Новости

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Двойки под запретом

19.08.2003
Что будет, если школа попробует жить без отметок?

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск

Сегодня, когда в Южноуральске проходит областной августовский педсовет, мы предлагаем родителям учеников устроить заочный педсовет, чтобы лучше понять то, что происходит в школе. Ведь грядущие перемены касаются не только учителей, но и практически каждой нашей семьи.

Без оценок
Письмо Министерства образования РФ от 3 июня этого года о безотметочном обучении в начальной школе наделало много шума. Ура, двойки отменяют! - обрадовались любители сенсаций. Но с сообщением опоздали.

Что будет, если школа попробует жить без отметок?

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Сегодня, когда в Южноуральске проходит областной августовский педсовет, мы предлагаем родителям учеников устроить заочный педсовет, чтобы лучше понять то, что происходит в школе. Ведь грядущие перемены касаются не только учителей, но и практически каждой нашей семьи.

Без оценок

Письмо Министерства образования РФ от 3 июня этого года о безотметочном обучении в начальной школе наделало много шума. Ура, двойки отменяют! - обрадовались любители сенсаций. Но с сообщением опоздали. Еще в 70-е годы учителя начальных классов начали отказываться от отметок, заменив их зайчиками, черепашками и т.п. Но об оценке, что скрывалась за симпатичным образом, догадывались и дети, и родители.

-- Как дела? - интересовалась бабушка у своего внука-первоклассника.

-- Неважно! - вздыхал малыш. - Солнышко в тетрадке не улыбается.

С введением ЕГЭ о безотметочном обучении заговорили с новой силой. Ведь прежняя система оценок стала выглядеть, мягко говоря, устаревшей. А стобалльная, которую министр образования В.М. Филиппов предложил в порядке обсуждения, подверглась резкой критике. "Садись, я тебе ставлю 83. Очень плохо, всего 32 балла", - изображая учителя на уроке, иронизировали оппоненты. Вот тогда и встал вопрос: "А, может быть, стоит вообще отказаться от отметок?"

Тройка, четверка, пятерка...

Чем плоха прежняя система оценивания? С этим вопросом обратилась к заслуженному учителю РФ из челябинской школы N136 Л.П. Метелевой, которая с 1992 года работает по системе безотметочного обучения. И услышала вот такие аргументы.

Ребенок не умеет сам себя оценивать. Он не знает, за что получил на уроке четверку, а не пятерку. А спросить учительницу не всякий осмелится. Ведь она может подумать, что он выпрашивает отметку.

Пятибалльная система давно превратилась уже в трехбалльную, и не позволяет оценивать ученика индивидуально. Если ребенок, к примеру, делал сначала пятнадцать ошибок, а потом только семь, то учитель не сможет отметить его продвижение. В тетради будет стоять все та же "двойка". Может быть, только не такая жирная, как прежде.

Ребенок не знает, над чем ему надо еще работать, где у него пробел. К тому же плохая оценка травмирует его, а если он к ней привыкает, то становится "пофигистом" и вечным троечником на всю оставшуюся школьную жизнь.

Самооценке - да!

И, наконец, хотелось бы узнать, что это за "зверь" такой - безотметочное обучение. И не будет ли у нас от новой пищи несварения желудка?

-- Новая система меняет не просто шкалу оценивания, но и делает обучение качественно другим, - рассказывает Людмила Павловна Метелева. - Она формирует у детей умение учиться.

С самооценки, со способности понять "это я уже умею и знаю", "этого я совсем не знаю, надо узнать", "это я немного знаю, но надо еще разобраться" начинается учебная самостоятельность малышей в этой школе. Первые десять дней дети учатся пользоваться оценочной шкалой, так называемыми "волшебными линеечками". Они оценивают себя по предварительно проверенной учителем работе. Если ошибок нет, ставят крестик на самом верху оценочной линеечки, если одна ошибка - на клетку ниже и т.д. Чем выше крестик, тем выше уровень выполнения задания. Дети совместно с учителем оценивают свое умение не единожды, а несколько раз.

В IV четверти первого класса ведут дневник-тетрадь "Что я знаю и умею?". Он позволяет им видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы. У ребенка возникает потребность в улучшении своих успехов по собственной инициативе - это, вероятно, главное достижение.

Минусы нововведения

Нововведение, как всякая демократическая система обучения, требует дополнительных усилий: и со стороны учителя, и со стороны родителей. Ни те, ни другие к этому, на мой взгляд, пока еще не готовы. Родители спят и видят, как бы сбросить с себя хотя бы часть бремени по воспитанию и обслуживанию ребенка. А учителя (значительная часть) в условиях нищенской зарплаты и периодических подработок то в роли репетиторов, то - обычных техничек просто выдохлись. Это первое.

Второе. Уйти от отметки, как бы мы ее ни называли - оценкой ли или еще как, нам все равно не удастся. Если не в среднем звене, то в старших классах мы будем вынуждены к ней вернуться. А значит, появятся не только хорошие, но и плохие отметки, кого-то травмирующие и огорчающие. Так уж устроен мир, что все отличниками все равно не будут.

И последнее. Как показал блиц-опрос (в газету попала лишь малая часть ответов), и родителям, и детям отметка нужна. Она им понятна и привычна. Не учитывать мнения тех, ради кого это делается, по-моему, неправильно. А какова ваша точка зрения, читатели? Вы придерживаетесь другого взгляда? Готова обсудить его вместе с вами. n

"Нужна ли отметка в школе?"

Степан Иванович, преподаватель вуза:

-- Нужна. Это стимул для ребенка, не лишенного честолюбия. И для родительского контроля она важна.

Людмила Александрова, мать второклассницы:

-- Когда я училась в начальной школе, нам вместо отметок ставили звездочки. Мне это нравилось.

Кирилл Патрушев, первоклассник:

-- Мне нужны пятерки и четверки. Я маме обещал, что буду в школе учиться хорошо.

Ирина Константиновна, служащая:

-- Давно пора ее отменить. Когда-то я услышала одно очень точное выражение. Отметка - оружие учителя и ремень в руках отца. Причем оружие, направленное не только на ребенка, но и на родителей тоже.

Наталья Покровская, инженер:

-- Прежде чем что-либо менять, мне как матери двоих детей нужно объяснить: "А зачем все это делается?" Ни разу вразумительных ответов в школе я не услышала. Нам все время говорят, как надо сделать, и никогда - зачем.

Комментарии
Комментариев пока нет