Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Прагматика безумных идей

12.11.2011
Ильяз Зинуров - человек-легенда.В юности после аварии на ЧМК он остался без обеих ног. Однако сумел побороть обстоятельства, не потерялся, научился ходить на протезах. Что еще важнее - стал выдающимся конструктором. Вот уже 20 лет он возглавляет уникальный коллектив специалистов - научно-производственное предприятие .

Ильяз Зинуров - человек-легенда.В юности после аварии на ЧМК он остался без обеих ног. Однако сумел побороть обстоятельства, не потерялся, научился ходить на протезах. Что еще важнее - стал выдающимся конструктором. Вот уже 20 лет он возглавляет уникальный коллектив специалистов - научно-производственное предприятие . Дуговые сталеплавильные печи - предмет страсти Зинурова. В свои 72 года он полон планов, творческих замыслов. Считает, что проект самой совершенной конструкции дуговой печиу еще впереди.

На днях Россия вновь не смогла запустить космический корабль. В монологе челябинского конструктора-металлурга нет ни слова о космосе. Но этот материал о космосе в том числе:

Ведерников

-- Геннадий Георгиевич был, как бы мы сейчас сказали, вице-премьером, курировал черную и цветную металлургии, транспорт, геологию. У него было 15 идей, которые он поддерживал. Одной из них стало наше альтернативное конструкторское бюро, точнее - , созданный приказом министра черной металлургии в 1987 году. Я был назначен его главным конструктором. Цель - создание современной 100-тонной печи для ЧМК.

Мы вместе много работали, и я с ним был достаточно близок. Ведерникову я однажды рассказал про Л.Г. Притуляка. Этот челябинский изобретатель создал принципиально новый тип рассевающего устройства, с помощью которого можно было получить нужную фракцию любого материала заданного размера. Допустим, в один миллиметр. Главное - это устройство не повреждало материал. И вот Ведерников (а это, повторю, заместитель председателя Совета Министров Рыжкова) сам приехал в Челябинск, спустился в подвал, где была лаборатория изобретателя. И дело пошло.

:ДСП-100 на ЧМК была изготовлена процентов на 70. И тут Ведерникова услали послом в Данию. А в СССР началась перестройка. Потом СССР не стало. Элементы ДСП-100 использовали в ЭСПЦ-2 при реконструкции печи № 8. Хоть что-то. А главное - наша группа конструкторов стала мощным интеллектуальным ядром, способным на решение серьезнейших конструкторских задач в области электрометаллургии.

-- На рубеже 80-90-х спрос на наши разработки враз пропал. Заводам надо было самим выжить. Мы не знали, в какой момент возникнет необходимость в нашей конструкторской работе. Однако мы понимали, что без металлургии, а следовательно, без ее модернизации жизнь немыслима, рано или поздно потребность в нашей работе будет. Даже в Китае после длительной культурной революции все вернулось на круги своя. Жизнь заставила.

Но тогда нужно было выживать, элементарно кормить семьи. Чем только ни занимались - пытались сетку-рабицу делать, организовать производство гвоздей. Тыкались, пока не поняли: добиться успеха и сделать нечто серьезное можно только в той сфере, где ты знаешь больше других. Так на фундаменте (или развалинах?) лаборатории дуговых печей научно-исследовательского института металлургии (НИИМ) появился .

От НИИМа сейчас остались крохи. А ведь там был проектный отдел, 18 лабораторий, экспериментальные цеха. Из 720 сотрудников в научно-конструкторской работе сейчас всего десятая часть. По существу, все помещения института сданы в аренду. Все, что можно было продать, продали. Какие там были великолепные лаборатории! А какая уникальная аппаратура - цена ей миллион долларов, не меньше! После неудачных попыток продать ее просто порезали автогеном, чтобы освободить помещение. А комнату сдали по 400 рублей за квадратный метр. тоже арендовал там помещение. Нам каждый год повышали плату. После очередного повышения я не выдержал: На что директор, его фамилия Шкуркин, развел руками: Он счастлив, он - предприниматель!

Китай и мы

-- Во время недавнего визита в Китай В.В. Путин высказал предположение, что современные технологии мы можем искать не на Западе, а в этой стране. В Китае все наши руководители делают открытия. Помню, Ельцин удивлялся: мол, мы думали, что тут все голодные, а здесь такой прогресс. Разве не было у него аналитиков, статистики? Мы, например, это открытие сделали еще в 90-е. Тогда еще Россия что-то продавала Китаю, чему-то могла учить. Сегодня мы теряем позиции с ужасающей скоростью. Что у нас осталось? Военные самолеты, ракеты, атомная энергетика? Уже сомневаюсь.

Считается, что китайцы хорошо воспринимают идеи, но сами их не генерируют. Интересно, что примерно то же говорили в свое время о японцах. Они покупали лицензии, но далее двигались самостоятельно. Китайцы поступают еще проще: покупают промышленные образцы. Точнее - два. Один запускают. Другой разбирают и воспроизводят. Без всякой лицензии. Конечно, это нечестно и даже незаконно. Можно сказать, что разобрать и вновь собрать - это отнюдь не инновация. Но поверьте, даже просто воспроизвести сложный современный механизм - уже не просто. А дальше-то и у них начинается усовершенствование. Что делаем сегодня мы? А мы покупаем технологии. Покупаем и покупаем, расплачиваясь ресурсами.

Это я к тому, что суть прогресса такова, что неуспокоенность - не чья-то исключительная национальная черта. И наше неверие в свои силы - это какой-то злой самообман.

Кому выгодно?

-- До меня доводили предложение одной западной фирмы. Они хотели, чтобы я просто прекратил работу. Им не нужен конкурент. И за это готовы были каждый месяц перечислять мне энную сумму.

Без лишней скромности скажу: есть область, в которой в России действительно нет равных. Это дуговые сталеплавильные печи, агрегаты , установки вакуумирования. Вот мы впервые сделали полностью российский двухпозиционный агрегат . Его изготовил по нашим чертежам завод . Там очень много наших конструктивных находок. Шесть лет агрегат отлично работает на ЧМК. Понадобился еще один. И холдинг покупает его: у итальянской фирмы . Наш обошелся в 320 миллионов рублей. Итальянцам заплатили больше миллиарда. При равных технических возможностях наш оказался даже функциональнее. А к уже при пуске были вопросы.

Кому это выгодно? Комбинату? Точно нет. Государству? Не думаю! Но мы своими же руками уничтожаем последние очаги технического прогресса в нашей стране. Уверен, мы могли бы следующий агрегат сделать еще лучше. И в два с половиной раза дешевле итальянского. Но купили его:

Зная тему досконально, слыша отзывы специалистов, я не могу найти рационального объяснения такому выбору:

С ЧМК в последние годы вообще как-то не заладилось. Нам даже за выполненную работу неаккуратно платят. Мы подготовили иск в арбитраж. ЧМК, не дожидаясь решения суда, все же заплатил. Но вскоре мы узнали, что занесен в черный список. Это вместо того чтобы извиниться за задержку! А мы ведь столько сделали для комбината в труднейшее время, за мизерные деньги. Вывели сталеплавильное производство комбината на новый уровень. Внедрили четыре агрегата и многое другое:

Менеджеров в России сейчас много - при острейшем дефиците специалистов. Сейчас появилась надежда: на ЧМК - новое руководство, пришли настоящие специалисты-металлурги. И я надеюсь, ситуация будет меняться.

Простор для полета

-- Если бы мы получили задание от правительства и очень небольшое финансирование, мы бы создали образцы новых агрегатов. Наибольшая потребность сейчас в 120-тонной дуговой сталеплавильной печи. И мы бы создали такой агрегат, внедрив все лучшее, что сейчас есть и, возможно, чего еще нет. Мы бы создали современную установку вакуумирования, вакуум-кислородного рафинирования мирового уровня. Это два примера навскидку. без работы не сидит. Поймите, речь о другом. Сейчас мы заняты, большей частью, мелочевкой. Но я убежден, что тем конструкторским силам, которые сегодня у нас есть, по плечу серьезные творческие задачи! Вот же о чем речь! Нет сегодня больших, серьезных проектов. Нет простора для полета мысли:

Наши конструкторские силы на исходе. Лучшим уже за 50. И такое же положение в других отраслях. Конструкторы должны иметь работу, должны все время создавать новые образцы, иначе они превращаются в творческих импотентов. Без участия государства, видимо, ничего не получится. А это не только финансирование. Здесь комплекс мер: ввозные пошлины, кредитование покупателей, борьба с коррупцией, ограничение пыла проверяющих органов. И хорошо бы не забывать про те - это тоже ведь была государственная политика.

Про Сколково и нано

-- Сегодня все слышали про нанотехнологии. Боюсь только, мало кто понимает, что это такое. Мое убеждение: технический прогресс не нужно искать лишь в сверхчувствительный микроскоп. Конструкторская смекалка и традиционное инженерное знание могут делать жизнь людей удобнее, а производство - эффективнее, экономичнее, экологичнее.

Я где-то слышал цифру: в Сколково планируется вложить 4 триллиона рублей. Для сравнения, на развитие всей российской науки тратится 2,2 триллиона рублей в год. Проект возглавляет олигарх Вексельберг. Тот самый, что купил Челябинский электродный завод. И вскоре его часть перепродал за цену, большую, чем отдал за весь завод, который сейчас на грани краха.

И вообще, создавать нечто искусственно, огородив место для гениев, - идея не жизнеспособная. На мой взгляд, гораздо эффективнее находить уже существующие центры, где рождаются интересные мысли, и вот их поддерживать. Причем во всех областях знаний. У нас в Челябинске, например, есть великолепная кафедра прокатки металла ЮУрГУ, так называемая . Сейчас ею руководит профессор В.Г. Дукмасов. Это высший уровень. Жива кафедра металлургии стали Д.Я. Поволоцкого, сегодня ее возглавляет В.Е.?Рощин. У них есть уникальные технологии по использованию титано-магнетитовых руд. Можно вспомнить столичный ВНИИМетмаш А.И Целикова и многих других:

Что в шлаке?

-- В мире в прошлом году произведено 1 миллиард 600 миллионов тонн стали. Можно восхищаться этой цифрой. А меня она ужасает. В моем школьном учебнике географии было написано: наши просторы необъятны, запасы недр неисчерпаемы. Сегодня мы уже знаем, что нефти осталось на 20-30 лет, газа чуть больше. Никель и вольфрам - на исходе. Китай уже запретил экспорт редкоземельных металлов. Самое время задуматься, как жить дальше?

Обратная сторона металлургии - шлаки. В мире накоплены огромные шлаковые отвалы. За минувший год их стало на 320 миллионов тонн больше. Куда девать шлак? А ведь он отравляет землю и воду. Сейчас в Европе готовится законодательство, запрещающее шлакоотвалы. И мы будем вынуждены что-то с ними делать. Это одна проблема. Вторая - как сейчас используется шлак? На подсыпку дорог, для засыпки шахт: Это расточительно. В шлаке железа - больше четверти. Мы в совместно с профессором Ю.А. Гудимом создали агрегат. Точнее - пока есть техпроект. Такая установка могла бы извлекать железо из шлака, а остальное можно превратить в клинкер - материал для получения цемента. 45 тысяч тонн чугуна и 300 тысяч тонн клинкера в год. Агрегат уже сейчас готовы купить бельгийцы. Но им нужен действующий образец. На его постройку нужно около 15 миллионов евро. Для России пока подобная технология переработки шлаков имеет нулевую рентабельность. Убежден, за год-два эту установку можно довести до ума, сделать рентабельной. А если правительство завтра примет решение о штрафах за шлакоотвалы, то агрегат автоматически станет рентабельным. Но лет через пять, боюсь, Россия похожий агрегат будет покупать у японцев или немцев:

Удиви, придумай,создай!

-- Я немного скептически отношусь к Прохорову, не могу понять это название - . Но иной раз готов снять шляпу перед человеком, который стремится создать нечто такое, чего нет у других. И вот я думаю: есть в России очень богатые люди, так называемые . Может, дать им трактор, автобус, локомотив и сказать: Или вот с губернаторов требуют инвестиции. А во что инвестиции? В очередную лавку по продаже спиртного? Если бы губернатору сказали: вот тебе 15 без-умных идей - доведи до ума хотя бы три. Если нужны деньги, требуй, мы тебе дадим. Ты удиви, придумай, создай!..

(Полный вариант статьи - на сайте Mediazavod.ru)

Комментарии
Комментариев пока нет