Новости

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Автолюбилельница на Skoda Octavia сбила коляску с четырехмесячным малышом на улице Корепина.

По предварительной информации, возгорание могло стать результатом поджега.

Четырнадцатилетняя девушка два месяца назад ударилась во время катания с ледяной горки и жаловалась на боль в ушибленном суставе.

Оно сможет выпускать продукцию, которая сейчас закупается за рубежом.

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Александр Попов: "Все начинается с матери"

07.08.2003

Физико-математический лицей N 31 Челябинска сейчас все время на слуху. Еще бы! Ведь его ученики завоевали уже семь золотых медалей на всемирных олимпиадах. Последнее золото, для него уже второе по счету, привез в этом году Андрей Бадзян. Результаты просто потрясающие! Поэтому мы пригласили директора лицея, заслуженного учителя Российской Федерации, победителя конкурса "Человек года-2001", автора нескольких поэтических сборников Александра Евгеньевича Попова на "Прямую линию". Поговорить с нашими читателями о том, как растить вундеркиндов.

Физико-математический лицей N 31 Челябинска сейчас все время на слуху. Еще бы! Ведь его ученики завоевали уже семь золотых медалей на всемирных олимпиадах. Последнее золото, для него уже второе по счету, привез в этом году Андрей Бадзян. Результаты просто потрясающие! Поэтому мы пригласили директора лицея, заслуженного учителя Российской Федерации, победителя конкурса "Человек года-2001", автора нескольких поэтических сборников Александра Евгеньевича Попова на "Прямую линию". Поговорить с нашими читателями о том, как растить вундеркиндов. И вот что из этого получилось.

-- Здравствуйте. Мне 76 лет. Я ветеран войны и труда. Работала на ЧТЗ. Когда-то в вашем лицее (в те годы еще школе) учились два моих сына. Старший окончил с золотой медалью. А институт - с красным дипломом. Младший - МГУ имени М.В. Ломоносова. Хочу вам подсказать, как растить таких детей. Можно?

-- Конечно. Даже нужно. Слушаю вас очень внимательно!

-- С трехлетнего возраста я их учила считать до десяти и обратно. Потом - до пятидесяти. Дальше - до ста. Когда они в школу пошли, то считали уже до тысячи, складывали, вычитали, умножали. А теперь я и внучку учу. Она уже стихи читает и считает до десяти. А ей всего лишь два годика.

-- Вы - настоящий учитель и замечательная мама!

-- Ой, да какой я учитель! Война помешала мне получить высшее образование.

-- Это ничего. Чтобы учить, не обязательно его иметь. Поэтому вдвойне вам спасибо за ваш педагогический подвиг. А делаете вы все правильно: что сами умеете, тому и учите. В живой природе ведь так все и происходит. Птица учит своих птенцов, а звери своих детенышей на собственном примере. И дай вам Бог здоровья, чтобы еще не одну внучку вырастили!

-- Спасибо!

Монолог между звонками

Я шел на "Прямую линию" с желанием поговорить о матери: о роли ее в воспитании одаренного ребенка. И мать меня услышала. Потрясающе! Как педагог кожей чувствую, что сейчас это главное.

Как-то у Врубеля спросили, как он рисует? "Так, как учил меня мой учитель, - ответил художник. - Сначала крупные размашистые штрихи. Потом все мельче и мельче". Если применить его высказывание к педагогике, то самые главные штрихи в судьбе ребенка делает мать. С момента зачатия, вынашивания. Первые слова, первые шаги, первые поступки - всему она учит. И все, что мать заложила, потом прорастет. А учителя, как профессионалы, лишь завершают рисунок, подобно ювелирам, которые шлифуют грани, когда мать-земля рождает самородки. Мальчику из Уфалея, о котором писала ваша газета, мама показала звездное небо, поэтому он решил стать космонавтом.

И у других детей все начинается с матери. Без нее не будет ничего: ни детей, ни страны, ни общества.

-- Александр Евгеньевич, здравствуйте! Почему вы не пускаете в школу представителей религиозных конфессий?

-- Потому что вера, как сказал Александр Мень, чувство очень интимное, и об этом не говорят. Поэтому в школе, где я директор, официальной религии никогда не будет. В нашем лицее по национальности все - умные, а по религии - трудолюбивые. Вот и все.

-- Понятно. До свидания!

-- Добрый день, Александр Евгеньевич! Согласны ли вы со мной, что в принципе из любого нормального ребенка можно сделать вундеркинда?

-- Пожалуй.

-- Но от ребенка требуется усердие, привычка к труду. Как ее воспитать? Что вы посоветуете? Может быть, есть какие-то развивающие игры?

-- Ребенка, прежде всего, воспитывает пример, который перед его глазами. Если он видит, что мама и папа, бабушка и дедушка, не зная отдыха, весь день работают, то и для него труд будет нормой. И еще, если перед ребенком возникла проблема, не спешите ее устранять. Можно проблему увеличить. И пусть ребенок сам с вашей помощью найдет путь к ее решению. Почему сейчас у богатых редко бывают способные дети? Потому что у них все проблемы решены. Им думать не надо.

А ведь интеллектуальный фон вокруг ребенка - это главное, что его питает как творческую, одаренную личность. Сегодня он задумался, почему одни звезды мерцают, а другие - нет. Завтра - почему Луна бывает разного цвета, послезавтра - почему у человека два уха, но один рот и т.д. и т.п. Ребенок все время должен быть чем-нибудь озадаченным, над чем-то размышлять. Вместе с вами. Вы со мной согласны?

-- Согласен. Спасибо за совет!

-- Здравствуйте, Александр Евгеньевич!

-- Добрый день!

-- Мы не учимся в вашей школе, но хотели бы походить к вам на занятия по математике, информатике. Возможно это как-то сделать?

-- Понимаете, у отца термодинамики как-то спросили, а почему вы ни кошек и ни собак не держите, а только рыбок разводите в аквариуме? И знаете, что он ответил? "Я что, дурак, за свои деньги обогревать мировое пространство?!"

-- Понятно. Стало быть, вы только свое пространство обогреваете. Ну, хорошо. Тогда мы идем к вам в воскресную школу в октябре.

-- Приходите, пожалуйста. До встречи.

-- Здравствуйте! Это заведующая библиотекой Дворца пионеров имени Н.К. Крупской говорит. Хочу спросить вас, как живется вашей школьной библиотеке? Меня интересует ежегодное комплектование не учебной, а художественной и прочей литературой.

-- Мы подписываемся на все толстые литературные журналы, которые есть в России. Это и "Звезда", и "Москва", и "Современник", и "Знамя", и "Новый мир", и "Юность", и т.д.

-- Ваша школа, наверное, единственная, кто это делает. Поэтому хотелось бы, чтобы вы объяснили другим, какую роль играет художественная, поэтическая книга в развитии творческих способностей ребенка?

-- Мне кажется, что другие тоже хорошо понимают эту роль, что мир един. И, познавая его, нельзя в нем что-то игнорировать: искусство, культуру или религию. Но денег на книги не хватает.

-- Их вытесняют еще и компьютерные технологии. Американцы уже лет десять этим обеспокоены, что дети не читают.

-- И у нас этот процесс идет, к сожалению. Но мы противостоим ему, как можем. И наша библиотека живет и развивается.

-- Спасибо вам большое, и дай вам Бог успехов.

Монолог между звонками

Почему, когда экстрима нет, мне скучно? Привык, наверное. Ведь вся наша жизнь - сплошное испытание. Взять, к примеру, бытовую ситуацию. Каждое утро убираю вокруг школы (дворник не справляется). Люди мусорят. Ну и ладно. Привыкли. Так ведь не просто выкинут пачку из-под сигарет или чипсов. Ее сначала всю изорвут в клочья, а потом выбросят. А собачатники? Нет чтобы на газон питомца отпустить (куда уж ни шло!), так они и сами по нему топают. А что любители настенной "живописи" делают? Постоянно малюют разные гадости, которые приходится замазывать. Не озвереваю ли я от этого? Еще как! И боюсь этого состояния. В спортивный зал ухожу сразу же, штангу поднимать. Терпение нужно великое. Когда у англичан спросили, что нужно делать, чтобы такие газоны, как у них, были, они ответили, стричь и поливать. И все? Да, но только так в течение трехсот лет. Наверное, столько же времени понадобится, чтобы людей отучить пакостить.

-- Здравствуйте! Это говорит Наталья Дмитриевна. У меня к вам два вопроса. Что в вашем понимании хорошие дети? И где вы набираете для них педагогов? При нынешней проблеме с кадрами!

-- Плохих детей, на мой взгляд, вообще не бывает. Каждый ребенок прекрасен. И заслуживает любви.

-- Согласна с вами.

-- Бывает, что ребенок провинился. А я начинаю гладить его, тогда он - в рев. Выясняю, почему? А его дома вообще никто не гладит. Мать говорит: "Чего его гладить-то? Он большой уже, взрослый". А сын только ростом большой, но душа у него еще детская, нежная. На то и мать, чтобы ребенка гладить утром и вечером, в макушку целовать. Из детей, которых только ругают, на которых не обращают внимания, ничего хорошего не получится. Хочу вам сказать, что у всех наших семи чемпионов мира, которые привезли с олимпиад золотые медали, мамы просто замечательные. Они - Главные учителя наших победителей, а не мы.

А где учителей набираю? Поверьте, что это очень тяжелый труд. Ведь хороших учителей становится все меньше и меньше. Скоро в школе одни старушки работать будут. Вы затронули такую больную тему, что говорить не хочется.

-- Извините, не хотела вас огорчить.

-- Это не вы, а государство меня огорчает. А вам спасибо за звонок.

Монолог между звонками

Каких учителей люблю? Неравнодушных к детям. Они любят учеников, а я люблю их. Наши учителя получают намного больше, чем в любой другой школе города. Но не все. А только те, которые нужны лицею. В моем маленьком государстве нет социального равенства: либо всем, либо никому. Одна учительница заявила: "Либо все едут в Америку, либо никто". Другая: "Либо все получают 50-процентную надбавку, либо никто". Обе у нас уже не работают. Ищут справедливости в другом месте. Поэтому моя любовь к учителям, как я думаю, безответная. Некоторые меня, наверное, даже ненавидят. Несмотря на то, что все питаются в школе бесплатно. И одеваются порой тоже. Где беру товар, я вам не открою, но не в "Seсond hand".

-- Здравствуйте. С вами говорит Галина Николаевна. Хочу спросить, могут ли в вашем лицее учиться дети со средними способностями?

-- Могут. До десятого класса. Но за деньги.

-- Здравствуйте! Мои дети собираются отдать мою внучку в ваш лицей. Дает ли ваша воскресная школа гарантию поступления?

-- Не дает. Я вам честно скажу, что воскресная школа - это выявление способностей ребенка и способ зарабатывания денег.

-- Что вы в таком случае предлагаете? Репетиторство?

-- Репетиторство - это насильственное кормление. Толку от него мало. Готовить ребенка к учебе нужно каждый день, как дышать, начиная с рождения. И делать это лучше бабушке, маме, старшей сестре, наконец.

-- Но ведь при поступлении от ребенка потребуется в первую очередь определенный уровень знаний математических, а не интеллектуальных.

-- Одно от другого неотделимо. Если ребенок думает каждый день, то он математически одаренный.

-- Будут ли экзамены после окончания воскресной школы?

-- Нет. Не видим в них смысла. За год мы этих детей и без экзаменов знаем.

-- А сколько стоит обучение в воскресной школе?

-- Триста рублей в месяц.

Монолог между звонками

Бывает в жизни счастливый случай, когда мать кто-то заменяет. Или помогает ей. Когда у М. Таривердиева спросили, кто его сделал таким уникальным композитором, он ответил: "Мама и Лиля Брик". Меня это поразило, потому что Брик для меня всегда была скульптором В. Маяковского. Есть и у меня в школе замечательные женщины-скульпторы, но их очень мало. И они достаются не всем детям.

-- Здравствуйте! Это Екатерина Валерьевна вас беспокоит, руководитель частной фирмы. Я бы хотела задать такой вопрос: "Какая у вас зарплата?"

-- Двести долларов.

-- В неделю?

-- В месяц.

-- И что, вы за такие деньги работаете?

-- Я бы не работал, но мне за державу обидно.

-- В таком случае, извините, но дуракам закон не писан.

-- Наверное.

-- Здравствуйте! Вас беспокоит Марина Алексеева. Зимой в ТЮЗе я была на встрече с редакцией журнала "Юность". И меня тогда удивило, что эту встречу организовали вы - директор физико-математического лицея. У вас что, есть связи с московскими литераторами?

-- Кое-какие есть. В прошлом году в Москве у меня был творческий вечер, где я читал свои стихи.

-- Вы пишете стихи?

-- И даже выступаю с ними на московском радио. Печатаюсь в московских газетах и журналах.

-- Здорово! А будут ли новые литературные встречи у нас в Челябинске?

-- Будут, если деньги от математики и физики останутся.

-- Нельзя ли узнать, с кем именно?

-- Директор музея Марины Цветаевой поставила интересный спектакль. Вот его и привезем, если позволят финансы.

-- Спасибо. Будем ждать.

-- Александр Евгеньевич?

-- Да, слушаю вас.

-- А нельзя ли узнать, сколько стоит подготовка ваших вундеркиндов? Ходят слухи, что это удовольствие очень дорогое. Ведь с ребятами занимаются как будто бы работники вузов. Ведь так?

-- Да, с ребятами занимаются преподаватели из Питера, Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Казани. Если я им плачу по 500 долларов за неделю, то, как вы думаете, во сколько мне обходится вся подготовка?

-- Ну, не знаю. Может быть, где-нибудь около миллиона рублей. Не угадала?

-- Очень одаренный ребенок в год стоит около восьми тысяч долларов. Но не семья, конечно, платит.

-- Ого! Даже больше того, о чем люди говорят.

-- Это нормальная цифра для Европы, Америки. А что, у нас какие-то другие дети? Они во всем мире одинаковые. Такова цена качественного обучения.

-- А можно еще вопрос?

-- Пожалуйста.

-- Ваши выпускники, я имею в виду ваших звездочек, они где сейчас? Все за рубежом?

-- Практически все. Вова Дергачев - профессор математики в Пенсильвании. Вова Добряков - один из крупнейших программистов в Германии. Леша Белик, высокооплачиваемый химик, - в Японии. Братья Блюменкранц, Илья Келлер - бизнесмены. Коля Бродский, ведущий в мире профессор топологии, - в Америке. Коля был моим учеником. Однажды, когда мы шли домой поздно вечером, он мне сказал: "Спасибо". "А за что?"- спрашиваю. За то, мол, что вы первый человек, который показал мне, что математика - это бездна. Более высокой оценки своего труда я ни от кого не слышал. Сейчас, когда Андрей Бадзян так вырос, мне очень трудно найти людей, которые могут с ним дальше заниматься. Поэтому я обратился к Коле Бродскому. И он по Интернету будет бесплатно заниматься с Андреем. Это самая большая удача последних дней. Я бы не доверил этого мальчика никому другому.

-- Это потрясающе, что есть такие возможности у провинциального города. Вот вы своих детей дарите миру. И вряд ли кто из ваших выпускников вернется назад в Россию. Какие чувства вы испытываете по этому поводу?

-- Бешенство и чувство глубокого унижения за свою страну. Однажды в Америке в одной из библиотек мне сказали: "Здесь у нас на портретах вы не увидите ни одного русского писателя". "А Набоков?" - показываю. Они и не знали даже, что это один из русских писателей. А откуда балет американский, спрашиваю? Космонавтика? Авиация? Театр? Точно так же в Европе можно показать, что в ХХ столетии культуру мира определяли русские люди. Наверное, участь у русских людей такая: здесь рождаться, а за рубежом взлетать. И Шаляпин поехал себя реализовывать на Запад, и Алехин, и Шагал, и этот ряд бесконечен. Россия - это гнездо для талантов. У нас не летают, а мучаются. Как у протопопа Аввакума: "Докуда мучиться-то? До самой смерти!"

Монолог между звонками

-- Когда меня спрашивают, доволен ли я тем, чего достиг, отвечаю вопросом на вопрос: "Я что, похож на идиота?"

Если человек получил какой-то результат и остановился, любуясь собой, он начинает деградировать. Минуты удовлетворения, конечно, бывают, но быстро проходят. Обычно я как бы перечеркиваю результат. И начинаю что-нибудь новое, другое. Для меня согласие с самим собой смертельно. Не бывает мира внутри. Там все время война идет. Так уж я устроен.

Прямую линию провела Светлана ЖУРАВЛЕВА

Комментарии
Комментариев пока нет