42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Откроем жизнь на Марсе!

15.08.2003
28 августа расстояние между Землей и Марсом будет минимальным за последние десятки тысяч лет

В юго-восточной части небосвода, когда стемнеет небо, своим необычным оранжевым сиянием выделяется планета, с чьим именем до сих пор связана идея о существовании жизни вне Земли, - Марс. Многие видели родину Аэлиты и раньше, но нынче Марс сияет как никогда. В чем дело? Нас разделяет "всего" 56 млн. км. Ближе, чем в этом августе, Марс будет располагаться к Земле лишь в 2287 году.

На протяжении веков внимание астрономов приковано к четвертой по удаленности от Солнца планете. Благодаря наблюдениям Марса, выполненным датским астрономом Тихо Браге, удалось установить знаменитые законы Кеплера. Согласно первому из них, орбиты планет вовсе не окружности, как думали более тысячелетия до этого, а эллипсы.

Иногда Марс и Земля оказываются по одну сторону от Солнца, и тогда расстояние между ними становится минимальным. Говорят, что Марс находится в противостоянии. Затем Земля удаляется от Марса и нагоняет его только через 780 дней. Снова условия для наблюдений красной планеты отличные - он виден почти всю ночь. Но минимальное расстояние на этот раз будет другим: либо больше предыдущего, либо меньше - встреча планет происходит в различных точках вытянутых орбит.

Противостояние тем благоприятнее, чем ближе оно приходится к 28 августа, так как в этот день Земля проходит ближе всего к минимальному расстоянию Марса от Солнца. Самым известным противостоянием Марса считают случившееся в начале сентября 1877 г. Тогда американский астроном Асаф Холл (1829-1907) открыл два единственных спутника Марса - Фобос и Деймос, а итальянский астроном Джованни Скиапарелли (1835-1910) увидел знаменитые марсианские "каналы".

В 1655 году Гюйгенс обнаружил на поверхности Марса темное пятно - "море". Причем ученый тогда же обнаружил и движение этого пятна, а отсюда нетрудно было установить сутки на Марсе, которые оказались чуть больше земных. Затем в 1700 году астроном Парижской обсерватории Маральди увидел "полярные шапки" Марса, по которым впоследствии Вильям Гершель нашел положение оси вращения Марса в пространстве. Значит, на Марсе должна быть смена времен года? Астрономов наводили на мысль о жизни на Марсе и другие аналогии с Землей. Самой главной, конечно, была схожесть двух планет. Maрс лишь в два раза по диаметру меньше Земли, а по массе - в десять. Недаром Марс отнесли к планетам земного типа вместе с Меркурием и Венерой.

Раз на Марсе есть "полярные шапки", то, как считали многие, состоят они, конечно, из воды, но еще П. Ловелл полагал, что на Марсе мало воды, поскольку из-за небольшой массы планета не может удержать значительную атмосферу. Давление у поверхности оказалось почти в двести раз меньше земного, поэтому стоит там "пролить" воду, как она тут же испарится! Правда, температурные условия на двух космических соседях не очень сильно отличаются. Иногда на Марсе бывает несколько выше нуля градусов, но минимальная температура может опускаться до минус 130 градусов.

По результатам исследований были сделаны интересные выводы. Стало известно, что на Марсе когда-то текли реки - от них остались лишь сухие русла. На планете много щитовых вулканов, которые имеют очень пологие склоны и основания большой площади.

Поверхность Марса подвержена влиянию атмосферы и гидросферы, процессам выветривания. Наличие у Марса магнитного поля свидетельствует о том, что у планеты есть расплавленное металлическое ядро.

Жаль расставаться с заманчивой мечтой, что "и на Марсе будут яблони цвести", но поиски ее примитивных форм продолжаются до сих пор, начиная с 1976 года, когда два американских аппарата - "Викинг-1" и "Викинг-2" - достигли пределов Марса. Анализаторы для выявления органического вещества в грунте, биологическая установка не принесли положительных результатов. Так есть ли марсиане?

В середине 1996 года были обнародованы результаты исследований метеорита, прилетевшего на Землю с Марса. В нем нашли присутствие органических молекул, которые наиболее часто связывают с древними осадочными породами, углем и нефтью на Земле. Кроме того, в некоторых участках карбонатов были видны вытянутые образования, закругленные с концов. Ученые считают, что в данном случае они "встретились" с ископаемыми примитивными формами жизни, некогда существовавшими на Марсе.

Сейчас вокруг Марса движется космический аппарат "Марс Глобал Инспектор", камера которого получила множество изображений поверхности. Многие из них показывают слои осадочных пород, которые были созданы озерами и морями. Глядя на них, невольно думаешь, что "молодой" Марс был очень похож на Землю. Ученые сравнивают осадочные скалы на Марсе с деталями Великого каньона в Северной Америке.

2 июня 2003 года был запущен "Марс Экспресс" - первый посланец Европы на красную планету: он достигнет Марса к концу декабря 2003 года. Самоходная установка "Бигль" отделится от "Марс Экспресс" за шесть дней перед тем, как он станет спутником планеты. На протяжении 687 земных суток орбитальный аппарат "Марс Экспресс" будет следить за планетой и ее атмосферой с почти полярной орбиты.

Чтобы получить прямые доказательства существования жизни в прошлой или наличия в настоящее время биологической активности, "Бигль" сделает попытку обнаружить метан, который производится живыми организмами. Кроме того, "Бигль" соберет образцы вещества, находящиеся под поверхностью, под большими камнями, то есть из тех мест, которые не подвергались убийственному для жизни действию ультрафиолетовых лучей Солнца. Автоматизированный "крот" способен перемещаться на короткие расстояния по поверхности и рыть до двух метров в глубину.

NASA решило наверстать упущенное, послав на Марс пару самоходных установок, основная цель работы которых будет заключаться в ответе на вопрос: что случилось с водой, которая когда-то исчезла с поверхности Марса?

Старты космических аппаратов "Дух" и "Возможность" были осуществлены 10 июня и 8 июля.

Оба аппарата будут совершать 100-метровые вояжи за день в участках, которые были заранее тщательно отобраны, детально изучая там камни и почву. Каждый ровер (на снимке) снабжен "искусственной рукой", камерами с высоким разрешением для передачи изображений и приборами для измерения химического состава отобранных образцов.

Руководитель научной программы американский ученый Майкл Малин говорит: "Сегодня Марс холоден, сух, бесплоден, он чрезвычайно неприветлив для жизни на нем. Но когда мы смотрим на него с орбиты, мы видим высушенные русла рек, мы видим высушенные озера, мы видим полезные ископаемые, которые говорят, что вода, возможно, была там".

Многие тайны Марса вот-вот будут разгаданы! Но пока он еще "полон" загадок, постарайтесь посмотреть на него в телескоп. Из-за того, что расстояние планеты от Земли минимально, в телескоп он будет виден лучше всего. Правда, чтобы увидеть "моря", "континенты" и "полярные шапки", надо использовать довольно крупные телескопы, например, такой, каким располагает астрокомплекс педагогического университета.

Владимир КАРТАШОВ,