Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Молокосос как личность:

14.04.2012


--  А что вы знаете про Марию Монтессори? - спросил меня Владимир Витальевич Садырин, и.о. ректора Челябинского педагогического университета, когда мы говорили об Антоне Макаренко.

--  Я? О Монтессори? Ничего.

--  Тогда я познакомлю вас с одним человеком.

-- А что вы знаете про Марию Монтессори? - спросил меня Владимир Витальевич Садырин, и.о. ректора Челябинского педагогического университета, когда мы говорили об Антоне Макаренко.

-- Я? О Монтессори? Ничего.

-- Тогда я познакомлю вас с одним человеком.

оказалась Олеся Вадимовна Астафьева. Разговор с ней - впереди.

А теперь я спрошу своих читателей о том же:

-- Что вы знаете о Марии Монтессори?

Боюсь, что ваш ответ я угадал.

В 1988 году ЮНЕСКО назвало имена четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это - американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштрейнер, русский Антон Макаренко и итальянка Мария Монтессори. Их педагогические воззрения во многом совпадали. Совпадал даже их лексикон, в котором преобладали такие слова, как , , , . Главная их забота сводилась к тому, чтобы воспитать такого человека, который хорошо приспособлен к жизни в .

Из четырех великих педагогов я на этот раз отдаю предпочтение Монтессори, помимо всего прочего, потому, что она с малыми детьми, с малышами, то есть уходила с ними в жизнь .

Однажды мне в голову запала и застряла в ней одна вычитанная и, как мне кажется, очень важная мысль. Мысль эта - о необходимости раннего воспитания. Педагоги заметили, что в первые годы жизни, до шести лет, ребенок как губка впитывает знания. В этом возрасте, особенно до трех лет, ребенок сам ненасытно, без всяких усилий, без устали воспринимает, впитывает все и вся в окружающем мире. Его не надо ни к чему принуждать, наоборот, он сам настырно требует ответов на все свои тысячи . Короче: самые важные человеческие качества закладываются в раннем возрасте. Потом, после шести лет - все изменится. И чем дальше, тем труднее будет проникать в душу взрослеющего человека.

Вывод - фундаментальный: когда родился новый человек, общество, отбросив все свои остальные дела, должно шесть лет сосредоточить все свое внимание на нем, на несмышленыше-малыше. Своих лучших людей общество на шесть лет должно сделать воспитателями, чтобы заложить в детишек тот нравственный кодекс, которым они будут пользоваться всю жизнь. Опоздание - не наверстать. Перевоспитывать - не получится. Упустив предоставленную природой возможность, общество будет вынуждено иметь дело с ущербными и даже порочными людьми.

Мария Монтессори потому и признана во всем мире, что дала методику воспитания детей до школы, сначала - до трех, а потом - до шести лет.

Она: .

Она: .

Она: .

Это - детский клуб . Дети - на полу. На ковре. И каждый - у своего коврика. Все заняты делом. Кто-то режет бумагу и склеивает кубики. Кто-то из кубиков возводит башню. Кто-то выстраивает в рядок цифры - от одного до десяти, и под каждую цифру укладывает красные кружочки. Кто-то пилит полешко, зажатое в тисках. Кто-то со шваброй подтирает пол. Кто-то с утюгом у гладильной доски. Кто-то шилом протыкает по контуру рисунок слона. Кто-то не делает ничего, лежит на ковре, отдыхает:

В одной комнате - детки до трех лет, в другой, смежной, - постарше, до шести лет. Но двери открыты и никто не запрещает перемещаться по комнатам. Вообще тут запрещать не принято. Воспитательницы Татьяна Тимофеева, Евгения Горбачева и Олеся Астафьева тут же, но - присутствуют, наблюдают. Роль взрослого - вторична, он - на втором плане. И он не спешит на помощь малышу. Монтессори стоит на том, что ребенок должен, может и хочет сам преодолевать препятствия и исправлять ошибки. Принцип - такой: . Заметьте: начинается с , а заканчивается - то есть вмешайся, но не вмешивайся. Это сочетаемо? Сочетаемо так: жди, когда ребенок сам попросит о помощи. А помощи он попросит не обязательно у воспитательницы, а, не исключено, у соседа, у того, кто постарше. Все сводится к тому, чтобы подтолкнуть к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию.

Придя сюда, мальчики и девочки сами выбирают себе занятие. Да, каждый остается у своего коврика, но то и дело возникают контакты с другими, а это, между прочим, не что иное, как навыки жить в обществе.

Мария Монтессори: .

Мария Монтессори: .

В центре - ребенок, индивидуальность, свободная, но ограниченная окружением, средой. Функция воспитателя - создание обучающей и воспитывающей среды. Антон Макаренко строил воспитывающий коллектив, а Мария Монтессори - воспитывающую среду.

Теперь - беседа с Олесей Астафьевой.

-- Олеся Вадимовна, ведь вы в педагогику пришли не сразу?

-- Я с детства была увлечена педагогикой. Но после школы оказалась в ЮУрГУ, на приборостроительном факультете. Окончила его и в течение пяти лет работала программистом. Работа меня увлекала, мне нравилось создавать программы. Но ребенок, которого я ожидала, заставил меня пересмотреть все свои жизненные позиции. Я была в панике. Родится ребенок, и его надо как-то воспитывать. А как воспитывать? Я перебрала несколько систем воспитания, в том числе систему Марии Монтессори. Ее подход к ребенку показался мне самым интересным.

Так начался мой путь в Монтессори-педагогику - через своего ребенка. Я стала посещать занятия в Челябинске. Вообще в России - несколько ассоциаций, которые обучают педагогике Монтессори. Одна из них - в Ревде. Есть муниципальные садики, работающие по системе Монтессори, в Снежинске, Озерске, Трехгорном. Я училась везде, где можно, и, в конце концов, мы открыли свое учреждение.

-- А программы? С ними расстаться раз и навсегда? Так круто?

-- Это было трудное решение. Поддержки семьи я не получила. Точнее, из нашей большой семьи меня поддержали двое - муж и моя тетя. Они сказали: .

-- Что пробовать?

-- Понимаете, моя работа находилась напротив моего дома. Сложившийся коллектив, хорошая оплата: Живи и работай. И родные не поняли, что мной движет, как я могу бросить такую налаженную, стабильную жизнь, менять ее непонятно на что.

-- И вы все-таки уволились?

-- Да. Поехала в Ревду на курсы. Пришлось оставить сына, которому тогда было полтора года. Потом окончила курсы для обучения детей от трех до шести лет. И постоянно были какие-то еще семинары и курсы.

-- Олеся Вадимовна, можно было бы поступить, как все: устроить ребенка в ближайший детсад.

-- Но с помощью методики Монтессори я могу дать своему ребенку гораздо больше, чем любой обычный детский сад, самый лучший. Я понимаю, что есть отличные воспитатели, есть прекрасные условия, но, с моей точки зрения, в детском саду - жизнь, созданная другими. Ребенку создают какие-то рамки, в которых он должен жить. У меня нет претензий к детским садам, у меня претензии к самой системе.

-- И вы открыли свое дело:

-- Еще на учебе я познакомилась с Еленой Тихоновой и увидела, что у нас совпадают взгляды на жизнь. С ней мы и начали. Начинали - как? У нас была договоренность насчет помещения - небольшая комната в Ленинском районе. Мы стали закупать мебель, материалы для занятий. И на машине Елены все это перевозили . В один прекрасный день дали объявление в Интернете и стали ждать детей. Сначала был один ребенок. Потом двое. И так далее.

-- Чем вы привлекали родителей? На что вы рассчитывали? Почему вам, никому неизвестным, родители отдали бы своих детей?

-- У нас не полный детский сад, а группы кратковременного содержания. Это не замена садику. Пока так. Дети у нас только до обеда. Разумеется, широким слоям населения имя Монтессори не было известно. Большинство приняли это как новинку. Родителей мы просвещали в Интернете. Люди стали приходить. Кто за чем. Кто-то прочитал о Монтессори, а остальные - знакомые, знакомые знакомых: Мы стараемся объяснить, что у нас не просто обучение, это очень глубокая работа над личностью.

-- Олеся Вадимовна, но и глубокая работа над личностью требует денег?

-- У нас был небольшой капитал, смешная сумма, порядка 60 тысяч рублей. Для открытия первой площадки нам пришлось добывать еще столько же. Сейчас мы сами себе не верим, что на такие скромные суммы смогли что-то создать. Теперь я поняла, что слова - не пустой звук. Правда, сначала, и довольно долго, работали в убыток. Но мы верили в себя и сейчас видим другую ситуацию: в Челябинске нас знают и идут к нам.

-- Но откуда все-таки деньги?

-- Мне их дал мой папа. Он видел, как я с рождением ребенка изменилась, что ищу чего-то другого, в чем смогу реализовать свои таланты, и решил мне помочь.

-- Теперь вы расположились на северо-западе?

-- Эту площадку мы открыли через три месяца после первой. И сразу поняли, что на северо-западе наш проект будет тоже востребован.

-- Вы принимаете всех желающих или, наоборот, вам не хватает детей?

-- Мы работаем со всеми, кто к нам приходит. Мы не отбираем ни детей, ни родителей: У каждого есть шанс.

-- Вы уже уверены теперь, что дело пошло и перед вами открываются новые перспективы?

-- Работа идет успешно, но такого, что все уже получилось и можно почивать на лаврах, - нет. Нам всегда хочется чего-то еще. Ближайшая мечта - детский сад. А потом - школа, начальная, средняя: А сейчас забота всех монтессори-сообществ от Москвы до Владивостока - утвердить систему Монтессори на государственном уровне. Есть разные программы дошкольного образования, а мы хотим эту.

-- Олеся Вадимовна, с вашего позволения, копнем глубже. Скажите, пожалуйста, какого человека вы воспитываете?

-- Мы воспитываем человека, который не боится строить свою жизнь. Который умеет это делать. Который способен нести ответственность за свою жизнь. Мы рассчитываем на то, что наш выпускник успешно адаптируется в любом коллективе. Что он не будет бояться мыслить, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Самое главное, чему он должен у нас научиться, - слышать самого себя. Следовать своей путеводной звезде.

-- Верно ли сказать, что главное качество - уверенность в себе.

-- Главное качество - умение адаптироваться в любой ситуации. Дети не должны бояться хотеть.

-- Как долго эта система может сопровождать ребенка?

-- Есть страны, где система работает и в университетах. Например, Финляндия. Там Монтессори - государственная система.

-- Олеся Вадимовна, а чем люди, воспитанные по Монтессори, отличаются от других?

-- Они умеют быть счастливыми. Они не бояться делать свое счастье.

-- А быть несчастными Монтессори не учит?

-- Согласна, в жизни бывают разные моменты. И чтобы их преодолевать, надо любить жизнь. Я люблю жизнь, если сам ею управляю. Если мне не диктуют, не указывают, как мне жить, если я свободен. Конечно, мы живем в социуме и надо учитывать интересы других, но при этом выбирать такую деятельность, которая тебе по сердцу. Да, у ребенка есть еще мир родителей. И есть мир общества. Мы стараемся делать то, что от нас зависит. Мы говорим ребенку: найди себя, если ты будешь полезен себе самому, то принесешь пользу и всему обществу.

К системе Монтессори, как и ко всякой другой, можно . Например, к тому, что она, а точнее, ее современные толкователи, слишком напирают на , на то, что ребенок будто бы сам себя воспитывает, а воспитателю остается только наблюдать со стороны. Это, разумеется, не так. Ребенка воспитывает взрослый, что и сама Монтессори подчеркивает не раз. Ее слова: . Ее фраза: . Следует выделить слово - . Подготовленное окружение - это и есть обобщенный педагог.

А то, что педагог вторичен, что он наблюдатель, а не наставник, что ребенок сам себе учитель, - видимость. Другое дело, что есть очень тонкая грань между вмешательством взрослого и его невмешательством. Тут может быть и недолет, и перелет. И то, и другое - плохо. Нельзя слишком доверяться ребенка. Увеличить меру свободы - да, но свобода все-таки должна быть отмеренной. Монтессори: . Хотеть много хотеть - чувство лукавое и провокационное. Жизнь сурово разочарует. Да, уметь хотеть - надо, но надо и уметь не хотеть.

У ребенка есть неразгаданная пока тайна - то самое данное ему (кем?) , тот познания. Откуда в нем этот вакуум, который через все органы чувств втягивает окружающий мир? Это втягивание происходит как бы автоматически, независимо ни от кого. Оно прекращается только тогда, когда органы чувств перекрыты. Ясно только то, что в духовном смысле ребенок - ноль, именно вакуум, пустота, и его надо - выборочно! - знаниями о мире, человеке и человечестве. А кто выбирает? Сам ребенок? Да, он сам, но - под пристальным, трепетным, опытным наблюдением взрослого.

Молокососы - первая забота государства.

Комментарии
Комментариев пока нет