Новости

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Урок о религии

16.12.2011
В 2012 году в школах области появится новый предмет - . Пока в порядке эксперимента его начнут изучать четвероклассники отдельных учебных учреждений. Но через год новый предмет обещают ввести повсеместно. Готовы ли педагоги и родители к этому шагу? Какого результата ждут? Какая польза или вред, по их мнению, от начинания? Об этом мы беседуем с участниками .

Ситуация ложного выбора

По словам руководителей челябинских школ, родители не обращались к ним с просьбой ввести предмет о религии.

В 2012 году в школах области появится новый предмет - . Пока в порядке эксперимента его начнут изучать четвероклассники отдельных учебных учреждений. Но через год новый предмет обещают ввести повсеместно. Готовы ли педагоги и родители к этому шагу? Какого результата ждут? Какая польза или вред, по их мнению, от начинания? Об этом мы беседуем с участниками .

Ситуация ложного выбора

По словам руководителей челябинских школ, родители не обращались к ним с просьбой ввести предмет о религии. А теперь с удивлением слушают разговоры о их желании.

-- Два года назад у нас появилась баптистка, - рассказывает Александр Попов, директор челябинского физико-математического лицея № 31. - Что-то там рассказала детям, с которыми учился ее сын. Не отпустила мальчишку в цирк, сославшись на то, что это грех. Я ее вызвал и велел уходить из школы. У нас одна религия - математика. Одна национальность - ученик 31-го лицея. И одна политика - побеждать во всех соревнованиях и олимпиадах, где мы участвуем.

Не просили директора просвещать детей в плане религиозных культур и родители челябинской школы № 1.

-- А вот о том, будет ли у нас введен новый предмет, спрашивали с большой тревогой, - говорит Дамир Тимерханов, директор челябинской школы № 1.

Чем обеспокоены родители? Прежде всего, ситуацией ложного выбора, подобно той, когда мать предлагает ребенку выбрать колготки: красные или синие? А он никакие надевать не хочет.

Новый предмет - это инициатива Русской православной церкви, которую поддержало руководство страны, в частности Министерство образования и науки РФ. А родителям предложили выбрать модуль из шести предложенных - пять по изучению традиционных религиозных культур (правда, забыли почему-то католическую) и по светской этике.

-- Я прекрасно знаю, когда и как зарождалась религия, - говорит Сергей Лазарев, родитель школы № 1 и преподаватель истории древнего мира Челябинского государственного педагогического университета. - И в перспективе не вижу для нее места. Поэтому меня беспокоит усиление религиозности нашего общества и школы, в частности.

Сергей Александрович не скрывает, что к введению нового предмета относится скептически. По его мнению, куда полезнее был бы такой предмет, как народоведение, курс которого разработал его отец Александр Лазарев, ныне покойный профессор ЧелГУ. Он собрал богатейший материал, зная который, нельзя не полюбить Южный Урал и не уважать людей, которые здесь живут.

-- Религия - это только небольшая часть культуры, а ведь есть еще обычаи, традиции, особенности быта, фольклор, - говорит Сергей Александрович.

Родители обеих школ - люди в основном интеллигентные и много читающие. А классическая русская литература ХIХ - начала ХХ века оставила немало безрадостных свидетельств о преподавании Закона Божьего как предмета скучного, нудного и наполненного зубрежкой.

По мнению Александра Попова, введение нового предмета неизбежно внесет в школу распри. А если еще и пережмут, то будет хуже, чем после выборов в Государственную Думу РФ.

-- Бога нельзя брать из чужих рук, - говорит Александр Евгеньевич. - Все, что не от матери, ребенку чуждо. Бог приходит к людям из семьи, а не из школы.

К нему можно прийти и самостоятельно, считает Дамир Тимерханов, но у каждого человека - свой собственный путь.

Если бы новый предмет был факультативом, о чем и говорили сначала, возражений в школах было бы меньше, по мнению участников , но его вводят как обязательный предмет.

Кто его будет вести и за счет каких часов? Учебный план сбит очень плотно.

Пусть лучше верят, чем думают

Лариса Поспелова - одна из тех, кто будет вести новый предмет. Она прошла уже курсы в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования, хотя челябинская школа № 146, где работает Лариса Поспелова, пока не участвует в эксперименте. Лариса Александровна - учитель литературы, но восемь лет уже преподает в начальной школе. Она - человек верующий, посещающий православный храм. Готова вести . Но в новом предмете - шесть модулей. И если ученики выберут все, то справиться ей одной нереально. А другого специалиста в школе нет.

Учительницу удручает еще одно обстоятельство. Новый предмет в 2012 году вводят за счет сокращения литературного чтения. А чтение - один из основных навыков ребенка в начальной школе.

-- Его и так мало, - говорит Лариса Александровна. - Раньше было шесть часов в неделю, потом четыре. Один час уже забрали под урок физкультуры. А теперь 17 часов - в четвертой четверти - под новый предмет.

Пусть лучше верят, чем думают, съязвил один из участников .

О доблестях, о подвигах, о славе

У Ларисы Поспеловой пока нет учебников по новому предмету. Но они уже созданы. Мнения рецензентов по поводу этих книг в целом неоднозначны. Но вот, например, что думает Наталья Шитякова, преподаватель Челябинского педагогического университета, после знакомства с учебником . Его автор - кандидат философских наук, профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев.

-- Я опасалась столкнуться с сильным религиозным влиянием, - говорит Наталья Павловна. - Но учебник написан очень корректно. Формулировки носят отстраненный характер. Например, как рассказывает или в написано... Автор не навязывает, не убеждает ребенка сделать выбор в пользу православия.

Отметила Наталья Шитякова и воспитательный акцент в подборе тематических уроков о добре, милосердии, подвиге, совести и т.п. По тому же принципу построено обучение по остальным модулям. Новый предмет, по заключению Натальи Шитяковой, способствует духовно-нравственному воспитанию детей, на которое и нацелены федеральные стандарты начального образования.

Из недостатков Наталья Павловна назвала наличие трудных терминов для ребенка из неверующей семьи.

Хороший учебник - еще не залог успешного воспитания, говорили участники . В советское время был единый учебник по истории. Но один учитель воспитывал сталинистов, а другой - демократов и бунтарей.

Настоящий учитель на любом уроке может научить доброте и прощению, считают они. И этому есть примеры. После урока математики у Александра Попова мальчик, до этого пытавшийся разрешить конфликт с одноклассником с помощью ножа, пожал своему противнику руку.

Диалог еще впереди

Архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан запланировал встречи с представителями министерства образования и науки, директорами школ и родителями. О чем пойдет речь на этих встречах?

-- Я хочу обсудить, что нам сделать, чтобы наша молодежь научилась отличать правду от неправды, добро от зла, прекрасное от уродливого, - говорит архиепископ Феофан. - Главное, чтобы это был конструктивный разговор. Ведь никто не станет отрицать, что нашим детям необходимо приобщаться к вечным ценностям, расти нравственно здоровыми, духовно и культурно богатыми, стать гражданами, любящими Отечество, свои национальную историю и традиции. Хочу начать совместный поиск пути к решению этих проблем, наметить планы взаимного сотрудничества.

Готов он оказать и поддержку в подготовке учителей для преподавания .

-- Совсем недавно у нас закончились катехизаторские курсы, на которых было более 40 человек - педагогов с высшим образованием, - рассказывает архиепископ Феофан. - Важно, чтобы на курсах переподготовки учителей по этому предмету читали лекции священники или люди, имеющие серьезную богословскую подготовку.

По словам архиепископа, он готов оплатить приезд специалистов из Москвы и других регионов, где есть опыт ведения основ православной культуры в школах. Пусть они расскажут о проблемах и трудностях, с которыми столкнулись.

-- Не обязательно педагоги, нами приглашенные, будут в священном сане, - пообещал архиепископ. - Они просто должны быть хорошими специалистами.

21 декабря в Челябинском педагогическом университете пройдет форум . Может быть, еще и он даст ответ педагогам на все тревожащие их вопросы.

Комментарии
Комментариев пока нет