Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

А мог бы стать министром

03.11.2011
Алексея Кушнира, главного редактора журнала , известного педагога, автора двух эффективных методик, в Челябинск пригласил Александр Попов, директор физико-математического лицея № 31. Если бы не этот известный придумщик, то и не было бы двухдневной встречи московского гостя с родителями и учителями, интересного разговора про осмысленное чтение, во время которого щеки порой пылали от обидных слов. Грех было не воспользоваться пребыванием Алексея Кушнира в Челябинске и не взять у него интервью.

Алексей Михайлович, как вы пришли в педагогику?

Еще в школе работал вожатым. Возился с малышами в лагере летом.

Алексея Кушнира, главного редактора журнала , известного педагога, автора двух эффективных методик, в Челябинск пригласил Александр Попов, директор физико-математического лицея № 31. Если бы не этот известный придумщик, то и не было бы двухдневной встречи московского гостя с родителями и учителями, интересного разговора про осмысленное чтение, во время которого щеки порой пылали от обидных слов. Грех было не воспользоваться пребыванием Алексея Кушнира в Челябинске и не взять у него интервью.

Алексей Михайлович, как вы пришли в педагогику?

Еще в школе работал вожатым. Возился с малышами в лагере летом. Потом поступил в пединститут. На первой же лекции по педагогике преподаватель меня спросила: Я ответил, что буду работать на кафедре педагогики и психологии. Она дар речи потеряла от моей наглости. Потом, когда уже стал преподавателем, припомнила этот эпизод. На редкость конкретно входил в специальность. И неудивительно. Ведь я - педагог в восьмом поколении по материнской линии. Это выяснил мой дядя, который провел генеалогическое исследование. Под Питером есть город Всеволожск, основанный в конце XVIII века. В центре городского парка - туристический объект: дача Хусу. На этом месте когда-то стояла школа, принадлежавшая моим предкам.

Но вы-то работать в школу не пошли?

После института я работал в школе-интернате № 4 Благовещенска. Это центр Амурской области. Мои навыки тренера по каратэ обеспечили авторитет у мальчишек, а пару раз позволили сохранить здоровье.

Чему научил интернат, кроме того, как заработать авторитет у подростков?

Не мириться с дурью в педагогике. Однажды ко мне на урок военной подготовки пришел методист из облоно - полковник. Мы трудились над автоматом Калашникова. Чтобы всем было видно, парты поставили буквой . Полковник в присутствии моих сорвиголов стал орать на меня, требуя поставить парты как положено. Мальчишки напряглись. Я понял: если сейчас подчинюсь, то с ними потом не справлюсь. Жестко вытолкал полковника из класса и закрыл дверь изнутри. Были разборки вплоть до облоно. Но всюду есть умные люди, которые поняли, что по-другому было нельзя.

Ваша карьера, когда пошла в гору, едва не увела из педагогики?

Да, я был руководителем амурского центра НТТМ, заместителем председателя гор-исполкома Благовещенска, депутатом областного Совета. Потом поступил в Академию народного хозяйства СССР, самую крутую бизнес-школу в то время. После ее окончания уехал на учебу в Америку. Наш выпуск называли президентским резервом. Когда мы поступали, знали, что будем распределены на высокие должности. Но ни один из моих сокурсников не был востребован. По сути, мы вернулись в другую страну, в которой кадровая политика стала принципиально другой.

Но вы-то поработали все-таки в министерстве образования...

Поработал. Однако недолго. Номенклатурные команды формировались тогда не по профессиональным качествам. Высшей логикой было распределение бюджетного пирога:

Как появилась ваша методика обучения чтению, по эффективности которой нет равных?

Благодаря моему сыну. Вообще-то у меня семеро детей. Старшие уже получили техническое образование. А младшим близнецам еще по году. Так вот. Перед поездкой в длительную командировку мой семилетний тогда сын достаточно бойко читал. А после возвращения я обнаружил, что он читает по слогам, быстро, как из пулемета. Почему-то учительница решила, что именно такое чтение развивает грамотность. Стал разбираться. Выписал из журнала около 160 приемов обучения чтению. Рядом положил учебник психологии. И проанализировал каждый метод с позиции элементарных знаний. Например, чтение вслух по очереди. В классе сидят 30 человек, и все слушают, как мычит Вася. Это может быть интересно ребенку? Нет. Вычеркиваю, и так далее. В итоге остался один допустимый прием, вокруг которого возникла система работы. Потом вместе с амурскими учителями я развернул широкий эксперимент в школах области. И получил невероятные результаты. При пониженной нагрузке, без домашних заданий дети читали про себя, понимая текст, с темпом 300 и более слов в минуту к моменту окончания начальной школы.

Но ваша методика оказалась невостребованной. Не надоело о ней рассказывать людям, которые не заинтересованы?

В советский период она была востребована. Тогда издательским монополиям могла противостоять партийная логика. Есть доказательства эффективности - на тебе зеленую улицу. Сейчас на страже сверхприбылей издательств стоит государство. Пока они не извлекут максимум прибыли из устаревших методик, ни одна новая система обучения не пройдет.

В журнале часто появляются очень острые публикации, в том числе и ваши. Не опасаетесь агрессивной реакции со стороны чиновников? Министра, например...

Министра - нет, он достаточно умен. Острая публикация - это тест на интеллект для чиновника. Так выявляются дураки. А от них принято избавляться. Я свою профессиональную совесть и гражданский долг никогда не разменивал. Говорил и делал то, что думал. Еще в 80-е годы на лекциях заявлял, что однопартийная система - это начало конца. В 80-е годы тотального подавления инакомыслия уже не было. Появилась некая система противовесов, которая позволяла каждому директору школы иметь и отстаивать свою точку зрения. Москва гордилась своим директорским корпусом, в котором были целые созвездия ярких, неординарных личностей, о независимости которых ходили легенды. Нынешний директор - принципиально другой человеческий материал, от которого ждут послушания.

Вы по образованию преподаватель английского и немецкого языков. Странно, что ратуете в первую очередь за русский язык. Чем это объяснить?

Вы еще больше удивитесь, когда узнаете, что мать у меня финка, а отец - украинец. В сумме я получился русским. Понимание своей принадлежности обостряется, когда живешь в чужой стране. Я учился в США более года, там все и понял. Например, то, что многонациональной стране требуется качественное национальное воспитание.

Вы - противник изучения иностранного языка с первого класса. Почему?

Чтобы не тормозить интеллектуальное развитие ребенка. И потом: зачем транжирить время ребенка, если в пятом классе мы за один год достигаем тех результатов, которые дает школа в течение трех лет, занимаясь английским языком по три урока в неделю?

Вы очень жестко разговаривали с учителями. Говорили, что они совершают преступление. Почему?

Просто все называл своими именами. Разве я не убедительно объяснил, как и почему они гробят здоровье ребенка? И ведь многие со мной согласились. Учитель обязан чувствовать свою ответственность за то, что он делает. И не ссылаться, что у него такая программа. Программы делают люди, а людям свойственно ошибаться: Одна программа ориентирована на интересы детей, а другая - лоббирует учебники определенной издательской группы. А это - коррупция. Почему мои дети должны быть заложниками интересов издательств и безнравственности учителей, для которых программа важнее ребенка?

Новые стандарты образования, как и старый закон об образовании, дают учителю право самому выбирать методику обучения. Вот пусть и думает: сможет ли он работать эффективно, сохраняя здоровье детей, в рамках методики или нет?

Чего не делает школа сегодня, по вашему мнению?

-- Не учит ребенка созиданию, не приучает к труду. Производственное воспитание делает человека состоятельным, имеющим чувство собственного достоинства. А хорошо образованные бездельники - это завтрашние майданные революционеры. Школьников настраивают на исследовательскую деятельность, а станут они офисным планктоном.

Вы с пессимизмом смотрите в будущее?

Нет. Если бы я был пессимистом, у меня не было бы столько детей. Есть отдельные островки, которые я называю зонами роста. Вот техосмотр из ГИБДД перекочевал в сервис, как и во всем мире, между прочим. И исчезла почва для коррупции. Минобрнауки объявило конкурс на лучшую инфраструктуру производственного воспитания в школе. Это тоже шаг вперед.

Вот мы с челябинскими учителями возьмем и перейдем на природосообразную методологию обучения. И, между прочим, внесем существенный вклад в увеличение продолжительности жизни.

Комментарии
Комментариев пока нет