Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Первый главный дирижер

19.11.2011
Одесса-мама подарила миру немало гениальных людей. Именно в этом удивительном городе родился 14 февраля 1909 года знаменитый дирижер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена Ленина, почетный член-корреспондент академии изящных искусств Франции Исидор Зак. Первый главный дирижер Челябинской оперы.

Наверное, не случайно родители дали ему это имя, в переводе с греческого означающее  - богини плодородия. Творчески урожайной была вся долгая и яркая жизнь Зака, которая закончилась у него на 90-м году.

Одесса-мама подарила миру немало гениальных людей. Именно в этом удивительном городе родился 14 февраля 1909 года знаменитый дирижер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена Ленина, почетный член-корреспондент академии изящных искусств Франции Исидор Зак. Первый главный дирижер Челябинской оперы.

Наверное, не случайно родители дали ему это имя, в переводе с греческого означающее - богини плодородия. Творчески урожайной была вся долгая и яркая жизнь Зака, которая закончилась у него на 90-м году.

География биографии

С пяти лет играл на фортепиано. В 13 одаренного мальчика приняли в Одесскую консерваторию. Завершил музыкальное образование в Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова по специалности . О профессии оперного дирижера мечтал с детства.

Он еще студент, а ему уже доверили постановку в Ленинградском молодежном театре комической оперы. После окончания консерватории судьба не давала Заку засидеться, бросая по стране. Или он сам стремился к перемене мест, понимая, что так можно приобрести не только профессиональный, но и житейский опыт, без чего не стать хорошим организатором. Слово в переводе с французского - управлять. Чтобы этим овладеть, надо исследовать бытие, научиться понимать людей. Умение воспроизвести на сцене правду жизни впоследствии всегда ставили Заку в заслугу.

-- Опера - это мир правдивых чувств, а не правдоподобных ситуаций, - говаривал Исидор Аркадьевич.

Его карьерный взлет на посту уже главного дирижера начался в 1944 году сначала в Новосибирском оперном театре, пять лет спустя - в Львовском оперном, через два года - в Харьковском, еще через три - в Алма-Атинском.

Знаковым городом для него стал Челябинск. Здесь в 1955 году Исидору Заку, музыканту с репутацией признанного мастера, суждено было стать одним из основателей и первым главным дирижером новорожденного театра оперы и балета, которому по его инициативе было присвоено имя М.И. Глинки.

Театр молодых

-- Меня увлекает возможность творчества в театре, лишенном каких бы то ни было элементов отрицательной профессиональной и деловой инерции, - говорил он, начиная работать в Челябинске.

Знаменитое было и его организаторским кредо. Он стремился создать такой творческий коллектив, в котором солисты, оркестр и хор должны состоять в основном из молодежи, а становятся квалифицированные работники средних лет.

Валерия Любимчик, ныне инспектор хора, а тогда артистка, вспоминает:

-- Исидор Аркадьевич говорил: . Он относился к нам по-отечески, но при этом всех величал по имени-отчеству. Никогда не опаздывал, не появлялся на сцене в пальто или шапке и другим не позволял. А больше всего не терпел халатного отношения к профессии и лености. Вокалисты и солисты оркестра шли в кабинет главного дирижера, словно на экзамен, чтобы лично ему сдать очередные партии. От каждого он добивался образцового исполнения.

Можно представить волнение коллектива, когда 29 сентября 1956 года на суд публики была вынесена первая премьера - опера . Но даже придирчиво настроенные критики высоко оценили постановку. Известный композитор Иван Дзержинский, автор оперы , написал, что он .

Зак начал работать с фантастической энергией. Его поддержали коллеги: режиссер Дмитрий Смолич, художник Евгений Чемодуров, хормейстер Юрий Борисов. Весь коллектив стал единомышленником главного дирижера. 46-летний Исидор Зак искал особый путь для нового театра.

-- Я не за нигилистическое отношение к традициям. Традиции традициям - рознь, я лишь против дурных традиций, - объяснял он свою концепцию.

-- У оперы все идет от музыки, - говорил дирижер. - Музыка - сердце и мозг драмы. В ней все - и философская концепция, и характеристика действующих лиц, и драматические взлеты, и пейзажная живопись.

Исидор Аркадьевич был членом КПСС, только так можно было в ту эпоху занять руководящий пост в любой сфере деятельности. Но он не угодничал перед идеологией социализма. И хотя ставил на первый план , считал, что в этом контексте особенно ценны оперы дореволюционных русских композиторов, а также зарубежная классика.

За свою первую творческую пятилетку в Челябинске он поставил восемь замечательных спектаклей. , , , , , , . В этой череде всемирно известных сюжетов на тему современности был молодого композитора Григория Шантыря по роману Веры Кетлинской .

Журнал тогда писал: .

За труппой укрепилась слава коллектива-экспериментатора. Так, опера композитора XIX века Бедржиха Сметаны впервые увидела свет в СССР именно на челябинской сцене.

В 1966 году Челябинский оперный пригласили на гастроли в Москву - знак признания в высоких музыкальных кругах. Авторитет Зака, уже удостоенного звания народного артиста РСФСР, был чрезвычайно велик.

К тому времени на афишах театра имени Глинки красовались , , , , и другие названия замечательных спектаклей. При Заке их было поставлено 23. Интерес челябинской публики к опере и балету рос год от года. Театр получил статус одного из ведущих в стране.

Сезон 1967-1968 гг. оказался для Исидора Зака последним. Он вернулся в Новосибирск и снова занял пост главного дирижера. В августе 1998 года челябинский театральный критик Клара Антонова получила от него письмо:

Когда речь заходит о Заке, у Генриетты Денисовой теплеет голос. Об этом человеке у заслуженной артистки РСФСР, в 1955-1985 годах солистки Челябинского театра оперы и балета, очень много воспоминаний. Генриетта Михайловна поделилась некоторыми из них.

-- Мы познакомились в Москве, куда он приехал подбирать солистов для нового театра в Челябинске. Мы с мужем Володей (В.Я. Курочкин, солист театра в 1955-1970 гг., затем директор. - Л.С.) как раз окончили консерваторию. Загорелись идеями Зака, поехали к нему.

Он был человеком и руководителем высшего класса. Сейчас таких просто нет. Был с головой погружен в свое дело. При нем театр был образцовый.

Первый сезон был репетиционным, мы выступали в театре только с концертами. Репетируем до упада, а главный режиссер Дмитрий Николаевич Смолич говорит:

-- Ну давайте: последний раз и с блеском.

Уже далеко за полночь, а мы . И хоть бы кто пикнул. Увлеченные творческим процессом, мы работали взахлеб.

При всей своей интеллигентности Исидор Аркадьевич не любил, когда ему противоречили. Считал, что знает значительно больше. Так оно и было. Блестяще разбирался не только в музыкальной теме, он был человеком редкой эрудиции, владел несколькими языками.

Его манера дирижировать притягивала: все просто, понятно, логично. За пультом он становился для артистов другом и помощником. Словно дышал вместе с нами.

Однажды на репетиции Зак в гневе сломал дирижерскую палочку, взял вторую - и ее та же участь постигла. Так он выразил свой гнев, что-то ему не понравилось в исполнении. А он всегда добивался, чтобы артист великолепно знал партитуру и полностью входил в образ героя.

Но мог и похохмить. Когда кто-то сфальшивит на репетиции, он всегда говорил:

-- Слушайте, вы случайно не из Крыжополя?

Мы понимали: он так ругается, посылает в этот самый Крыжополь. Только позже узнала, что этот город существует реально.

Помню такой случай. Мой муж отлично спел партию Ерошки в на открытии театра. Его стали приглашать в Кировский театр. А принципиальный Зак говорит:

-- Что ж, если вас туда примут, я буду рад. Но если вы поедете, и они вас не возьмут, учтите: у нас вы тоже работать не будете.

Мы и не стали рисковать. Работать с таким, как он, - счастье.

Спектакли у нас ставились такие, которые нигде больше не шли. Григорий Шантырь привез - замечательная опера получилась. Зак был широкого размаха человек. И советских композиторов он прекрасно понимал, ставя жизненные спектакли, и классику тоже.

Благодаря его авторитету и профессиональным связям мы много ездили на гастроли. В Иркутск раз семь, в Оренбург раз шесть, в Магнитку ездили два раза. Были в Омске, Томске, Барнауле, Москве.

По праздникам Исидор Аркадьевич приглашал к себе домой несколько супружеских пар, с которыми общался теснее. Мы с мужем попали в этот круг. Хотя не могу сказать, что нас с ним связывали дружеские отношения. Он не был открытым человеком.

Какие это были вечера! Много говорили, в основном о театре, дискутировали, шутили. В Челябинске он ощущал себя комфортно. И вдруг узнаем о его отъезде в Новосибирск. Может, одной из причин стало то, что к тому времени у нас уже не работали ни Смолич, ни Чемодуров. Зак лишился опоры на таких же деятельных людей, как он. Когда уехал и он, в театре стало скучно и грустно.

Сергей Иванович Чадов, заведующий музеем театра имени М. Глинки, предоставил возможность познакомиться с некоторыми документами, которые наследники Исидора Зака, по сей день живущие в Новосибирске, любезно передали в Челябинск.

Много именных грамот, дипломов, приветственных адресов. Театральные афиши и программки, которые Зак, видимо, хранил как вещественную память о значимых для него событиях.

Трогательны старые черно-белые фотографии из разных периодов его жизни. На обороте некоторых снимков сделаны надписи его четким каллиграфическим почерком: , , .

Целая стопка поздравлений с личными и государственными юбилеями. Среди них - от министра культуры СССР Екатерины Фурцевой.

Много различных характеристик, в одной читаем: .

А вот строки из характеристики на представление Заку звания народного артиста СССР: .

Звание народного Зак получил уже в Новосибирске, где работал до последних дней и умер 16 августа 1998 года.

Он - целая эпоха

Солисты, дирижеры, артисты оркестра театра имени Глинки считали его своим наставником. В 2001 году в Челябинске открылся I международный фестиваль дирижеров имени Зака, идея проекта принадлежала последователю маэстро, заслуженному деятелю искусств России Сергею Ферулеву.

-- Ему наш театр обязан своей биографией, творчеством, жизнью, - объяснил свой порыв Сергей Владимирович.

В фестивале участвовал всемирно известный дирижер Фуат Мансуров. Он единственный в прямом смысле ученик Исидора Аркадьевича, окончил его класс в Алма-Атинской консерватории. Отзывается о своем учителе как о лучшем оперном дирижере советского периода, глубоко знавшем этот жанр профессионале.

-- Как-то он мне сказал:

Комментарии
Комментариев пока нет