Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Как стать святым

21.12.2011
На могилу праведницы из Октябрьского района Евдокии Маханьковой - Дуни Чудиновской - люди приезжают со всей области. Сейчас в Челябинской епархии идет работа по причислению Дуни к лику святых. Кто такая Дуня Чудиновская и как реальный человек становится святым? Об этом беседа корреспондента  с настоятелем храма  протоиереем отцом Дмитрием (Алферовым).

Отец Дмитрий, о Дуне Чудиновской написано много. Что жила она с мачехой, что с ней плохо обращались, что однажды ее похитил разбойник, который привязал ее к дереву, и из-за этого волк отгрыз у девочки пальчик: Это все правда?

С именем Дунюшки связано много сказаний и легенд, и каждый, считающий себя знатоком ее жизни, произвольно или непроизвольно вносит коррективы в ее биографию, - говорит отец Дмитрий.

На могилу праведницы из Октябрьского района Евдокии Маханьковой - Дуни Чудиновской - люди приезжают со всей области. Сейчас в Челябинской епархии идет работа по причислению Дуни к лику святых. Кто такая Дуня Чудиновская и как реальный человек становится святым? Об этом беседа корреспондента с настоятелем храма протоиереем отцом Дмитрием (Алферовым).

Отец Дмитрий, о Дуне Чудиновской написано много. Что жила она с мачехой, что с ней плохо обращались, что однажды ее похитил разбойник, который привязал ее к дереву, и из-за этого волк отгрыз у девочки пальчик: Это все правда?

С именем Дунюшки связано много сказаний и легенд, и каждый, считающий себя знатоком ее жизни, произвольно или непроизвольно вносит коррективы в ее биографию, - говорит отец Дмитрий. - Наша задача - тщательно проанализировать все свидетельства и оставить только бесспорные, подтвержденные документами факты. Таких документов немного, но они есть. Вот протокол приходского собрания Вознесенской церкви с. Чудиново от 30 мая 1920 г. с просьбой освободить от мобилизации в ряды войск священника Иоанна Миролюбова и диакона Иоанна Михеева . Под документом свыше 450 подписей, в том числе Евдокии Маханьковой.

Второй документ - протокол заседания избирательной комиссии по перевыборам Советов Чудиновской волости от 20 октября 1923 г. К нему приложен список жителей, лишенных избирательных прав за принадлежность к церкви. Под № 30 в этом списке значатся Евдокия Тихоновна Маханькова и еще трое жителей Чудиново. Это совпадает с воспоминаниями верующих, рассказывавших, что примерно в 1022-1923 гг. Дуню арестовали и посадили в тюрьму.

25 ноября 1925 г. в (ныне ) была опубликована заметка . Анонимный корреспондент разоблачал жителя пос. Новый Каманкуль Чудиновского р-на В. Гамаюна, который возит к себе из Чудиново святую Дуню и с ее помощью одурачивает людей. В конце звучал призыв к милиции заняться этой Дуней. Но разоблачитель сам оказался разоблаченным: 7 февраля 1926 г. в этой же газете сообщалось, что уголовное преследование, возбужденное против Дуни, за недостатком доказательств прекращено.

Почему прекратилось следствие да еще появилось опровержение в газете? Возможно, будучи в тюрьме, Дуня обращала заключенных и самих тюремщиков в веру, поэтому ее и отпустили. Впоследствии ее поместили в психиатрическую лечебницу, но тоже выпустили с диагнозом . Еще известно, что она дала обет молчания и 10 лет молчала. Молилась, находила себе духовных чад, укрепляла их молитвой.

Чем объясняется появление людей типа Дуни?

Жители Урала, Сибири, Поволжья не приняли советскую власть, даже пролетариат не принял. Известна Самарская дивизия Колчака, состоящая из рабочих. Поэтому репрессии, обрушившиеся на наш регион, были более жестокими, чем в целом по России. Поэтому и храмов у нас меньше, и церковная жизнь не была глубоко укорененной, не было здесь ни своих богословов, ни церковных публицистов. А когда осмысленная церковная жизнь уничтожена, проводниками веры становятся простые люди, как Дуня Чудиновская. Большинство из них были необразованными, и мир их веры нередко ассоциировался с миром детской сказки. Во многом это продолжается и по сей день. Многие люди убеждены, что научное и религиозное сознание не должно пересекаться, и если бывший атеист приходит в мир веры, то считает необходимым отказаться от научных убеждений, от достижений культуры, начинает доверять невероятным вещам, погружается в мир чудес. Именно этим - тотальным, немотивированным чудотворением - отличаются апокрифические евангелия. Яркий пример такого евангелия - от Иуды, которое было известно на протяжении всей церковной истории, но вдруг американским журналистами, и быстро был состряпан фильм , олицетворяющий, на мой взгляд, торжество дикой безграмотности.

У Дуни тоже были чудеса?

Надо понять, что в христианском сознании творит чудеса не тот или иной святой, а Бог. Святые - его молитвенники. Представьте, человек хромлет на обе ноги. Он не может сам забраться на вершину и просит тех, кто крепок в этом деле, опытен, поддержать его. Так же с миром молитвы, веры: мы просим святых помочь нам, уповая на их открытость перед Богом, творящим через них чудеса. Тем самым Бог, с одной стороны, отвечает на нашу молитву и, с другой, создает между нами узы любви.

Церковь не всегда стоит на позиции народного сознания, и иногда мы вынуждены охранять апостольскую веру от посягательств не только атеистического, иноверного, но и народного сознания, предполагающего многообразие многобожий и картин мира.

И что же, надо бороться с народным сознанием?

Скорее, воспитывать.

Поэтому вы столь критично подходите к документам, касающимся жизнеописания Дуни Чудиновской:

Это не я подхожу, это позиция церкви на протяжении двух тысяч лет. Обстоятельства каждого конкретного чудотворения должны тщательно проверяться. Если некто молился святому и молитва была услышана, то как человек и христианин он должен засвидетельствовать всему миру и церкви, что Господь сотворил с ним чудо. Чтобы люди укрепились в вере.

Как нужно свидетельствовать?

Если вы стали свидетелями чуда, обращайтесь к нам, звоните, пишите. Но это должно быть не восторженное описание, а объективное, достоверное повествование, подтвержденное фактами, показаниями других свидетелей. Надо в присутствии священника написать: я, такой-то, прихожанин такого-то храма, в присутствии своего священника перед евангелием и крестом свидетельствую, что со мной было то-то и то-то, и священник это подписывает. Зачем нужен священник? Он знает человека, его религиозное состояние, а иногда и психическое, знает, можно ли ему доверять или он склонен к фантазиям. Если же это чудо связано с исцелением, то необходимо приложить еще и медицинские документы, подтверждающие факт болезни, ее причины, историю и результат: .

Сегодня к могиле Дуни едут многие, и многие наверняка получают исцеление (иначе бы не ездили), поток умножается, но никто не свидетельствует о том, что с ними произошло чудо. Есть у нас, к сожалению, такое: верить в чудеса, использовать их для своего блага и при этом не становиться христианами. Поистине современный человек как премудрый пескарь - хап и в тину:

Возможно, люди не делают это по неведению.

Такой вопрос не возник бы в дореволюционной среде. Чудо вызывало у каждого чувство благодарности, желание им поделиться, открыть пред всеми славу Божию. Это было настолько естественно, что не требовало какого-то вербального наставления. Сегодня человек не соотносит чудо со своим религиозным развитием: да, есть такое чудо, но я продолжаю жить своей жизнью, которая меня и привела к той или иной беде, которая была преодолена с помощью чуда:

Что известно о чудесах Дуни?

Она помогала людям в житейских обстоятельствах. К ней обращались жены, когда мужья упивались или омрачались страстями и семейная жизнь была под угрозой. И Господь по ее молитвам трогал сердце человека.

Врачевала ли она болезни?

Церковь благословляет традиционную медицину, врачи благословлены церковью, если они своими понятными действиями облегчают болезни человека. Святая может только молиться об излечении, это очень важный момент. В отличие от лечения молитва - не гарантированное действие, это смиренное обращение к Богу. Лечить молитвами нельзя.

Должен ли святой быть мучеником?

Мученичество - это не терпение мук, а состояние, когда человек любит Христа больше жизни. Когда ему предлагают отречься от веры и говорят, что в случае, если он отречется, то будет хорошо жить, а нет - будет убит, и человек выбирает второе. Вот тогда это мученичество. Среди мучеников масса людей из мирянского чина, которые, несмотря ни на что, остались верными Христу, как Дуня Чудиновская.

Как работает комиссия, рассматривающая кандидатуры для причисления в списки святых?

Никакого списка кандидатов не существует, это не технологичный процесс. Мы анализируем архивы, изучаем документы, погружаемся в людские судьбы. Я убежден, что святых больше, чем записано в святцах. У нас даже есть особые дни поминовения всех святых, и знаемых и незнаемых. Господь для нашего спасения открывает, что тот или иной человек, находясь в обстоятельствах войны ли, бедствия ли, грамотный или неграмотный, старец или женатый, состоялся, потому что его вера победила мрак. А мы - лишь свидетели этих откровений, и наша задача отделить зерна от плевел. Поэтому комиссия лишь принимает свидетельства, тщательно их изучает и передает правящему архиерею. Он представляет это в комиссию по канонизации в синодальный отдел в Москву, она это все перепроверяет и в конце концов представляет того или иного почившего христианина для открытия его либо для местного прославления (в пределах 1-2-3 епархий), либо для прославления и почитания общецерковного. Пока святой не прославлен, есть четкое молитвенное обращение к нему: заупокойная молитва. Когда становится ясно, что праведник уже открыт как святой, служится последняя панихида и вслед за ней начинается молебен. Если панихида о НЕМ, то молебен - ЕМУ. С момента канонизации пишутся иконы, житие, составляется служба.

Святые - простые люди, и не исключено, что в будущем твой знакомый или сосед будет открыт как святой. Так?

В целом так и есть. Но надо понять, что за всем этим стоит пламенеющая любовь к Богу, к ближнему. В царство небесное не войдешь с пироженкой в руке, не поднимешься на эскалаторе. Прорваться можно только через преодоление, подвиг, напряжение сил.

Как часто появляются новые святые?

Это зависит от того, насколько люди стремятся стать таковыми. Во многие периоды русской истории обрести святость, благодать у Бога было нормальным, естественным стремлением, и святых появлялось много. Сейчас человек собрал все ошибки прежней истории развития и по новой их повторяет. И в таком утомительном процессе ему трудно прийти к мыслям о правде, святости:

Когда Дуня Чудиновская станет полноправной святой?

Она полноправная святая, но сегодняшнее поклонение ей обозначило очень слабое церковное сознание людей, переполненность их атеистическо-языческими представлениями, неготовность благодарить, свидетельствовать о творимых ею чудесах. Многие воспринимали ее святость как услугу. Это как к экстрасенсу сходить, я тебе заплатил, ты изволь явить мне чудо:

Комментарии
Комментариев пока нет