Новости

Шокирующее преступление было совершено в Кизеле в ночь на 28 февраля.

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Антихудожественный реванш бюрократии

03.09.2011
В театрах Челябинской области не осталось ни одного художественного руководителя. При этом творческие лидеры в большинстве театров остались. Но их , поставив в зависимость от директора, который по документам как раз и является первым лицом. А художественные руководители превратились в главных режиссеров.

Олеся Горюк

Челябинск

Произошло это еще в прошлом театральном сезоне, тихо, без скандала.

В театрах Челябинской области не осталось ни одного художественного руководителя. При этом творческие лидеры в большинстве театров остались. Но их , поставив в зависимость от директора, который по документам как раз и является первым лицом. А художественные руководители превратились в главных режиссеров.

Олеся Горюк

Челябинск

Произошло это еще в прошлом театральном сезоне, тихо, без скандала. На театральных сайтах, афишах, программках должность осталась, а фактически ее нет. Что же произошло?

-- Должность художественного руководителя никто не упразднял и из списка должностей она не выведена, - говорит министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин. - Но по всей стране идет процесс замены художественных руководителей как первых лиц театра на директоров. И в первую очередь это связано с вопросами экономики. Чтобы управлять театром, необходимо знание законодательства, бюджетного кодекса, массы законов и подзаконных актов, которыми должен владеть и очень грамотно апеллировать руководитель. Если этого нет, театр сваливается в экономическую яму. С 90-х годов театр становится директорским. И этот процесс, так звезды сошлись, обострился именно сейчас.

Ключевой момент: главным в театре становится именно директор, у него право первой подписи. А главный режиссер, несмотря на то, что более известен и многие зрители ассоциируют театр с его именем, находится в подчинении у директора.

-- Если вспомнить историю челябинских театров, единственным художественным руководителем с правом первой подписи был Наум Юрьевич Орлов. Уже много позже возник худрук театра оперы и балета Денис Северинов, в драму пришел Гурфинкель, впоследствии приведший театр к банкротству. Чехарда с худруками и директорами и вопросом продолжалась до недавнего времени. В оперном и камерном театрах мне было непонятно, кто же там первое лицо. Спрашиваю: почему план по билетам не выполнили? Директор говорит: это худрук принимает решение ставить такие спектакли. А худрук отвечает: я ставлю то, что надо, директор плохо продает билеты. Мы сейчас привели в порядок учебные и культурные учреждения - руководитель должен быть один. И так как тенденция идет к тому, что театр директорский, мы решили, что директор должен быть ответственным за театр.

Но так ли хорош директорский театр? За комментарием мы обратились к Павлу Рудневу - театральному критику, педагогу ГИТИСа (РАТИ).

-- Эффективность бесспорна, и соблазн велик, - подтверждает Павел. - Основная проблема провинциального театра - это дефицит кадров, крайне малый ресурс специалистов крупного уровня. Столицы высасывают кадры, а у провинциальной культуры, как правило, есть мало аргументов, чтобы удержать художника на посту (правда, чаще его и не удерживают вовсе, а попросту вытесняют). Поэтому в 1990-е и 2000-е действительно так называемые оказались эффективным способом организации театрального дела именно в провинции, где текучка кадров, сменяемость людей на руководящих постах очевидна. Но надо четко осознавать, что соблазн признать панацеей, лекарством от всех болезней - опасный соблазн. Театр может быть на какой-то (скажем, кризисный) период, но не навечно. Театр может быть только при наличии просвещенного менеджера во главе театра, а не просто директора-завхоза и снабженца.

Алексей Бетехтин говорит о том, что до должности худрука нужно еще дорасти. Павел Руднев справедливо замечает, что если директор - первое лицо, нужно дорасти и до должности директора. Иначе .

-- И если уж совсем впрямую говорить о челябинской ситуации, то явные проблемы двух главных театров города, скажем так, не слишком ярких в своей работе (речь о театре драмы и ТЮЗе, ныне театре молодежи. - Авт.), как раз именно в отсутствии крупной творческой фигуры в руководстве, - считает Павел Руднев. - В функции худрука входят две важнейшие вещи, с которыми простой управленец и снабженец не справится. Это, во-первых, репертуарная политика, где нужно просто элементарно читать не менее двух-трех текстов в день и уметь ответственно отбирать, где нужно твердо, назубок знать российский рынок режиссуры, понимать цену каждого. Во-вторых, еще более сложная задача - воспитание артиста. А это подвластно только худ-руку с мощными педагогическими навыками. Хороший худрук выстраивает судьбу артиста, как скульптор вытачивает модель. И ни один самый отличный директор не способен, приглашая по пять-шесть режиссеров со стороны, которые приезжают на два месяца и уезжают, образовать и вырастить труппу, провести ее через время и историю. Ребенку (а любой артист - ребенок) отец нужен, а не воскресный папа.

Павел Руднев признает, что поиск худрука (если говорить о Челябинском театре драмы) может быть долгим и мучительным. Но если мы начнем считать директорский театр более эффективным, то и сам предмет поиска в скором времени просто отпадет. Что же касается вопросов экономики - сейчас они не менее важные, завтра станут более важными, а послезавтра - единственно важными в театре. Вопросы творчества будут все дальше отходить на задний план. И настанет такой момент, когда директор скажет режиссеру: .

Комментарии
Комментариев пока нет