Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Порядок вещей

30.07.2003
Реставрация музыкальных инструментов - это состояние души

Полина ЧУМАКОВА
Челябинск

Вещи, если это, конечно, не художественные ценности, не собственность широко известных людей или достояние мемориальных музеев-квартир, безвременно умирают. Они еще готовы служить, им сносу нет, но стоит поменяться обстоятельствам жизни и моды, как их судьба предрешена. Это в порядке вещей. Были и есть, однако, художники, которых этот порядок не устраивает. В их произведениях старые вещи обретают абсолютно новую, а иногда и неожиданную жизнь.

Реставрация музыкальных инструментов - это состояние души

Полина ЧУМАКОВА

Челябинск

Вещи, если это, конечно, не художественные ценности, не собственность широко известных людей или достояние мемориальных музеев-квартир, безвременно умирают. Они еще готовы служить, им сносу нет, но стоит поменяться обстоятельствам жизни и моды, как их судьба предрешена. Это в порядке вещей. Были и есть, однако, художники, которых этот порядок не устраивает. В их произведениях старые вещи обретают абсолютно новую, а иногда и неожиданную жизнь.

Я побывала в квартире-мастерской двух таких энтузиастов. Они не совсем обычные художники в привычном понимании этого слова: Юрий Мацящик и Федор Фрик - реставраторы старых музыкальных инструментов.

Началось все: Хотя это довольно запутанная история. Однажды "самый талантливый из ныне бездействующих скульпторов" (как говорит про себя Ю. Мацящик) повстречал "самого видного и главного специалиста по настраиванию музыкальных инструментов" (так Мацящик говорит о Федоре Фрике). И завертелось. Оба никогда не сидящие без дела, привыкшие работать руками, энергичные Юрий Казимирович и Федор Федорович довольно быстро нашли общий язык.

Сначала решили делать ксилофоновые палочки. "Качественные палочки можно было купить последние пять-шесть лет лишь в Москве, а теперь у музыкантов есть возможность бесплатно раздобыть их у нас", - говорит Юрий Казимирович. Потом были немецкие флейты 1860 и 1960 годов выпуска, ремонт кларнетов, пианино, создание экспериментальных образцов ударных инструментов и атрибутов к ним и многое, многое другое.

Инструменты попадают к реставраторам по-разному: кто-то просто выкидывает - держать негде, кто-то дарит, что-то находят сами. Недавно друг отдал им на реставрацию пианино старинной фабрики "Ферстер" 1889 года выпуска - этот проект идет хорошо, а вот "коммерческий заказ" - ремонт рояля - продвигается неважно.

Настроить инструмент - это лишь малая часть работы. Чтобы довести то же пианино, что называется, "до ума", дабы оно не только звучало, но и выглядело должным образом, нужно затратить немало времени и сил. Мацящик и Фрик проделывают довольно сложную работу: от слесарной до ювелирной. Сначала по каталогам определяется год выпуска инструмента (рояля, пианино), затем этот инструмент разбирается, чистится, все износившиеся детали заменяются, заново натягиваются струны, так как прежние зачастую приходят в полную негодность. Даже по-новому вытачиваются педали, если таковые отсутствуют. Обновляется и весь внешний облик инструмента, и уже только потом пианино или рояль настраивается. Существует только около тридцати видов настроек!

Такая работа длится в среднем год, бывает, и дольше. Самым неожиданным и исторически интересным экземпляром, по словам Юрия Казимировича, для реставраторов стали оркестровые гусли: "В России после революции все народное стало популяризироваться, чтобы поддержать революционные идеи, это коснулось и музыкального мира. До этого понятия "оркестровые гусли" не было, их фактически никто не делал. И тот экземпляр, который попал к нам, однозначно изготовлен, что называется, на революционном подъеме".

Замечу, что реставраторы работают "не денег ради, а искусства для". Все, что выходит из их рук, либо дарится, либо остается у самих "производителей". За исключением единичных случаев. Федор Фрик говорит: "Реставратор - это состояние души, и в этом состоянии ты находишься постоянно. Поэтому все, что мы делаем, построено на голом энтузиазме".

В планах неутомимых художников создание в Челябинске что-то вроде выставочной мастерской. По словам Юрия Мацящика, на Западе даже в самых маленьких провинциальных городках существуют подобные заведения. В такой мастерской можно будет устраивать вечера для любителей музыки, начинающих музыкантов и профессионалов, проводить мастер-классы и любительские состязания. Да много чего еще в планах этих людей, заражающих необыкновенной энергетикой и хорошим настроением.

Юрий Мацящик и Федор Фрик не согласились с обычным порядком вещей. Они вдыхают в них новую жизнь, ничего не требуя взамен: n

Комментарии
Комментариев пока нет