Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Коми и другие

10.09.2011
По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале живут представители 132 национальностей.

Коми

На обширных землях к западу от Северного Урала живут два родственных народа, имеющих общее самоназвание - коми. Раньше в России их называли зырянами и пермяками. Сейчас зыряне именуются просто коми, их 345 тысяч человек, а пермяки - коми-пермяками, их 152 тысячи. Они заселяли наши края вместе с русскими и удмуртами.

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале живут представители 132 национальностей.

Коми

На обширных землях к западу от Северного Урала живут два родственных народа, имеющих общее самоназвание - коми. Раньше в России их называли зырянами и пермяками. Сейчас зыряне именуются просто коми, их 345 тысяч человек, а пермяки - коми-пермяками, их 152 тысячи. Они заселяли наши края вместе с русскими и удмуртами. По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 267 коми и 498 коми-пермяков.

Коми - народ с удивительно значимой для России историей. Челябинские зыряне мне с гордостью сообщили, что знаменитый Рюрик, которого призвали для правления в нашу страну, погрязшую в распрях и междоусобицах, был по национальности коми. Другие знаменитости народа: просветитель Стефан Пермский, основоположник национальной литературы Иван Курбатов, доктор филологических наук Василий Лыткин (стоял у истоков коми-зырянской науки), социолог Питерим Сорокин, писатели Калистрат Жаков и Иван Торопов, популярнейший певец Валерий Леонтьев, олимпийские чемпионы-лыжники Раиса Сметанина, Василий Рочев, Николай Бажуков.

Основателем и первым председателем челябинского областного центра финно-угорской культуры был коми Федор Захаров. Он родился в 1927 году в селе Занулье Прилужского района Коми АССР. Окончил Московский инженерно-строительный институт, работал во многих городах СССР, в том числе в Челябинске (был заместителем управляющего трестом ), куда и вернулся, уйдя на пенсию.

-- Папа всегда выписывал журнал (), - вспоминает дочь Федора Ивановича Евгения Мискина, тоже инженер-строитель. - Дома мы не говорили на родном языке, но когда ездили в Коми, там он душу отводил, общаясь со своими земляками.

Евгения Мискина рассказала, что они с отцом провели глубокое исследование и нашли своих предков из тех же мест, что Рюрик, это прапрабабушка Доменика, жившая в Швеции в XVIII веке. Ее имя переводится как госпожа (значит, русская Домна - тоже госпожа). А прапрадедушкой был Сидора (ударение на втором слоге). Центр Федор Захаров создавал на большом эмоциональном подъеме, это стало для него делом жизни, формой исполнения долга перед своим народом. Праздники, которые он устраивал, в Челябинске вспоминают с восторгом. Федор Захаров ушел из жизни в 2005 году после инфарктов и инсульта: Но дело его продолжают нынешний председатель Анна Исаева и Наталья Дюрягина, заведующая библиотекой имени Гашека, в которой располагается организация. Центр ведет большую просветительскую работу среди учеников школ и студентов учебных заведений. Среди активисток - Фарида Ракина, пенсионерка, коми-пермячка. Но самым известным коми Южного Урала является Сергей Боталов - доктор исторических наук, профессор, директор научного центра УрО РАН. Этот ученый написал академические исследования об автохтонных народах Челябинской области.

Коми похожи на удмуртов, эти два народа разделились где-то в XII веке. У них много общего в языке, культуре. Только коми более темные - в них больше угорской крови. Зыряне и пермяки, как и удмурты, считают пельмень своим изобретением. В старину коми жили большими семьями, в которых было до четырех поколений. Дома в их деревнях очень интересные. В них все под одной крышей - зимнее и летнее жилье, сеновал, под которым содержится скотина, а не в отдельных сараях, как у русских. Подъезд к сеновалу не со двора, а со стороны огорода. При этом никакие запахи в человеческое жилище не проникают, оно отделено бревенчатой стеной. Все помещения соединял длинный коридор, в каждое - отдельный вход. Мало кто знает, что у коми-зырян раньше всех появились сауны. Причем это были не привычные ныне заведения с сухим паром, а бани по-черному. .

У далеких предков коми ош (медведь) почитался как священное животное, в котором обитал дух предков. И в дальнейшем, уже после принятия православия, верования и обряды народа были связаны с поклонением силам природы, священным деревьям, животным и птицам. Высшее божество - Ен. Большую роль играли колдуны и знахари. Широко известен . В Егорьев день лошадей и остальной домашний скот приводили к церкви. Разжигали костры, разложив их двумя рядами. В огонь бросали ветки можжевельника. После окончания церковной службы весь скот прогоняли между рядами костров. Только после этого обряда лошадей и коров можно было выпускать на пастбище.

Среди блюд кухни коми есть мясные и молочные, мучные и рыбные, овощные и ягодные, вареные, жареные и печеные. На первое наши герои ели супы: мясные ая шыд, рыбные юква, кислые щи, мучные болтушки. Самым обычным вторым блюдом были каши из ячменной и ржаной муки и крупы рок. Коми пили квас, брагу сюромки из проросшей смеси овса и ржи и пиво сур.

Как сказал поэт Давид Кугультинов, если бы все были такими, как коми, проблем бы в мире просто не осталось. Это очень мирный, дружелюбный народ. Коми - охотники, рыболовы - ни с кем не воевали, им всего хватало для жизни - дичи, мяса, пахотных земель.

Киргизы

По Всероссийской переписи населения 2002 года, в области 604 киргиза. Подавляющее большинство из них появилось в наших краях после распада СССР, когда в экономически слаборазвитой республике жить стало тяжело. Многие киргизы торгуют в Челябинске на Восточном рынке (возле цирка). К ним я и отправился в один из августовских выходных 2011 года.

Высокая, статная Гуля отказалась называть фамилию, но охотно рассказала о себе. Она из Оша, в Челябинске уже более 10 лет. На родине работала акушеркой, а здесь, как и все, пошла на рынок. Муж ездит и закупает товары (многие из Киргизии - там изготавливают хорошие трикотажные изделия), она продает. Семья снимает квартиру, заработать на покупку своей пока сложно, особенно тяжело было в кризис.

Гуля рассказала, что они отмечают все мусульманские праздники, готовят плов, бешбармак, поют свои песни. Дома разговаривают на киргизском, его хорошо знают дети - восьмилетняя Мина и 10-летний Рысбек. Челябинск их семье нравится, только смущает экология.

34-летний Эркин Абдуллаев приехал в столицу Южного Урала из Джелалабадской области. Живет здесь уже 10 лет, без проблем получил гражданство. У них с женой три дочери. Они ходят в мечеть, отмечают мусульманские праздники и День независимости Киргизии (31 августа).

Китайцы

По Всероссийской переписи населения 2002 года, в Челябинской области всего 192 китайца, фактически, конечно, побольше. У кого-то оформлено временное проживание в стране (три года), у других - постоянное. За все время существования новой России ее гражданство на Южном Урале приняли единицы китайцев.

Представители Поднебесной трудятся в Челябинске на Китайском (Металлургический район) и Восточном (Калининский район) рынках. Мои попытки заговорить с ними не о товарах, а о жизни не увенчались успехом - торговцы отвечали, что по-русски не понимают.

Китайцы также работают по контракту на Челябинском металлургическом комбинате, но не спешат общаться с местными. Немало их в сельской местности. Они выращивают дешевые огурцы и помидоры, в которых, по мнению многих, переизбыток серы и прочей химии. В Еткульском районе местные власти, ссылаясь на незаконный захват земли, даже разрушали их теплицы. Наши герои есть среди студентов филологического факультета ЧелГУ. Они обучаются по программе .

Латыши

По Всероссийской переписи населения 2002 года, в области 449 латышей. . В апреле 17-го на напилочный завод прибыл революционер П. Звейнек, продолжает А. Моисеев. Он выступил перед рабочими напилочного, его поддержали латыши-большевики А. Калнинь, В. Озолинь, О. Янушис. Была образована партийная ячейка. В декабре в Миассе организовали ревком, в него был введен латыш В. Гермак. В тот же день создан штаб Красной гвардии, в него вошли А. Григор и В. Гермак. В отряд вступило около 200 человек, в основном латыши, командиром был назначен Т. Якубайтис, комиссаром В. Гермак. Судьба отряда Т. Якубайтиса трагична, отмечает А. Моисеев. В июне 18-го в сражении за Миасс латыши дрались до последнего патрона, большинство из них погибло. Попавшие в плен были расстреляны, среди них Яунзем, Лейман, Жебрун, Бредис, Спрогис, Унгур и другие.

Очень много латышей прибыло на Южный Урал после подписания в августе 1939 года пакта Молотова-Риббентропа. Тогда в наши края приехали 18 тысяч прибалтов. Самый известный латыш Южного Урала наших дней - историк, краевед, старший научный сотрудник Центра историко-культурного наследия Челябинска Владимир Боже. Он родился в Копейске 14 января 1956 года, в семье латыша Стейгона Боже, проходившего службу в Челябинском танковом училище, и медицинской сестры Эльвиры Эдуардовны, спецпереселенки из поволжских немцев. После учебы на историко-филологическом факультете ЧелГУ работал в областном краеведческом музее. Был инициатором создания Центра историко-культурного наследия Челябинска, долгое время его возглавлял.

Сербы

В области 50 сербов. Люди этой национальности во время Гражданской войны входили в расквартированный в Челябинске добровольческий полк имени майора Благотича. Летом 1919 года они участвовали в военных операциях против Красной армии. Но те люди были временщиками, занесенными в наши края Гражданской войной. А вот Милован Ковачевич стал настоящим южноуральцем. Наш герой родился 18 марта 1920 года в деревне Градец Подгорицкого уезда княжества Черногория. Участвовал в антифашистском движении Сопротивления. 11 апреля 1942 года был приговорен фашистами к расстрелу, по требованию (сербских националистов) эта мера была заменена заключением в тюрьму города Подгорицы. Затем Милован попал в конц-лагерь, откуда сбежал с группой заключенных. В марте 1946 года Милована направили в Московскую бронетанковую академию. После расстрела группы югославских коммунистов (1949 год) выразил протест против режима И.Б. Тито, отказавшись от югославских наград и гражданства. С 1954 года Ковачевич - на военной кафедре ЧПИ: преподаватель, начальник цикла технической подготовки. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, 11 медалями, иностранными орденами.

В Челябинске также живет с бабушкой Людмилой Александровной Шулеповой Марк Ристич, но, к сожалению, их домашний телефон не отвечал...

Финны

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале живет 241 финн. Михаил Кальвияйнен - заместитель главного инженера ПО филиала ОАО - . Его отец, Калерво Кальвияйнен, во время войны служил в Красной армии, учился на ускоренных офицерских курсах в Ленинграде. Но после приказа Сталина 1942 года об отзыве из действующей армии людей национальностей попал в так называемую трудовую армию, работал на строительстве Челябинского металлургического комбината. Затем женился на русской девушке, у них родилось двое детей - мальчик и девочка. Сестра Людмила фамилию сменила, а Михаил Калервович остается Кальвияйненом. Он известен как высококлассный энергетик, в свободное от работы время зимой любит ходить на лыжах, летом бегает.

Калерво Матвеевич Кальвияйнен работал геодезистом, последнее место работы - проектный институт . Он ушел из жизни в октябре 2010 года в возрасте 88 лет, так и не побывав в Финляндии. В стране Суоми у него живет друг Суло (Саша). , - вспоминает Михаил Калервович. - . Юный Калерво тогда жил в селе Юкки Парголовского района Ленинградской области.

Его сыну Михаилу, родившемуся и живущему на Южном Урале, взрослые мудро посоветовали не выпячивать свое происхождение - историю не перепишешь. Каких-то особых национальных черт он в себе не чувствует. Но так получилось, что в Финляндии был уже шесть раз, может быть, еще и потому, что старший сын живет в Санкт-Петербурге, а там до страны Суоми рукой подать. Кальвияйнену на родине предков интересно, любит погулять на природе, пытается изучать язык. А национальные блюда (томленые в печи мясо, овощи) ему не очень понравились. На Южный Урал он возвращается с удовольствием.

У нас в области живут и другие потомки финских трудармейцев. Как рассказывает Михаил Кальвияйнен, с ними активно общался дядя Саша, когда приезжал в гости в Челябинск, на место своей военной молодости:

Эстонцы

По Всероссийской переписи населения 2002 года, в Челябинской области 504 эстонца. Во время столыпинской аграрной реформы группа людей этой национальности приехала в Верхнеуральский уезд и основала хутор Эстонский. Как отмечает Александр Моисеев, прибалты хорошо хозяйствовали, но не хотели жить коллективно и разъехались. Среди оставшихся - семья Альберта Линзо, он перебрался в город, работал на пивзаводе. Журналистка Елена Францева рассказывает, что поселок Слава Красноармейского района называли эстонским. После революции на землях бывшего царского офицера у озера Сугояк размещалась коммуна. Затем брошенное хозяйство было передано эстонцам под товарищество по обработке земли. В поселок переехали более десятка эстонских семей из Алтайского края. Эстонцы хранили традиции и обычаи своих предков. В колхозе даже построили цех, который освоил выпуск черепицы.

После заключения СССР пакта Молотова-Риббентропа эстонское население Южного Урала выросло. Они снова появились в Верхнеуральском районе, в поселке Эстонский. Как рассказывает Александр Моисеев, эстонки в рыбацкой бригаде на озерах Бугодак научили местных вытапливать из потрохов, которые выбрасывали, рыбий жир: .

В списке Героев Советского Союза, ушедших на фронт из Челябинской области, два эстонца. Хелена Кульман работала в колхозе Нязепетровского района. Якоб Кундер ушел в армию из Варненского района, он повторил подвиг Александра Матросова.

После войны молодые эстонцы приезжали в южноуральский край поднимать целину.

Якуты

В области 56 якутов. Самый заметный - магнитогорец Михаил Сафронов. Он родился в 1942 году. Его отец Федот Григорьевич был профессором, преподавателем истории в университете. Мама Татьяна Алексеевна в том же вузе читала курс психологии. В 1959 году Михаил окончил школу, у него, как у многих якутских парней, было желание попасть на . На республику давали путевки в разные вузы страны. Экзамены сдавали в Якутске, потом предложили на выбор пять вузов. Они с отцом выбрали Магнитогорский горно-металлургический институт. После учебы Михаил Сафронов стал инженером-металлургом по доменному производству. Он получил открепление и остался в городе сталеваров. Дослужился от инженера до директора по строительству ОАО , защитил кандидатскую диссертацию. В январе 2001 года был избран председателем Магнитогорского городского Собрания депутатов второго созыва. Михаил Федотович - почетный гражданин города, заслуженный строитель РФ, кавалер ордена Дружбы.

, - признался мне Михаил Федотович. Он охотно играет на самозвучащем язычковом музыкальном инструменте хамуз (более известное название - варган). Михаил Федотович любит играть в хоккей, баскетбол, футбол, волейбол, кататься на лыжах, в свое время стал кандидатом в мастера спорта по фехтованию. Записывает музыкальные диски. Выпустил толстый сборник стихов, пародий, эссе и дружеских шаржей.

Лев Лузин

P.S. Мы закончили публиковать очерки о народах области. В следующую субботу поместим в газете отчет с о межнациональных отношениях в нашем регионе. Это будет последний материал цикла .

Комментарии
Комментариев пока нет