привело к образованию низовых чувашей.

По переписи населения 2002 года, из 1 миллиона 637 тысяч чувашей России 889,2 тысячи живут в Чувашии (67,7 процента). По антропологическому типу чуваши - европеоиды с некоторой долей монголоидности. Наши герои говорят на чувашском языке булгарской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи. В середине XIX века выдающийся чувашский просветитель Иван Яковлев на основе русского алфавита создал чувашский алфавит. Чувашский язык - единственный живой язык булгарской ветви. Фамилии у наших героев в основном от имен. В повседневности они часто говорят не по правилам ( - ). Чуваши - самый многочисленный тюркский народ, большинство верующих которого - православные христиане. Существуют также малые группы, исповедующие ислам суннитского толка и традиционные языческие верования. У народа можно отметить два главных блюда: шартан (в овечий, телячий или свиной желудок кладутся мясо, сало, пряности и варятся) и кагай яшки (кагай - мясо, яшки - суп). Главные музыкальные инструменты: исторический - шобор (типа волынки, нагнетающий воздух мешочек - из кишок) и обычный - гармошка, без которой в деревнях не обходится ни один праздник.

Традиции

Сельская община объединяла жителей одного либо нескольких поселений с общим земельным наделом. Сохранялись формы родственной и соседской взаимопомощи (ниме). Существовал обычай сорората (вторичная женитьба вдовца на младшей сестре умершей). После христианизации чувашей постепенно исчез обычай многоженства и левирата (женщина имеет право выйти замуж за брата умершего мужа). Неразделенные семьи (женатые сыновья остаются в доме отца) уже в XVIII веке были редки. В хозяйственных интересах поощрялись ранняя женитьба сына и относительно позднее замужество дочери (поэтому невеста часто была на несколько лет старше жениха). По сей день сохраняется традиция минората (младший сын остается с родителями как наследник).

В Казанском ханстве и в России чуваши сохраняли древнеплеменные обычаи и обряды. У них более 200 богов и духов, в том числе: Анамаш - богиня плодородия; Пихампар - бог природы, лесов и оврагов, покровитель скота; Илем-Юрату - богиня потомства. Современные верования наших героев сочетают элементы православия и язычества. В некоторых местностях Поволжья и Приуралья сохранились селения чувашей-язычников. Они почитают огонь, воду, солнце, землю, верят в добрых богов и духов во главе с верховным богом Cuлт Тура (отождествляется с христианским Богом) и в злых существ во главе с Шуйтаном. Каждая языческая семья хранит домашние фетиши - куколок, прутики и прочее. Среди злых духов чуваши особенно опасаются и чтят киреметя (в него превращаются души почитаемых людей, в основном колдунов). В основных календарных праздниках тоже переплелились языческие и христианские элементы: Сурхури (Рождество); Саварни (Масленица) - праздник почитания солнца; Манкун - многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Тура и предкам, совпавший затем с православной Пасхой; праздник весенней пахоты Акатуй (аналог более известного татарского сабантуя, сами чуваши произносят ); Симек (Троица) и т.д.

Чувашские мужчины носят холщовые рубахи (кепе) и штаны (йем). В основе традиционной одежды женщин - туникообразная рубашка-кeпе. Женский праздничный головной убор - полотенчатый холщовый сурпан, поверх которого надевают хушпу - шапочку в форме усеченного конуса с наушниками, застегивающимися под подбородком, и длинной лопастью сзади. Широко известен девичий головной убор - шлемовидная шапочка (тухъя). Тухъю и хушпу обильно украшают бисером, бусинами, серебряными монетами.

Известные чуваши

Самый известный чуваш - легендарный комдив Красной Армии во время Гражданской войны Василий Чапаев. Не уступят Василию Ивановичу в популярности балерина, народная артистка СССР Надежда Павлова и космонавт Андриян Николаев. Самый известный чуваш-политик - Николай Федоров. Ученые, педагоги: Татьяна Алексеева - антрополог, академик РАН; Валерий Андреев - лауреат Государственной премии РФ, доктор технических наук, профессор; Илья Ульянов - российский педагог, отец Владимира Ульянова (Ленина). Люди творческих профессий: Вера Кузьмина - народная артистка СССР (актриса Чувашского драматического театра); Борис Марков - основатель, художественный руководитель и главный режиссер Чувашского театра оперы и балета, народный артист РСФСР; Петр Егоров - российский архитектор, один из авторов ограды петербургского Летнего сада. Спортсмены: Владимир Воронков - лыжник, чемпион XI зимних Олимпийских игр (1972); Валентина Егорова - чемпионка XXV Олимпийских игр (1992) в марафоне; Ардалион Игнатьев - бронзовый призер XVI Олимпийских игр (1956) в беге на 400 метров; Олимпиада Иванова - двукратная чемпионка мира (2001, 2005), серебряный призер Афинской Олимпиады (2004) по спортивной ходьбе; Ирина Калентьева - бронзовый призер Олимпиады в Пекине по маунтинбайку; Майя Костина - парашютистка, пятикратная чемпионка мира; Елена Николаева - чемпионка XXVI Олимпийских игр (1996) по спортивной ходьбе; Валериан Соколов - боксер, чемпион Олимпиады 1968 года; Валерий Ярды - чемпион Олимпийских игр в командной шоссейной велогонке на 100 км (1972).

Появление на Южном Урале

Как отмечает кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов, чуваши были среди первых жителей острогов, поставленных на Исети в середине XVII века. В Исетский (1649-1650 годы) и Катайский (1655 год) остроги в основном набирались татары и чуваши. Были деревни наших героев, иногда из одного-двух дворов, разбросанные среди башкирских селений. Чувашей на Южном Урале называли еще . Один числится в списках казаков Челябинской крепости, составленных зимой 1739-1740 годов. Исследователь П. Рычков отмечает, что в Уфимской провинции, то есть на Южном Урале, было около 500 дворов чувашей, или 3000-4000 человек.

Чуваши служили в составе Оренбургского казачьего войска (в 1882 году насчитывалось 460 человек). Как отмечает писатель и краевед Александр Моисеев, с XVIII века наши герои значатся среди приписных крестьян и наемных работников предприятий горнозаводской промышленности, они работали в основном на заготовке леса и добыче руды. В конце XIX века, по данным переписи населения 1897 года, в Челябинском уезде жило 39 человек мужского пола и 11 женского.

В 20-х годах XX века, когда в Поволжье был голод, чуваши уходили на восток. Оседали и в нашей местности. Многие появились в Челябинской области в более позднее советское время. Специалисты ЧТЗ помогали создавать в Чебоксарах производство промышленных тракторов. В те годы немало чебоксарцев нашли свою в столице Южного Урала.

Наши чуваши

К чувашским краеведы относят поселок Чувашский пруд (Ашинский район) и село Канашево (Красноармейский район) - в Чувашии есть Канашский район с райцентром Канаш (в переводе - совет). В Златоусте течет речка Чувашка, известно урочище Чувашские степи. Много чувашей в Полетаево, Сатке и в крупных городах - Магнитогорске и Челябинске. Наши герои входят в первую национальную десятку Южного Урала. Но в последнее время наметилась тревожная тенденция: старики уходят, а молодежь, даже из национальных семей, дети смешанных браков, не всегда признает себя чувашами.

Со столицей Южного Урала связан один из первых чувашских этнографов - законоучитель Челябинского реального училища и женской гимназии Константин Прокопьев. Самый знаменитый чуваш области и один из самых известных чувашей вообще - челябинский фотохудожник Сергей Васильев. Людмила Попова была вице-спикером Законодательного Собрания области. Анатолий Уфимкин с 1993 года руководил ОАО , с 2005 по 2010 год работал генеральным директором ОАО . Челябинка Галина Комарова - преподаватель изостудии, Мария Телегина - индивидуальный предприниматель. Александр Григорьев владеет мебельным производством. Нина Еменева, Галина Курочкина, Валентина Жидовленко - медсестры. Ольга Глухова - студентка ЮУрГУ.

Парень из Малых Кибеч

Сергей Васильев родился 16 июня 1936 года в селе Малые Кибечи Канашского района Чувашии. Его отец Григорий Васильевич - конюх (погиб в 41-м под Смоленском), мать Матрена Афанасьевна всю жизнь работала в колхозе. . В 1955 году Васильев сел в проходящий поезд, который примчал его в Челябинск, на место службы, - в зенитно-артиллерийский дивизион. В 1958 году демобилизовался, работал на ЧТПЗ. Вместе с Васильевым трудились другие чуваши - Виталий Евлапьев, Николай Нечитов, Александр Никифоров. Именно в то время Сергей Григорьевич начал снимать. Затем он работал на заводе металлоконструкций, в милиции и только после этого, в 1968 году, пришел в .

Сергей Григорьевич - единственный в стране фотохудожник, который четыре раза получал высшую награду мировой фотожурналистики - , его пятый российской пробы. Васильев выпустил более десятка фотоальбомов, он почетный гражданин Челябинска. Но в душе Сергей Григорьевич как был, так и остается скромным чувашским парнем из села Малые Кибечи. . В отпуске Васильев сначала гостит у своих, а затем - в санатории . На родине не только отдыхает и ностальгирует - продолжает ловить прекрасные мгновения жизни Чувашии и чувашей. В 2007 году вышел его альбом , предисловие к которому написал президент Чувашии Николай Федоров. Челябинский скульптор Вардкес Авакян сделал бюст Васильева. Это творение и везла в Чебоксары машина, с упоминания которой мы начали очерк. Бронзовый бюст нашел свое место в Государственном художественном музее Чувашии.

Герасимовы

Александр Герасимов родился в 1950 году в деревне Мижеркасы Красночетайского района Чувашии. В 1973 году, после окончания энерготехникума, при-ехал из Чебоксар в Челябинск. Позже окончил Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. Женился на двоюродной сестре друга - Надежда переселилась из деревни Нижнее Буяново Шемуршинского района. Александр Николаевич работал инженером по токосъему в трамвайно-троллейбусном управлении, уже год на пенсии. Надежда Герасимова - штамповщица на Челябинском радиозаводе.

Их сын Сергей Герасимов родился в 1978 году. Окончил академию физической культуры, мастер спорта по спортивной ходьбе. Работал в УВД Центрального района Челябинска, в компании , сейчас - риэлтор. Надежда Ильинична шьет чувашские костюмы, правда, только женские. Мужские папе и сыну приходится покупать или в Чебоксарах.

16 апреля 2010 года в жизни чувашского сообщества Челябинска произошло - концерт артистов из Чебоксар в Доме архитектора. В Челябинск приехали народная артистка Чувашии Альбина Сарри, Роза Данилова и Алексей Мурзуков. Зрителей собирали не одну неделю - клеили объявления по подъездам (примерно знали, где живут чуваши: в Металлургическом и Ленинском районах, на северо-западе), помещали объявления в СМИ. Собралось 105 человек, в основном люди от 40 лет. Они заполняли анкету. Все ушли на эмоциональном подъеме. Проведя , решили чаще встречаться. Собирались на чаепития в Пасху, Масленицу. Для этого арендовали кафе.

Вначале Сергей Герасимов хотел создать национальный культурный центр, но потом, общаясь с чувашами из Екатеринбурга и Тюмени, склонился к автономии. Сейчас готовятся учредительные документы.

Миролюбивые и честные

Выступая в программе Первого телеканала , Николай Федоров сказал, что чуваши очень честные. Гаишники республики не берут взяток не из-за страха, а из патрио-тических побуждений: для них важно, чтобы проезжающие через Чувашию получили о ней и ее людях положительное впечатление.

Сергей Герасимов отметил, что чуваши - спокойные, вежливые и трудолюбивые люди. В деревнях у них, как правило, добротные дома, с другими народами живут мирно. Наши герои не воинственные, миролюбивые, но если что, могут и постоять за себя, тем более что за свободу им тоже приходилось бороться. А еще чуваши удивительно скромные люди, любящие свой язык, культуру, и очень гостеприимные. Сергей Васильев в качестве главных черт отметил мягкость и гостеприимство наших героев. Он вспомнил, как со своими друзьями был проездом в Канаше. Около 12 часов ночи постучались к родственнику Игорю Федорову, чтобы поздороваться, попить воды и ехать дальше. Но их никуда не пустили, за столом сидели до утра.

Сергей Герасимов предложил мне надеть национальную рубашку с поясом. Я сразу заметил, что она отличается от белой сорочки с вышивкой, которую видел на фотографиях. Сергей Александрович пояснил, что этот наряд особый. Его привезли из чувашской глубинки, из Красноармейского района. в этой рубашке выступал один из артистов народного ансамбля. Она не простая, а праздничная.

Лев Лузин

Комментарии
Комментариев пока нет