Новости

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Пятерка - это стимул

27.08.2003
Отметка становится пугалом лишь в неразумных руках учителя

Откликаясь на статью Светланы Журавлевой "Двойки под запретом" ("ЧР", 19.08.2003), хочу сказать следующее. Я приветствую стремление Министерства образования развивать новые формы, модернизировать разные стороны учебного процесса. Совершенно замечательно, что взгляд министерства обратился к значимой детали школьной жизни как для детей и родителей, так и для учителей и школьной администрации - к отметкам.

Отметка становится пугалом лишь в неразумных руках учителя

Откликаясь на статью Светланы Журавлевой "Двойки под запретом" ("ЧР", 19.08.2003), хочу сказать следующее. Я приветствую стремление Министерства образования развивать новые формы, модернизировать разные стороны учебного процесса. Совершенно замечательно, что взгляд министерства обратился к значимой детали школьной жизни как для детей и родителей, так и для учителей и школьной администрации - к отметкам. Иногда в школе, в семье это больной вопрос. Следует признать необходимость улучшения психологической ситуации в школе. Я благодарен министерству, что оно не сидит, уткнувшись в свои бумажки, а старается создать, организовать комфортную среду для детей, учителей и школы в целом.

Возражения вызывает лишь (лишь?) форма введения нового. Если мы придерживаемся демократических ориентиров, то лучше было бы сосредоточиться на информации, то есть пропагандировать новую систему, агитировать учителей, проводить курсы, семинары, издавать брошюры, публиковать, обнародовать результаты исследований. Причем не только какой-то одной системы отметок-оценок, но разных. Тем более, что в законе об образовании есть пункт о том, что учитель сам определяет методы оценки знаний своих учеников. Я думаю, было бы более разумным, если бы предоставили возможность каждому учителю индивидуально решать, будет ли он работать без отметок или нет. Мне кажется, нужно просто разрешить это учителям или обратить их внимание на то, что они могут действительно оценивать знания учеников так, как считают нужным и как они умеют, как у них лучше всего получается.

Можно понять министерство, которое хочет вывести учителей из косности, подтолкнуть их смелее использовать новые формы. Но если учитель внутренне не проникся новой формой, приказ ввести ее только "пригнет" его, понизит самооценку, повредит его самоуважению. А это в свою очередь скажется на учениках, потому что только учитель, обладающий чувством чести, достоинства, способен воспитать эти качества у детей. Мне кажется, задача развития демократии в школе, повышение самооценки и достоинства учителя - самая важная проблема на сегодня. Мы знаем прекрасных учителей, работающих и с традиционной отметкой, которые используют ее разумно, внимательно, щадяще, и ученики им благодарны. И это теперь им запрещено? Но ведь любой самый лучший инструмент, любая самая современная и вроде бы оправдывающая себя система в неразумных руках могут действовать разрушающе и превратиться в пугало.

И еще. Оценивается (отметкой, звездочкой, ежиком, линеечкой или еще как) выполнение программы, разработанной свыше для абстрактного ученика. Это означает, что каждый ребенок должен продвигаться в том темпе и с теми особенностями, которые обозначены данной программой. Как правило, в ней отсутствует гибкость и не учитывается установленный психологией и физиологией факт, что все дети развиваются по разному, бывает - неравномерно, скачками, что существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга и так далее. Иначе говоря, если ребенок не может выполнить на "5", то есть успешно, упражнение, то современная школа наказывает его. Учитель же не может скорректировать программу, исходя из индивидуальных особенностей ученика, потому что образование построено таким образом, что все осваивают одновременно - колхозом. Кто не усвоил, тот сидит с учителем после уроков, а потом еще дома с родителями, которые, не владея методикой, просто нервничают, не зная, как ребенку объяснить то или иное упражнение. Ребенок становится зависимым от опеки, теряет самостоятельность, у него развивается инфантилизм.

Есть ли вообще выход из положения? Критиковать-то мы мастера, а вот предложить что-то сможем ли?

Я работаю учителем музыки в железнодорожной школе N 61 в селе Варна. По существу, у меня на уроке одна отметка - "5". Могу припомнить три-четыре случая за много лет работы, когда поставил "двойки" в старших классах. И сделал это правильно. Но это музыка, скажете вы. Однако я много лет работаю еще с детским оркестром русских народных инструментов при районном Доме культуры, где дети должны осваивать свой инструмент. И вот там у меня своя система оценивания, которая удивительно мощно мотивирует детей осваивать навыки и приобретать знания. Дети даже летом, в жару, не могут оторваться от инструмента, не престижного в наше время. Вот сейчас пишу это письмо и знаю, что через два часа они придут заниматься, осваивать новый теоретический материал, а также пьесы, этюды, упражнения, гаммы. Работать по этой системе оценивания чрезвычайно комфортно не только детям, но и учителю. Я просто в восторге от трудолюбия детей и от их способности сидеть без перерыва более двух часов и усиленно ломать голову над всякими теоретическими заданиями и играть бесконечно скучные упражнения.

Система очень проста и удобна. Она индивидуальна и позволяет ребенку развиваться в своем собственном темпе, допуская и лень, и просто разрядку, а также дает возможность ученику ясно видеть как свой собственный пройденный путь, так и перспективу. Ее можно использовать и в начальной школе.

Если она заинтересует кого-либо, адрес и телефон есть в редакции. Кроме того, я провожу в декабре семинар на эту тему в городе Томске.

Вячеслав ЖИЛИН,

учитель музыки железнодорожной школы N 61

Варна

Комментарии
Комментариев пока нет