Новости

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Балет, динамичный как фильм

09.09.2011
Экс-худрук балета Большого театра поправляет  и готовится ставить .

Юрий Бурлака не создает ничего нового - он воскрешает из небытия давно забытое старое. В нынешнем сезоне нас ждет детальное знакомство с золотым фондом классического наследия: полномасштабный балет , повторяющий образ спектакля 1899 года. Выпуск спектакля планируется ближе к январю, а пока Юрий Петрович восстанавливает в Челябинске : 24 сентября именно им откроется новый балетный сезон. Мы побеседовали с Юрием Петровичем о том, почему оказались утраченными старинные балеты, каким образом ему удается их воскресить, об опыте руководства балетом Большого театра и, естественно, о челябинской .

Экс-худрук балета Большого театра поправляет и готовится ставить .

Юрий Бурлака не создает ничего нового - он воскрешает из небытия давно забытое старое. В нынешнем сезоне нас ждет детальное знакомство с золотым фондом классического наследия: полномасштабный балет , повторяющий образ спектакля 1899 года. Выпуск спектакля планируется ближе к январю, а пока Юрий Петрович восстанавливает в Челябинске : 24 сентября именно им откроется новый балетный сезон. Мы побеседовали с Юрием Петровичем о том, почему оказались утраченными старинные балеты, каким образом ему удается их воскресить, об опыте руководства балетом Большого театра и, естественно, о челябинской .

24 русских балета нашлись в Америке

Юрий Петрович, почему балеты не сохраняются? Музыка цела благодаря записям, а для движений тела своих не придумали?

Весь XIX век главным способом передачи танцевального текста были живые люди. Балеты передавались из ног в ноги, из рук в руки. Передавали педагоги, исполнители, балетмейстеры.

Неужели не было людей, которые понимали: способ передачи танца беззащитен перед временем?

В России это был кордебалетный танцовщик из Петербурга Владимир Степанов. Он был одержим идеей: столько балетов, как же их сохранить? Степанов понял, что любое движение связано с анатомией. Поехал в Париж, долго общался с медиками, и в итоге изобрел свою систему записи движений, внешне похожую на нотный стан. Каждая строчка отвечала за определенную часть человеческого тела - голову, руки, ноги. Степанов получил разрешение преподавать свою систему ученикам балетной школы в Москве и Петербурге. Но вскоре он простудился и умер. Система переходит сначала к Александру Горскому, затем ее подхватывает Николай Сергеев, личность очень сложная и противоречивая. Наступил 1917 год, Сергеев посчитал архив своей собственностью, собрал огромное количество бумаг - около 24 балетов и столько же дивертисментов из опер - и бежал из страны, понимая, что в дальнейшем архив будет его куском хлеба. Вся история и вся база английского балета - спектакли, которые возобновил Сергеев.

То есть балеты не пропали - просто сменили место дислокации.

Когда я еще ребенком учил в школе историю балета, слышал: вот, был такой Сергеев, страшный человек. Увез все из России, и все бесследно пропало. Так действительно думали долгие годы. А я все время сомневался. В конце 80-х годов, когда был в Америке на гастролях, пошел в очередной раз в книжный магазин, смотрю: книжка о Льве Иванове. Как интересно, думаю, у нас ни одной книги о нем нет. Естественно, купил. В конце книги был список опубликованных и неопубликованных источников. Среди неопубликованных - Гарвардская театральная коллекция, фонд Сергеева. И тогда я понял, что, оказывается, это живо! Начал отматывать историю. Где театральная коллекция, как попасть туда, что там лежит и сколько? Очень помогли мои американские друзья, известные историки балета, заказывавшие эти материалы для себя. Они высылали мне отсканированные листы, и не только то, что нужно сейчас, но и некий багаж, который меня интересует.

Расскажите, как вы восстанавливаете балет? Первым делом беретесь за гарвардские бумаги?

Гарвард - это только 50 процентов. Готовя , я собирал абсолютно все. Все живые спектакли ХХ века, которые дожили до наших дней. Свидетельства ХХ века - книги, упоминания, воспоминания - собираются в общий котел. Начинаю все осмысливать, сцену за сценой, танец за танцем. И потом прихожу в зал и начинаю все воплощать с артистами, а параллельно вместе с художником думаю о внешнем виде спектакля. В итоге рождается не точная копия (это невозможно), а образ того спектакля, который был.

Козочка для Эсмеральды

- спектакль яркий, разноплановый и в то же время незатасканный, неизбитый. Время его незаслуженно задвинуло, хотя он из первой полочки золотого фонда. Действие там очень динамично и современно смотрится. Я себя проверял на немцах, спрашивал: Нет, говорят, динамично, как фильм. И об этом тоже думал Петипа. Время было другое, не было кино и телевидения, и зрители смотрели некую историю, как сейчас смотрят сериалы.

Как докатилась до Челябинска?

Сначала была премьера в Большом театре. Ее посмотрел Владимир Малахов, руководитель берлинской Штаатсоперы. Сказал, хочет видеть этот балет в своем репертуаре. Берлинским спектаклем дирижировал Антон Гришанин, предложивший мне поставить в Челябинске. Я с радостью согласился, поскольку это приглашение дает мне возможность посмотреть на один и тот же балет разными глазами.

Будет ли в челябинской версии живая коза?

Мне кажется, это хорошая традиция спектакля, она родилась еще в 90-е годы XIX века. До сих пор в балете на сцены Большого и Мариинки выходят лошадь и осел. Если в Челябинске найдется дрессированная коза, я договорюсь с руководством театра, чтобы ее использовали.

Юрий Петрович, а что на очереди? Какие балеты ждут своего часа?

Меня привлекают Петипа. Есть очень подробные записи балета Горского . Только нет времени, чтобы сесть и этим заняться, а с другой стороны, нет конкретной надобности. Восстанавливать балет не имеет смысла, а предложения о постановке не так часты, как вам, может быть, кажется. Меня не приглашают каждую неделю или месяц в театры возобновлять старинные спектакли.

Что вполне объяснимо. Когда эталон забыт, проще продвигать свою халтуру под грифом , ...

Тут дело не в этом. Меня удивляют порой балетмейстеры в разных театрах, которые готовы поставить какую-то дребедень под своим именем, и при этом не знают, что существуют разные версии одного и того же спектакля. Допустим, мы не можем ставить в редакции Сергеева или Григоровича, потому что не хватает танцовщиков. Так почему бы не взять версию Горского, которая компактнее? Почему нужно ставить плохой , когда Льва Иванова вообще в России не идет, но он сохранился.

Юрий Петрович, когда вы заступали на должность руководителя балетной труппы Большого театра, о каком сроке думали?

Я не думал ни о каком сроке. Думал просто о том, что прихожу в лучший театр страны не тешить свои амбиции и не вершить великие дела в искусстве. Считаю, что ту задачу, которую я себе ставил, выполнил.

Что искать современному зрителю в старинном балете кроме красоты? Ведь там философии особой нет, музыка прикладная, финал всегда счастливый:

Во-первых, красота на сцене - это уже немало. Мы отвыкли от красивых подробных декораций, от красоты старинного костюма, его формы, деталей, тканей. Весь XX век, хотя и очень разно-образный и бурный, все же выглядит достаточно упрощенно по сравнению с XIX веком. С другой стороны, спектакли классического наследия - это золотой фонд и золотая середина, в которой виноват наш Мариус Петипа. Много чего было накоплено его предшественниками, но он отсек все лишнее и так выстроил действо, что современные хореографы пользуются его приемами до сих пор.

Комментарии
Комментариев пока нет