Новости

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

В регионе малый бизнес все активнее выходит на международные рынки.

Четыре тысячи билетов продано на южноуральский этап Кубка мира по фристайлу.

Сильный ветер, переметы и гололедица блокировали дороги Челябинской области.

На Южном Урале с размахом прогонят надоевшую зиму.

Мужчины проводят время ВКонтакте и Facebook, а женщины в Одноклассниках и Instagram.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Больше, чем виртуоз

14.03.2012
В Южно-Уральском институте искусств дал концерт пианист Дмитрий Шишкин, стремительно входящий в мировую музыкальную элиту.

Музыкой Дима начал заниматься практически с самого рождения. В три года дал концерт в первой музыкальной школе из пьесок собственного сочинения. В четыре года он уже учащийся специальной музыкальной школы института искусств (в те годы - Челябинского института музыки имени П.И.

В Южно-Уральском институте искусств дал концерт пианист Дмитрий Шишкин, стремительно входящий в мировую музыкальную элиту.

Музыкой Дима начал заниматься практически с самого рождения. В три года дал концерт в первой музыкальной школе из пьесок собственного сочинения. В четыре года он уже учащийся специальной музыкальной школы института искусств (в те годы - Челябинского института музыки имени П.И. Чайковского). В восемь лет Диму пригласили выступить в Кремле. После концерта в Оружейной палате сотрудники фонда Владимира Спивакова подошли к маме Димы, Ирине Владиславовне Шишкиной, с предложением: . Ирина Владиславовна меняет большую трехкомнатную квартиру в Челябинске на комнату в московской коммунальной квартире, и вот они с Димой - жители столицы. Мальчика берет к себе в класс директор гнесинской школы, пианист Михаил Хохлов, он же дирижер, руководитель оркестра . В 2004 году Дима побеждает на международном телевизионном конкурсе юных музыкантов . Организатор конкурса - телеканал гордится тем, что открыл миру дарование Димы Шишкина. Спустя два года он побеждает на международном конкурсе имени Шопена в Пекине. В 2010 году Дмитрий поступает в Московскую консерваторию, его берет к себе в класс легендарная пианистка Элисо Вирсаладзе.

Концертов в Челябинске у Димы после того, как он уехал в Москву, было два: в зале Прокофьева в 2008 году и нынче в Институте искусств, в рамках проекта

-- Виртуоз редкостный, - поделилась впечатлениями музыковед Наталья Коноплянская, когда мы пообщались с ней после концерта. - Недаром к нему применяли эпитеты и . В его игре поражает не столько виртуозность, сколько глубина, взрослость, намного опережающие возраст (сейчас Диме 20 лет. - Авт.). Другая удивительная особенность Димы - свободное владение всеми стилями. Ему удаются и напевные мелодии Брамса, и жесткие, сложнейшие ритмы Прокофьева. Он создает объем от едва слышного пианиссимо до запредельного фортиссимо.

В связи с этим вспоминается любопытный факт. В прошлый приезд в Челябинск Дима зашел в гости к своему первому учителю музыки Светлане Вячеславовне Ивановой и сыграл четыре этюда Прокофьева. Да так, что отлетели две клавиши.

-- Сегодня есть немало пианистов, которые просто презентуют музыкальное произведение, играя его каждый раз одинаково, - продолжает Наталья Владимировна. - А Шишкин творит вместе с композитором, исполняет музыку, будто открывает ее заново.

Самый большой восторг и аплодисменты вызвала седьмая соната Прокофьева, сыгранная Димой в финале концерта.

-- Я не узнала эту музыку, - признается Наталья Коноплянская, - хотя мне пришлось играть ее в годы учебы в Ленинградской консерватории. Она невероятно сложна и написана неудобно для рук пианиста. Такое произведение и физически-то непросто выдержать, а то, что он сумел его осмыслить и пережить, говорит о недюжинном интеллекте.

Одним словом, те, кто не поленился прийти в Институт искусств на концерт, встретились с незаурядным талантом, с новой восходящей звездой, начавшей карьеру в родном Челябинске и теперь покоряющей мир.

Дима, ты - второе поколение пианистов в вашей семье?

Да, первой начала играть мама. Она говорит, что у нее нет таких способностей, как у меня, но есть трудолюбие. И действительно, я не представляю, как можно работать столько, сколько она сейчас. Она работает в двух музыкальных школах, уходит к девяти утра и приходит в десять вечера, часто без обеда. К примеру, у нее есть 15 положенных учеников в день. А она берет еще четверых просто так: попросили и не может отказать.

Чем тебе запомнился челябинский период?

Здесь меня научили, прежде всего, трудолюбию. Кроме того, дали возможность выступать с концертами, да так часто, что это стало для меня обычным делом. В три года страха перед сценой еще ни у кого нет, а к тому времени, когда он мог бы появиться, я уже начал получать удовольствие от выступлений.

А почему тебя взяли в Гнесинку, ведь лучшая музыкальная школа - ЦМШ?

Считается, что уровень ЦМШ выше, поскольку там больше именитых выпускников. Но я ни разу не пожалел, что поступил в музыкальную школу при академии Гнесиных. Наоборот, благодарен судьбе за то, что меня послушал и взял к себе в класс Михаил Сергеевич Хохлов, а не другой преподаватель по специальности.

Хохлов - человек занятой. Не обделил он тебя своим вниманием?

Он много со мной занимался. Но с первых же классов я привык к самостоятельной работе. Приносил ему уже готовое, выученное наизусть, а он говорил о деталях.

Наверное, мама помогала.

Поначалу очень сильно. Но потом я понял, что могу вы-учивать произведение сам. Сейчас мама даже не подходит ко мне, потому что знает: будут разногласия. После концертов она говорит о своих впечатлениях, и ее мнение для меня очень важно. За день до челябинского концерта у Элисо Вирсаладзе был вечер сонат Прокофьева. Мама дала пару советов, которым я последовал, играя седьмую сонату в Институте искусств. Она сказала, что в музыке не хватало масштабного развития. Все по кусочкам, а надо, чтобы было одно целое.

Возвращусь к Хохлову. Он, наверное, очень помог тебе с организацией выступлений.

Особенно это касается в ГМИИ имени Пушкина. На знаменитых выступают маститые музыканты. Я был счастлив, что в 2011 году послушал Евгения Кисина, к слову, выпускника гнесинской школы. - детские, я там почти каждый год выступал и с оркестром, и сольно.

А что за мероприятие было в 2011 году на Красной площади?

День России, феерическое шоу. Организаторы постарались представить разные жанры, в том числе классику, причем популярную. Поэтому предпочли, чтобы я исполнил Первый концерт Чайковского. Сцена в то время, как я играл, двигалась. Стояла огромная платформа, на ней две поменьше. На одной расположился оркестр, на другой я. Во время того, как я исполнял произведения, платформы ехали навстречу друг другу. Конечно, ощущения были особые.

После музыкальной школы ты поступил в Московскую консерваторию. А были ли другие варианты?

Хотел поехать в Лондон. Там можно было поступить в три вуза, которые дали бы мне хорошее образование. Но оказалось, что в Европе очень дорого учиться и нет бюджета. Я даже не думал, что Элисо Константиновна Вирсаладзе меня возьмет, поскольку до поступления не встречался с ней ни разу. По моему мнению, это сейчас самый сильный педагог. С ней я по-другому начал воспринимать музыку, более серьезно. Если играешь просто ноты, она не будет слушать. Для этого у нее есть ассистенты. Прежде чем попасть на урок к Элисо Вирсаладзе, нужно походить к ним, и лучше ко всем трем. Это ее бывшие ученики, мастера очень высокого класса. Яков Юрьевич Канцельсон, например, недавно выиграл знаменитый конкурс Рихтера.

Уроки у Элисо Константиновны проходят в форме мастер-класса. В аудитории всегда много людей, заглядывают даже те, кто не учится у нее. А все ученики приходят в один и тот же час, она вызывает одного, другого. Я слушаю произведения, которые еще предстоит сыграть, и отмечаю что-то для себя. Перед конкурсом Элисо Константиновна берется за своего студента основательно. Со мной в прошлом году занималась четыре часа подряд.

Ты регулярно участвуешь в конкурсах. Но ведь слушателям все равно, где и когда ты победил.

Не согласен. Если пианист выиграл конкурс Чайковского, сразу станет понятно, что он хорошо играет, и на него пойдут.

А ты планируешь в нем участвовать?

Думаю, на следующий год. Кроме конкурса Чайковского есть еще много конкурсов, не уступающих по рейтингу. Конкурс Шопена в Варшаве, конкурс Рубинштейна в Тель-Авиве. Сегодня на смену концертной фортепианной эре пришла эра конкурсная. Только конкурс может увеличить твою аудиторию, и нужно цепляться за каждый. Для меня это еще и способ заработать. Сначала было тяжело: ищешь здание, где проходит конкурс, потом аудиторию, где можно репетировать. Все это отвлекает от музыки. Но я привык.

Ты играешь по-разному на конкурсе и на концерте?

менее эмоционален, чем концертный. Там самое главное - не позволять эмоциям захлестывать тебя. Это нужно для того, чтобы сыграть в точности так, как написано в тексте. Жюри ведь, в отличие от слушателей, все знает, и если не сыграешь где-то , сразу же снизит балл. А на концерте без эмоций никак. Если играешь отстраненно, не интересно ни тебе, ни публике.

Как ты относишься к распространенному мнению о том, что фортепианная музыка закончилась на Шостаковиче?

В XXI веке я не наблюдаю такой гениальной музыки, как в XX. Но и этого достаточно - за всю жизнь не переиграть. Произведения современных композиторов обязательны в конкурсной программе, поэтому приходится их учить. Когда разучивал Дьердя Лигети, я одни только ноты разбирал три месяца, потому что их невозможно было запомнить. Бывает так, что всем конкурсантам за несколько месяцев дается произведение, которое еще никто никогда не играл. И все играют по нотам, потому что запомнить текст невозможно. За лучшее исполнение, как правило, дают отдельный приз.

Ты живешь в коммунальной квартире. Как соседи относятся к тому, что музыка звучит с утра до вечера?

Если заселяется кто-то новый, мы с мамой сразу же его об этом предупреждаем. Еще ни разу не было такого, чтобы соседи сказали: . Наоборот, говорят, что благодаря мне начали интересоваться классикой. Я соседей на концерты постоянно приглашаю.

Расскажи немного о своем старшем брате, Вадиме Шишкине.

Начинал он с того, что учился у мамы играть на фортепиано и разочаровался, думал, что музыкантом не станет. Но игра на ударных его увлекла, и сейчас Вадим - один из лучших ударников в Челябинске, работает в оркестре оперного театра. Он играет и на ксилофоне, на маримбе, пишет собственные произведения.

Ты начинал с того, что играл небольшие пьески, которые сам сочинил. А сейчас не тянет к композиции?

Только для себя, чтобы разыграться, размять пальцы перед занятием. В стиле Моцарта, Бетховена или Шопена. Но я не записываю свои упражнения и никому не показываю.

Ты переиграл со многими оркестрами: Марка Горенштейна, Александра Рудина, Владислава Чернушенко, Владимира Федосеева, Максима Федотова. А с нашей не хочешь сыграть?

Я всегда за то, чтобы выступить в Челябинске. Очень хочется сыграть с вашим оркестром, и надеюсь, что это случится в нынешнем году.

Комментарии
Комментариев пока нет