Новости

По словам сына актера, Караченцов попал в аварию в Щелковском районе Подмосковья.

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Погибшие летчики зовут к себе

21.01.2012
Что такое , командир приморского поискового отряда  знает не понаслышке. Когда в фонаре садится последняя батарейка, Ярослав ЛИВАНСКИЙ ведет свою команду ночью по тайге в кромешной темноте, ориентируясь только по звездам и луне. Даже зимой он снаряжает экспедиции. Расслабляться нет времени. Ведь там, за сопками, поисковиков ждут: погибшие летчики.

Что такое , командир приморского поискового отряда знает не понаслышке. Когда в фонаре садится последняя батарейка, Ярослав ЛИВАНСКИЙ ведет свою команду ночью по тайге в кромешной темноте, ориентируясь только по звездам и луне. Даже зимой он снаряжает экспедиции. Расслабляться нет времени. Ведь там, за сопками, поисковиков ждут: погибшие летчики. Многие ждут давно. Но обязательно дождутся. Потому что небытие не должно длиться вечно.

Признаться, Ярослав - герой для меня особенный. Дело в том, что к этому человеку я испытываю чувства. Одно из них - любовь. Другое - признательность. Это он нашел в тайге разбившийся самолет моего деда - штурмана пикирующего бомбардировщика Пе-2 Александра Тимошенко, погибшего в августе 1945 года во время войны с Японией. Это благодаря ребятам-поисковикам в Приморье, на авиабазе , состоялась торжественная церемония захоронения останков летчиков (, от 27.12.11). И еще одно чувство - недоумение. Неужели ТАКИЕ люди действительно существуют? А потому по-журналистски я всячески пыталась найти подвох:

С небом какие-то особые взаимоотношения? Откуда тяга к самолетам?

В детстве я хотел быть летчиком. Но родители сказали: . Лет пять мне было, когда папа впервые принес домой модельку. Советскую, примитивную такую, из пластика, и мы вместе с ним ее собрали. Потом были другие модельки, книжки, журналы... Так и привил любовь к авиации. Потом я увлекся военной историей. В 15 лет добавилось увлечение фортификацией, оборонительными сооружениями. А в 2007 году начал авиацией плотно заниматься, создал поисковый отряд.

Искать в тайге разбившиеся самолеты: В каком вузе этому учат?

Да, наверное, ни в каком. Родители мечтали, чтобы я стал политологом-международником. Но я хотел быть историком. Учился по специальности , потом перешел в институт международного туризма и получил специальность . Занимаясь фортификациями и охраной памятников, стал часто общаться с журналистами, телевизионщиками. Появился интерес еще и к этой профессии. Втянулся, понял, что журналистика мне нравится. Попробовал серьезно ею заниматься - получилось. Сейчас у меня одновременно три работы: пишу статьи, делаю сюжеты на телевидении и фотографирую. Раскопки - в свободное от работы время.

А что изначально подвигло ими заняться?

В 2007 году у нас была организация, объединяющая людей, увлеченных военной историей. Знакомые пригласили принять участие в экспедиции. Разбившийся военный самолет, останки летчика... Я уцепился, интересно было посмотреть. Поехали в тайгу, поработали, покопали. Затем на Гатчине удалось попасть в архивы, где нам дали журналы, аварийные акты по катастрофам морской авиации Тихоокеанского флота. Когда углубились в материалы, поняли, что работы непочатый край. В принципе мы и после этого не планировали заниматься поисковой полевой и документационной работой. Но в процессе общения выяснилось, что у знакомых дедушка пропал, был военным летчиком. - спрашивали нас. Стали собирать информацию, последовали сообщения о других разбившихся самолетах, которые видели в тайге... И вот так за четыре года накопили, скажу без ложной скромности, блестящий опыт. Мы - единственный поисковый отряд на территории Приморского и Хабаровского краев.

С коллегами из других регионов общаетесь?

Конечно. Большое количество поисковых отрядов находится на территории Московской, Ленинградской областей и в Краснодарском крае. Там, где шли бои, практика таких работ широко развита. Люди занимаются этим при поддержке федеральных или местных властей. У нас же в Приморье вплоть до 2009 года была глухая стена непонимания. Когда мы начинали работать, и скептиков было много, и поливателей грязью. Дескать, ищут специально, чтобы эти самолеты продавать. Утверждали, что летчики должны лежать в земле, там, где разбились, зачем их прах тревожить? В настоящее время удалось ликвидировать эту стену. Сейчас нет таких людей, которые кричали бы о том, какие мы плохие. За четыре года мы нашли 47 летательных аппаратов, останки 19 членов экипажей, 17 из которых уже захоронены.

Страшно, наверное, первый раз прикасаться к костям?..

В команде у нас 15 человек. Костяк - четыре человека. Все любители военной истории. Новички задавали, бывало, детские вопросы типа: Но чтобы кто-то боялся: такого не было. Наоборот. Люди, извлекая из земли костные останки, осознавали важность происходящего.

Где потом хранятся останки до захоронения?

Два варианта: либо у нас в гараже, либо в Доме офицеров флота. Стараемся не сдавать ни полиции, ни другим силовым структурам. Это бы означало останки потерять. Такие случаи были. Не слишком нужны наши находки органам.

Снарядить экспедицию в тайгу - дело затратное. Оборудование, аппаратура, транспорт, кроме того, надо есть, пить. Кто вас финансирует?

90 процентов трат - за счет собственных средств. Два года назад появилась организация, которая стала нас спонсировать. Президент компании Дмитрий Царев решил нам помогать. Средства в основном шли на топливо. Траты серьезные, выезжают, ведь, как правило, три-четыре машины. Дмитрий понимает значимость нашей работы. Это каждо-дневный труд, реальное патриотическое воспитание молодежи.

С какими опасностями сталкиваетесь в тайге?

Да, в общем, нет опасностей. Разве что проводники... Дедушки, как правило, старенькие. Их надо беречь. Однажды проводник у нас в тайге, что называется, . Оказалось, у него эпилепсия. Раз в год припадки бывают, только он нам об этом не сообщил. Оставалось уже немного до места идти, и случился приступ. Мы дедушку, конечно, в чувство привели. Но он напрочь забыл, куда мы вообще направлялись. Экспедиция сорвалась. Обратно выбирались без его помощи. Следующий поход к этому самолету был более удачен. Собрав рассказы других местных жителей, мы все-таки нашли место катастрофы. Правда, выяснилось, это другой самолет, о котором вообще мало кто знал. Но и тот мы обязательно найдем, пусть даже с четвертой или пятой попытки.

Поиск потомков разбившихся летчиков тоже сложен?

Да, и здесь результаты скромнее. Был случай, когда нашелся не прямой потомок - внучатая племянница штурмана из Саратова. Она созванивалась с администрацией, просила: . Но мы объясняем: Женщина не приехала на захоронение. Знакомство и встреча с вашей семьей для нас очень значимое событие. Впервые в истории нашей поисковой работы прямые потомки не только нашлись, но и присутствовали на траурной церемонии.

Летать не боитесь после всего, что видели в тайге?..

Мы знаем одну тайну: Можно спастись в хвосте самолета. Всегда туда билеты берем (смеется). Эта часть действительно, как правило, остается невредимой. Хвост легкий, аэродинамичный. Он прилетает на землю последним. Смысла нет бояться. От судьбы не убежишь.

Поисковики - люди суеверные?

Дело в том, что мы общаемся с погибшими летчиками, мы чувствуем их присутствие. Как-то раз проводили выставку артефактов. Вышли подышать свежим воздухом - там знакомая бездомная собака бегает. Всегда была приветлива с нами, а тут вдруг ощетинилась, сгорбилась вся, шерсть дыбом! Лает - чуть ли не захлебывается. Было ощущение, что мы вышли не одни: Не подумайте только, что у нас с головой не все в порядке. Просто без мистики действительно не обходится. Все поисковики знают об этом. Погибшие военные к себе зовут, на себя наводят, помогают поисковикам обнаружить то место, где лежат. Мы неоднократно с этим сталкивались. Только несведущий человек может отмахнуться: Вот и коллеги с нами делились. Долго они ходили кругами, пока не сказали: В скором времени натк-нулись на фрагменты одежды и останки. Такое происходит.

Жена как-то раз видела вещий сон. Накануне мы вынесли из тайги останки летчика. Часть их взял для музея один участник экспедиции, другая часть осталась у меня. Алена об этом не знала. И вот будит она меня ночью. Ко мне, рассказывает, являлся во сне летчик. Я его кости как мозаику собирала. Руки, ноги, фаланги пальцев: Понимаю, что одной бедренной кости не хватает. И вдруг этот летчик говорит: Где останки? Пришлось признаться. На следующий день поехали в Находку и забрали у парня найденные кости. С этим летчиком вообще много было странностей. Вначале, по запросу в архив, установили его как Великохатько. Через два года в архиве обнаружили ошибку. Оказалось, это был летчик Губарев. А мы останки уже захоронили под фамилией Великохатько. Но самое интересное, что два этих летчика были друзьями. Когда Великохатько разбился, Губарев рассказывал, какой он хороший был человек, как замечательно танцевал под патефон. А потом погиб и Губарев.

Хороните летчиков по православному обычаю. Но ведь кто-то был мусульманином или атеистом:

Человек не упокоен до тех пор, пока его останки не преданы земле. То, что он лежит на месте катастрофы, не считается упокоением. Конечно, наверняка есть и некрещеные погибшие летчики, но перед Богом все равны. Все должны пройти процедуру отпевания, чтобы попасть на небо. В 2008 году мы проводили церемонию захоронения экипажа бомбардировщика Ил-28т. Лил дождь. Но когда батюшка завершил отпевание, тучи вдруг расступились и яркое солнце озарило кладбище. Бабульки все заплакали, креститься стали. А священник сказал: Человек, тонко чувствующий, поймет, что мы поступаем правильно. Остальным пытаться втолковать если ли смысл?

Как жена-соратница терпит лишения, связанные с походной жизнью? Не всегда хорошая погода, мошка, тигры кругом: У вас оружие-то хоть есть?

Оружия у нас нет. Если человек в тайге не один, зверь никогда не подойдет. И к месту катастрофы у него интереса нет. Там ведь все полито авиа-бензином. Его запах сохраняется до тех пор, пока останки полностью не разложатся. А жена: - смеются поисковики. Ребята ее воспринимают как второго командира. Когда отряд делится на две группы, вторую возглавляет она. Терпение и сила воли у Аленки - будь здоров!

Были неожиданные находки?

Однажды в экспедиции мы нашли нечто фанерное с дюралевой обшивкой. Два года выясняли, что это? Какой-то самолет непонятный... Голову сломали не только мы, но и московские специалисты. В итоге разгадка пришла сама собой. Когда я был в Иркутске на авиационном заводе, увидел фотографию: буксируемой мишени. Блин! Стоило столько копаться, останки искать? Их там и быть не могло. Просто самолет тащил мишень, истребитель в учебных целях стрельнул, и она упала в тайгу. Нашли пулемет ШКАС - реликвия времен войны. Конечно, привели в небоеспособное состояние, чтобы не считался оружием и органы не придирались. Сейчас готовим его к экспозиции - чистим, красим.

У вас есть металлоискатели. А если вдруг золото попадется, не побрезгуете?

Золото ни разу не попадалось (смеется). Мы не занимаемся кладоискательством. У нас специ-фическое направление - военная археология, полевая работа, связанная с военной техникой. Нам интереснее найти любой обломок самолета, чем клад.

То есть даже если наткнетесь случайно, пройдете мимо?

Наверное, все-таки заберем (смеется). Потратим на закупку новой техники, оборудования, чтобы расширить возможности поисковой деятельности. Магнитометр две тысячи долларов стоит, глубинные металлоискатели: Это то, чего нам не хватает. А к материальным ценностям спокойно относимся, без фанатизма.

Терпеть лишения, пусть даже во имя высокой благородной цели, мало кто готов. Героем себя ощущаете?

Человеком я себя ощущаю. Просто делаю то, что должен делать.

Комментарии
Комментариев пока нет