Новости

На ул. Гагарина столкнулись иномарка и «скорая помощь».

Бабушки и дедушки создают анимационные открытки.

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Нельзя установить порядок навсегда

31.03.2012
Минувшая зима возродила надежду на политические изменения. Прогремевший три года назад кризис угрожал переменами экономическими. О том, как все это соотносится с самоощущениями отдельного, но социально активного человека, говорим с психологом, бизнес-консультантом Еленой Корноуховой.

Елена, насколько изменения в обществе реально влияют на каждого из нас? Какие правила диктуют? Вызывают ли беспокойство, особенно в связи с тем, что меняется не только политическая и экономическая жизнь, но и жизнь отдельного человека?

Есть изменения естественные для человека и есть те, в которые мы включаемся в силу жизни в данное время и в данном месте. Естественные изменения связаны, например, с возрастными кризисами.

Минувшая зима возродила надежду на политические изменения. Прогремевший три года назад кризис угрожал переменами экономическими. О том, как все это соотносится с самоощущениями отдельного, но социально активного человека, говорим с психологом, бизнес-консультантом Еленой Корноуховой.

Елена, насколько изменения в обществе реально влияют на каждого из нас? Какие правила диктуют? Вызывают ли беспокойство, особенно в связи с тем, что меняется не только политическая и экономическая жизнь, но и жизнь отдельного человека?

Есть изменения естественные для человека и есть те, в которые мы включаемся в силу жизни в данное время и в данном месте. Естественные изменения связаны, например, с возрастными кризисами. Они неизбежны. Общеизвестно: кризисы среднего возраста связаны с оценкой собственного жизненного пути, результатов, достижений, осознания цели, переосмыслением базовых ценностей...

Переосмысление ценностей и себя в них завязано на некие общественные критерии. Среда, в которой мы существуем, усиливает состояние или, наоборот, ослабляет его?

Безусловно, социальные оценки на нас влияют. Начало этому задают условия семьи: в раннем детстве до 2-3 лет через поведение родителей и общение с ними мы усваиваем некие социальные стереотипы. Они становятся фундаментальной ценностной основой личности. По мере того как мы взрослеем, наш арсенал стереотипов и оценочных суждений расширяется. Кроме того, чем позже мы тот или иной стереотип присваиваем, тем на более поверхностном уровне нашей психики он находится, а значит, он в большей степени подлежит осознанию и коррекции. В структуре личности есть базовые ценности, которые в полной мере мы ни осознать, ни изменить не можем. Именно они определяют на бессознательном уровне выбор жизненного сценария.

Например?

Есть идеи и идеалы, которые мы исповедуем в ранней юности: это могут быть и какие-то политические убеждения, и увлечения (спорт, музыка и т.д.), и жизненные принципы: В любом случае нам может казаться, что жить надо только так, и никак иначе! Но с возрастом мы начинаем по-другому к этому относиться, спокойнее, что ли: Вместе с тем за этих увлечений остается нечто базовое, фундаментальное, что с течением жизни только крепнет и кристаллизуется.

Можно предположить в качестве примера, что партийная идеология для кого-то в какой-то период жизни может оказаться такой ? А что же такое база, фундамент?

Попробую объяснить на примере. Бывает так, что лет в 17-19 тяжелый рок воспринимается кем-то из нас как религия (слова можно заменить на любые другие: бардовская песня, группа , хоккей, футбол, горный туризм, комсомол и что угодно еще). Мы страстно и преданно ЭТО, и нам кажется, что иначе и быть не может. Но годам к 30 и позже кто-то медленно и постепенно обнаруживает, что кроме тяжелого рока есть еще и симфоническая музыка, а оседают на собственных садовых участках, создавая альпийские горки. Так меняются, а глубинная тяга к красоте этого мира становится еще глубже. Поколения могут меняться, идеологические установки могут меняться, знаки времени, как модные фишки, могут меняться, но остается то сущностное, что и делает нас нами: для кого-то это восхищение красотой этого мира, для кого-то?- потребность преобразовывать его, для кого-то?- потребность себя испытать, познать.

А что такое ?

Определенные правила игры, которые задаются системой и обеспечивают ее жизнеспособность. Это может быть масштаб государства или отдельной корпорации. В последнем случае они называются корпоративной культурой. По сути, они представляют собой стереотипы, ценности, идеологические основы. Так, например, в одной организации ценностью может быть установка , в другой - . Как консультанты мы уже третий год работаем над корпоративной культурой одного из крупных промышленных предприятий области. Все, что делали, было заточено на формирование совершенно определенной идеологии. Она связана с принятием персональной ответственности, со способностями дорожить и гордиться местом работы и результатами своего труда, быть в команде, слушать и слышать, доверять, принимать решения. При этом мы понимаем, что промышленное предприятие - это линейная иерархическая структура, где и производственный процесс, и вопросы, связанные с физической безопасностью людей, завязаны на жесткий порядок и линейное управление. Таким образом, в жесткой линейной структуре, которая сама по себе должна быть подчинена определенным принципам, мы пытаемся формировать ценности проектного управления.

То есть не опирающиеся наиерархию?

Да. И сама структура (не отдельные люди, а совокупность принципов) начинает против нас протестовать. Потому что для производства качественной продукции в срок и сохранения жизни и физического здоровья людей нужен жесткий порядок. Смысл: когда приходишь на рабочее место, ты должен не искать креативные решения, а четко знать, что ты делаешь, и следовать правилам. Но: нам же нужно развиваться, усовершенствовать производство, придумывать новое, внедрять инноватику. Без этого мы проиграем на рынке. Но инновации по приказу не рождаются! Нужны условия для совместного творческого поиска, обсуждения: Получается, балансируем на лезвии бритвы: если ударяемся в жесткое линейное управление, то теряем отношения и возможность творчества и самореализации людей. Если исключительно в креатив, то начинается бардак.

Согласитесь, эту ситуацию можно спроецировать на отношения как в семье, так и в государстве, которое вынуждено балансировать между своими традициями и необходимостью, догоняя лидеров, быстро обновляться. Можем ли мы сформулировать некие обобщенные, приблизительные правила этого баланса?

Это интересная задачка, конечно. Если говорить о конкретной семье, корпорации или государстве, то способы в каждом конкретном случае могут и должны быть уникальными. Готового, универсального рецепта нет. При этом надо понимать, что в любой системе изначально существует базовый конфликт между управляемостью и инноватикой. Здесь есть и другой момент, касающийся сугубо психологических вещей, связанных с личностью. Ролло Мэй об этом пишет примерно так: на каждого из нас в любой момент жизни воздействуют две силы. Одна из них побуждает развиваться и делать шаг навстречу изменениям. Другая - равная по напряжению - побуждает замереть, спрятаться, беречь ресурсы, сохранять безопасность. Это базовые процессы, связанные с законами не столько даже психического мира, сколько физического и биологического. Мы все всегда оказываемся на этом лезвии бритвы. Либо мы делаем шаг вперед, и тогда развиваемся, и все вокруг нас меняется. Либо мы не делаем этого шага, сохраняя стабильность и безопасность, и тогда мы отказываемся от развития.

Ключевой вопрос модернизации страны, прямо.

На пороге изменений мы всегда испытываем очень сильную тревогу, и Мэй называет ее . Суть ее в следующем: мы стоим перед новой возможностью, и это нас волнует, иногда очень сильно. В этот момент фактически уже нет, а - еще нет. Если мы преодолеваем эту нормальную тревогу, то оказываемся на новой стадии саморазвития. Если не пре-одолеваем и остаемся в той части, которая неизменна, то начинаем испытывать невротическую тревогу, которая постепенно превращается в чувство вины по поводу нереализованных возможностей. В определенном смысле можно сказать, что такая касается систем любого масштаба - от личности до государства. Ра-зумеется, само государство никакой или не испытывает, но в социуме всегда бродят силы, которые воплощают собой эти состояния, и в разные периоды развития социума разные состояния либо находят свое воплощение в социально приемлемых формах, либо маргинализируются.

Кто-то метко заметил: социальные лифты ходят не только вверх, но и вниз. Переход в другую стадию развития не всегда означает прогресс. У человека (корпорации, страны) не возникает невроза, если после движения вперед происходит осознание, что шагнули не туда?

Мы с вами пытаемся соотнести сейчас два пласта - пласт своей внутренней работы и пласт, связанный с определенными социальными достижениями. Предположим, мне делают предложение, которое в социальном смысле для меня может быть заманчивым. Я его принимаю и в социальной лестнице делаю следующий шаг в своем развитии. Моя родня, друзья говорят: да, вот смотрите, какая она умная. А для меня на этой ступеньке начинается некий новый опыт. Постепенно понимаю, что, перейдя на следующую ступень в своем развитии, я должна, например, отказаться от своей способности высказывать собственное мнение, придумывать новые идеи. Или от потребности дружить с людьми, потому что в новой структуре я должна играть по другим правилам. В итоге мне следует признаться в том, что с точки зрения своего внутреннего развития я не только не поднялась, а оказалась где-то далеко позади.

Поражение?

Нет, новый этап изменений. Он связан с поиском возможности реализации своих духовных, творческих и прочих устремлений.

А эта модель внутреннегосамоосознания работает в системах более широких, чем человеческая личность? В масштабах корпорации или страны повышается цена издержек такого поиска.

В концепции одного из моих учителей - Макса Шубаха - все мы являемся частицами некоего поля. Назовем его социумом. В этом социуме проявлены самые разные энергии - назовем их социальными тенденциями. Эти энергии находятся в непрерывном и постоянном взаимодействии. Моя британская коллега приводила пример с городом Цюрихом: чистый, классический, очень опрятный и упорядоченный город. И в самом центре этого красивого старого города, в парке, скапливаются отбросы - в прямом и переносном смысле. Это парк, где живут бомжи, наркоманы, проститутки, состарившиеся и опустившиеся хиппи: Живут собаки, кошки, крысы. Там же естественным образом формируется помойка, потому что человеческое общество и производит в буквальном смысле отбросы. И социальные власти ничего с этим сделать не могут. Потому что если сметать все бульдозером, рождается социальный протест. И чем больше бульдозеров сегодня поставят, тем большую кучу дерьма завтра соберут. И задача общества состоит в том, чтобы на-учиться это понимать не с позиции социального противостояния, а с точки зрения того, какие процессы за этим стоят. Совершенно очевидно: если есть энергия порядка, то неизбежно возникнет энергия хаоса. Для меня этот пример - метафора переноса психологических процессов на общегосударственный уровень. Личность в ситуации выбора разрывается между безопасностью и творчеством, а социальная система всегда балансирует между порядком и новым хаосом. При этом речь идет не о вещах взаимоисключающих, а обязательно дополняющих друг друга. Невозможно раз и навсегда навести порядок, на этом успокоиться и радостно почить в бозе.

Возможно, именно поэтому российская власть относительно гибко отреагировала на декабрьские протесты.

Я бы в связи с этим отметила другое: не реакцию власти, а реакцию людей, в том числе протестующих. Суть в том, что когда мы погружены в ситуацию (личную, семейную, социальную), мы сливаемся с ней, становимся ее частью. Я сама белую ленточку на машину привязала и смотрела, что будет. Страшно было: В цветочном магазине купила метр белой ленты, и когда я ее привязывала, у меня реально тряслись колени.

Страх перемен?

Возможно. Потом, кстати, ленту отвязала. Уже не из страха, а по каким-то другим мотивам, осознать которые до конца не могу. Но смысл в том, что я уже не та, как в тот момент, когда ее повязывала. Я уже другая. И поле стало другим. И те энергии, которые сейчас в этом поле, они уже другие. И, отвязывая ленточку, я воплощаю этим уже какую-то другую энергию. Можно назвать это социальной тенденцией, ведь не зря же говорят об откате протестных реакций. Если смотреть со стороны, не погружаясь, можно искать способы аккуратного, экологичного, бережного обращения с энергиями и управления ими. Но когда мы внутри, то готовы на все. Иногда это получается очень кроваво.

Ситуация меняется быстро. В связи с этим такая ценность, как верность человека самому себе, своим убеждениям, не устарела?

Она никогда не устареет. Разберем пример с белой лентой. Я как человек неравнодушный откликаюсь на процессы в обществе. И это - базовая установка, и в этом я себе верна. Но как человек думающий, я могу меняться, расти, переосмысливать происходящее и протестовать, но каким-то диаметрально противоположным способом: я отвязываю ленту, если она перестает выражать мое искреннее умо-настроение.

Но любая эмблема, форма тесно связана с содержанием. Ее невозможно просто отвязать без последствий. Вспомните, сколько в 91-м году было драматичных высказываний простых коммунистов, которые говорили: это они наверху вершили все. А мы честно работали, спасали, лечили, учили: С этим трудно не согласиться.

Да, и в этом очень много правды. Если мы говорим, что для нас важно сохранять верность себе, и это реализуется в том, что мы неравнодушные люди и мы неравнодушны к тому, что происходит, то давайте из этого места посмотрим на изменяющуюся ситуацию в ее текучести. Я три месяца назад повязала ленту. Но если завтра с белыми лентами пойдут грабить магазины, я возьму красный/зеленый/синий флаг, например, и пойду защищать порядок. Содержание, суть происходящего в данном случае важнее формы.

Комментарии
Комментариев пока нет