Новости

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Навигаторы Урала

26.07.2003
Корреспондент "Челябинского рабочего" побывал там, где управляют самолетами, находящимися в небе над Челябинском

Журналисты здесь действительно гости нечастые. Впрочем, как и все другие люди со стороны. Потому что место это особой важности и особой ответственности. Здесь управляют всеми самолетами, появившимися в "районе ответственности" службы движения Челябинского филиала.
Речь идет об авиадиспетчерах Челябинского филиала ГУДП "Аэронавигация Урала" ФУП "Госкорпорация по ОВД".

Корреспондент "Челябинского рабочего" побывал там, где управляют самолетами, находящимися в небе над Челябинском

Журналисты здесь действительно гости нечастые. Впрочем, как и все другие люди со стороны. Потому что место это особой важности и особой ответственности. Здесь управляют всеми самолетами, появившимися в "районе ответственности" службы движения Челябинского филиала.

Речь идет об авиадиспетчерах Челябинского филиала ГУДП "Аэронавигация Урала" ФУП "Госкорпорация по ОВД".

О людях этой достаточно редкой профессии мы знаем мало и вспоминаем о них порой лишь тогда, когда где-то в мире происходит авиакатастрофа. Все мы, пассажиры, с благоговением относимся к пилотам. Это понятно. От них будут зависеть и наше самочувствие в небе, и наша безопасность. Пилоты управляют самолетом - мы это знаем, потому что сами это видим и испытываем на себе.

Но есть другие люди, которые также управляют нашим полетом. Они на земле по всему пути следования авиарейса, каждый из них управляет в своем районе ответственности. Район ответственности челябинских авиадиспетчеров - 250 километров в радиусе от Челябинска. Экипаж каждого авилайнера, из какой бы страны и точки планеты ни пересекал он наш "радиус", первым делом связывается с челябинским авиадиспетчером: все ли нормально в небе, что следует ожидать и что делать. При мне авиадиспетчер перешел на английский - это значит, в нашем небе появилось очередное иностранное воздушное судно. Оказывается, в сутки их бывает до пятидесяти. С пилотами авиадиспетчеры говорят на английском языке - языке международного "воздушного" общения.

Авиадиспетчер принимает решения и дает указания и рекомендации, постоянно отслеживая ситуацию в небе на специальном мониторе. Пытаюсь и я всмотреться в него: Представьте себе особую карту на экране, на которой нанесены воздушные дороги (трассы), отклонение от них самолетам запрещено. Штурман ведет по таким дорогам самолет, а авиадиспетчер на земле ему помогает. Представим, что в небе по нескольким пересекающимся трассам движутся несколько самолетов. Причем об этом знает лишь авиадиспетчер, все самолеты в виде маленького прямоугольника появляются на его мониторе (какой тип самолета - Як, Ту или "Боинг", на какой высоте и с какой скоростью движется). Современные самолеты имеют большие скорости передвижения, поэтому время на решение возникающей задачи у человека на земле максимально ограничено. Сравнение с регулировщиком на дорогах, конечно, условное, но, как регулировщик, авиадиспетчер должен создать безопасное движение воздушных судов в небе. А еще вовремя предупредить экипаж об опасности, например, грозе или сильном ветре, с которыми через некоторое время может встретиться лайнер.

Движение в небе контролируется круглые сутки, перерывов здесь нет. Поэтому особое внимание уделено организации питания (оно для авиадиспетчеров бесплатное) и комнате отдыха и психологической разгрузки. В сегодняшнем современном виде последняя появилась несколько лет назад и является поводом для гордости Челябинского филиала ГУДП "Аэронавигация Урала". Когда увидел здесь шахматный столик, попробовал пошутить: "Почему шахматы, а не домино". И понял лишний раз, что нахожусь в месте нешуточном.

Шахматные партии помогают авиадиспетчеру тренировать себя для решения нестандартных ситуаций, возникающих в небе.

Мы знаем, что все разговоры летчиков во время полетов пишутся и затем хранятся в "черном ящике". Свой "ящик" имеется и на земле... Это еще одно свидетельство особой ответственности работы авиадиспетчеров.

На мониторе самолет кажется всего лишь точкой. Чем-то виртуальным и малоосязаемым. Но эта точка на самом деле огромная машина, на борту которой подчас полторы сотни человеческих судеб. Поэтому "точка" на карте монитора может вырасти до трагедии, эхо которой отзовется на всех континентах планеты. В последние годы, к сожалению, примеров тому было немало. И одна из них с башкирскими пассажирами, произошедшая год назад в небе над Европой.

Авиадиспетчер - это специалист очень редкой, ответственной и сложной профессии, в нашем городе их всего несколько десятков человек. И поэтому они имеют льготы и заработную плату выше, чем подавляющее большинство работающих в нашем регионе. Сейчас зарплата челябинских авиадиспетчеров, в зависимости от класса квалификации, составляет от 8 до 15 тысяч рублей. Дополнением к ней служит и ряд трудовых и социальных льгот, предоставляемых специалистам по УВД (управлению воздушным движением). Среди них сокращенная продолжительность рабочего времени, равная 36 часам в неделю, и дополнительный отпуск - до 33 дней. Чему я искренне позавидовал, так это возможности раз в год бесплатно слетать в отпуск в любую точку не только России и СНГ, но и всего мира. А билет на одного члена семьи обойдется с 50-процентной скидкой. Специалистам, непосредственно осуществляющим управление воздушным движением, один раз в год предоставляется бесплатная путевка в санаторий для восстановления здоровья с оплатой проезда туда и обратно. Про бесплатное питание во время рабочей смены уже упоминали. Существует надбавка в размере 15 - 20 процентов за знание и применение в работе английского языка. Непосвященному последнее покажется, возможно, чем-то уж слишком. Но знаете ли вы, что, по оценкам экспертов, более двух тысяч "конфликтных ситуаций" в управлении воздушным движением связано с плохим знанием английского языка экипажами авиалайнеров или наземными службами аэропортов? Более того, слабое знание английского языка стало причиной нескольких авиакатастроф в мире. Так что, если посмотреть на названную надбавку с этой стороны...

Известно: сапер ошибается лишь однажды. Эта поговорка полностью подходит и для работы авиадиспетчера. Только если сапер, как правило, рискует своей жизнью, в "руках" авиадиспетчера может оказаться безопасность сотни людей.

Челябинск - часть мира. Значит, с его аэропорта будут взлетать и сюда будут прилетать самолеты. Каждый день высоко в небе над Челябинском и его окрестностями пролетают и будут пролетать невидимые обычному глазу воздушные суда. Значит, всегда будут нужны люди, которые выполняют роль одновременно и воздушных регулировщиков, и "службы безопасности", и тех, кто в небе, и тех, кто на земле. Это авиадиспетчеры, или люди, управляющие воздушным движением, движением в небе над Челябинском.

Сергей СЕРГЕЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет