Новости

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Владимир КАРАМАНОВ: "Когда появится собственник, воровства станет меньше"

28.08.2003

Новых лиц в челябинской политике становится больше. Владимир Караманов, лидер регионального списка Союза правых сил и заместитель председателя регионального отделения, буквально ворвался в региональную политику, сделав серьезную заявку на лидерство буквально накануне старта избирательной кампании. Но сегодня наш разговор с Владимиром Алексеевичем, крупным уральским предпринимателем, касался в основном бизнеса. Хотя когда это крупный бизнес в России обходился без политики?

- Владимир Алексеевич, вы являетесь президентом крупной финансово-строительной корпорации "Нефтегазстрой-Восток". Организаций, подобной вашей, когда-то в СССР было порядка сотни.

Новых лиц в челябинской политике становится больше. Владимир Караманов, лидер регионального списка Союза правых сил и заместитель председателя регионального отделения, буквально ворвался в региональную политику, сделав серьезную заявку на лидерство буквально накануне старта избирательной кампании. Но сегодня наш разговор с Владимиром Алексеевичем, крупным уральским предпринимателем, касался в основном бизнеса. Хотя когда это крупный бизнес в России обходился без политики?

-- Владимир Алексеевич, вы являетесь президентом крупной финансово-строительной корпорации "Нефтегазстрой-Восток". Организаций, подобной вашей, когда-то в СССР было порядка сотни. Сегодня "Нефтегазстрой-Восток" - крупнейший и, кажется, единственный строитель нефте- и газопроводов в России. Расскажите о возглавляемом вами предприятии.

-- В состав компании "Нефтегазстрой-Восток" входят пять подрядных организаций, специализирующихся на строительстве именно магистральных трубопроводов, два банка и Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) - ведущий производитель труб в России. Такой состав группы сложился не сразу, однако на данный момент именно он позволяет решать широкий спектр задач. Поясню: банки обеспечивают финансовое обслуживание нужд компании, ЧТПЗ выпускает трубы великолепного качества, отвечающие самым строгим требованиям. Подрядные организации предоставляют производственные мощности и людские ресурсы, адекватные для удовлетворения запросов клиентов.

Таким образом, за нами стоят реальное производство, реальные финансы, отличные люди.

-- Многие компании сегодня стараются избавиться от социальных подразделений в своем составе для того, чтобы платить своим работникам более высокую заработную плату. Некоторые предприятия, наоборот, стараются всеми силами поддержать свою социальную сферу. Какой путь вы определили для своей группы?

-- Мы избрали принципиально другой путь. Мы ни в коем случае не можем экономить на людях. Наш персонал - наша главная ценность. Для подтверждения этого факта приведу простой, но яркий пример. Мы ведем работу, в том числе и в районах Крайнего Севера, где морозы зашкаливают за 60 градусов ниже нуля. Вы представляете, в каких условиях приходится работать людям. Так вот однажды от мороза даже на трубоукладчике лопнула рама. Металл не выдерживает, а люди продолжают работать. Как же нам их не ценить!

Поэтому, помимо высокой и стабильно индексируемой заработной платы, у каждой компании, входящей в группу, есть свой социальный пакет. Что касается предприятия "Уралнефтегазстрой", то одни из немногих в России мы сохранили бесплатное медицинское обслуживание, дома отдыха для работников и оздоровительные лагеря для детей сотрудников. Строим жилые дома для работников предприятия.

Помимо того что делается для действующего персонала, мы не забываем и о тех, чьими руками наше предприятие создавалось, - осуществляем работу с ветеранами. Это выражается в ежемесячных доплатах к пенсиям в размере 500 рублей, денежных поощрениях и продуктовых наборах по праздникам, различных мероприятиях.

-- Расскажите, пожалуйста, о проектах, которые ведет ваша компания.

-- Мы строим газопровод в Якутии "Минайхал - Удачный". Газопровод будет длиной 20 километров, диаметром 500 миллиметров. Стоимость проекта порядка 800 миллионов рублей. Заказчиком является компания "Алмазы России". Это уникальный проект. В таких климатических условиях еще никто не проводил подобных работ - среднегодовой перепад температур 100 градусов: от -60 зимой до +40 летом!

Мы тесно сотрудничаем с РАО "Газпром", в частности с предприятиями "Уралтрансгаз", "Пермьтрансгаз". Для компании "Транснефтепродукт" мы строим трубопровод "Сухкамкулово-Андреевка-Альметьевск" протяженностью 240 километров. Далее этот проект будет развиваться - планируется строить экспортные направления для светлых нефтепродуктов.

-- Владимир Алексеевич, каково ваше мнение о текущем состоянии трубопроводной системы страны?

-- Основная масса трубопроводов в стране построена более чем 30 лет назад. Есть и такие, которые были построены, например, в 1953 году. С тех пор мало кто занимался приведением всего этого хозяйства в порядок. Необходимо отметить, что по нормативам срок службы нефтегазопроводов в среднем составляет 35 лет. Получается, степень износа трубопроводной системы не менее 70 процентов.

Еще 10 лет такой эксплуатации без ремонта - и нас ждут технологические катастрофы, связанные со старением трубопроводов, металла. Думаю, никому не надо объяснять, что может произойти при прорыве газовой или нефтяной трубы. Поэтому сегодня необходима комплексная программа по реконструкции системы трубопроводов. Причем разработанная в целом по всей Российской Федерации при непосредственном участии государства.

Таким образом, необходимо проводить соответствующий ремонт, что делается сейчас крайне редко. Следует также выработать государственную стратегию развития трубопроводной сети, которая является стратегически важной для страны. Это уже вопрос национальной безопасности.

-- Если говорить о развитии перерабатывающей промышленности, существует проблема финансирования проектов. В таком случае защитить инвестора может частная собственность на трубу. Как вы думаете, это реальность? Или допустимо лишь частичное участие под полным контролем государства, а участие частных лиц - табу?

-- На этот вопрос могу дать однозначный ответ. Труба должна принадлежать только государству. Это, повторюсь, вопрос национальной безопасности России. Магистральные трубопроводы - кровеносные артерии страны, и отдавать их в чьи-то руки по меньшей мере бездумно, а по большей - просто опасно. Что сделает частник в случае энергетического кризиса в каком-либо регионе? Правильно, поднимет тарифы на транспортировку энергоносителей. Соответственно поставит под удар жителей для получения собственной выгоды. С другой стороны, я против чиновничьего вмешательства в ТЭК.

Однако участие частных компаний в строительстве новых мощностей вполне допустимо. Более того, участие инвестиций должно поощряться властями. Но, повторяю, труба должна оставаться только в распоряжении государства, а частные компании могут в этом деле поучаствовать в качестве инвесторов.

-- Что вы думаете о деятельности российских компаний в Ираке?

-- Я глубоко сомневаюсь, что США будут делиться с Россией проектами в Ираке, а уж тем более иракской нефтью. Они воевали - они будут зарабатывать деньги. Если американцы будут также распределять заказы по своим конторкам, как это они уже начали делать, то всем остальным будет сложно найти свое место под иракским солнцем.

Судя по тому, как протекал этот конфликт, по наплевательскому отношению администрации Буша к решению Совета Безопасности ООН, правила игры американцев на мировом нефтяном рынке будут далеки от цивилизованных.

Что ждет нас в этом случае, предугадать нетрудно. Стоит только отметить, что себестоимость добычи барреля нефти в Ираке стоит 2 доллара, а в России - 8 долларов!

-- Ваше мнение о сделке "ЮКОС-Сибнефть". И с чем связана атака на "ЮКОС" : с политикой или внутриотраслевым конфликтом?

-- На мой взгляд, основная причина дела "ЮКОСа" - слияние этой компании с "Сибнефтью", в результате которой их общая капитализация превысит 30 млрд. долларов. Это будет четвертая по величине нефтяная компания в мире. Два гигантских капитала, сливаясь, образуют мощнейшую компанию России, способную диктовать свои условия как рынку, так и властям. Естественно, это может кому-то не понравиться.

-- В таком случае кто может быть арбитром подобных конфликтов? Почему власть и большой бизнес не могут решать вопросы цивилизованно?

-- Прежде всего причина многих сегодняшних конфликтов - в отсутствии настоящих лоббистских организаций, а также эффективно действующего закона о лоббизме. Идут какие-то разборки в песочнице. Согласитесь, ненормальная ситуация, когда все российские СМИ заняты решением вопроса: хотел ли Ходорковский идти в президенты? Почему поссорились Богданчиков и Ходорковский? Скупал ли Ходорковский депутатов? Похоже на то, как желтая пресса обсуждает конфликты поп-звезд.

Еще пример: сначала Явлинский разрабатывает закон о разделе продукции, а затем он же, его фракция, извините, "мочат" законопроект по заказу "ЮКОСа", так как Ходорковский владеет контрольным пакетом "Яблока". И об этом никто не стесняется говорить. Разве такая ситуация идет на пользу государству и обществу? Понятие "лоббист", как и "олигарх", - не ругательство. Нормальная мировая практика.

Вместо склочничества надо работать. Понимаете, создается впечатление, что ситуация вокруг "ЮКОСа" практически никому невыгодна. Правительство и премьер постоянно говорят о скором разрешении конфликта, "Роснефть" скоропостижно открещивается от связи дела "Енисейнефтегаза" с "кампанией" против "ЮКОСа", а российская экономика в это время несет только потери, контракты срываются, бизнесмены паникуют, инвесторы уходят. А нужно все это тем, кто преследует какие-то свои узкие интересы. Это ненормально. Должна быть система, которая сама бы все исправила. Вы заметили, от кого практически все ждут разрешения конфликта? От президента Путина. Дескать, президент должен сам вмешаться и все решить. Он не должен этого делать! Это не его функция.

-- Но есть же такие лоббирующие организации, как ТПП, РСПП и другие. Были их инициативы по решению конфликта, письмо президенту с предложением "общественного договора", своеобразного пакта о взаимной ответственности бизнеса и власти.

-- РСПП, ТПП, другие организации изначально по сути своей были созданы для защиты бизнеса. И они делают что могут. Но для эффективного разрешения всех проблем этих усилий недостаточно, поскольку нет соответствующей правовой базы.

Государственная Дума должна разработать закон, организующий новую систему взаимоотношений. Одна из главнейших задач российской законодательной власти - формализация лоббизма, цивилизация отношений между властью и бизнесом. Сегодня представление интересов бизнес-структур во всех институтах государственной власти проходит втемную, с соответствующими финансовыми потоками. По этой причине и далее будут продолжать возникать некрасивые истории, связанные с различными проектами.

Я думаю, западным инвесторам не сильно нравится ситуация, когда "ЮКОС" активно борется против СРП, затем этот самый "ЮКОС" начинают травить. Причем в этой травле участвует "Роснефть", а далее "Роснефть" предъявляет претензии ТНК-ВР (прим. - имеется в виду протест "Роснефти" против передачи доли ВР в проекте Сахалин-5 ТНК-ВР) и ставит под угрозу слияние этих компаний, а попутно и крупнейшее привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

-- В чем же заключается потенциал нашей страны, в какие сферы нам нужно вкладывать?

-- Могу с уверенностью сказать, что нам нужно развивать перерабатывающую промышленность во многих областях, точное машиностроение. Это не только перспективные сферы деятельности, это еще и те сферы, где мы сохранили достаточный потенциал.

Кроме того, нам необходимо вкладывать деньги в интеллектуальную собственность. Для этого нам нужна реформа системы образования, чтобы повысить качество обучения детей и молодежи.

Металлургия наша вполне работоспособна и может успешно конкурировать на мировых рынках. Самолетостроение немного ослабло, но военная часть этого профиля по-прежнему в мировой табели о рангах стоит на первом месте.

Приоритетно также развитие высоких технологий. Прежде всего это обусловлено нашей врожденной способностью находить нестандартные изящные решения тех задач, над которыми чуть ли не весь мир бьется не один год. XXI век уже объявили веком высоких технологий. Теперь нам нужно суметь применить и приумножить то, что мы уже имеем.

-- Выделите главные направления действий по развитию российского ТЭКа на ближайшие несколько лет.

-- Также нужна государственная программа по реконструкции и развитию трубопроводной системы. Все должно быть если не при участии, то при контроле со стороны государства.

Также государство должно рассмотреть вопрос максимальной переработки сырой нефти внутри страны и экспорта готовой продукции, соответствующей мировым стандартам.

Необходима реформа энергетики. Я считаю, что после этой реформы тарифы на электроэнергию снизятся. Потому как потери при транспортировке электричества составляют порядка 50-60%.

-- В заключение поделитесь соображениями: какова должна быть роль государства и допустимая степень его вмешательства в бизнес?

-- Государство должно поддерживать перспективные инициативы бизнеса, помогать отечественному производителю, но защищать неэффективные предприятия нельзя! Иначе мы сами себе могилу выроем. Взять, к примеру, ВАЗ. Ну, защищали - таможенные пошлины вводили. И что? Качество автомобилей не улучшилось, а возможность приобретения населением такого товара длительного пользования, как автомобиль, снизилась. Автозавод же по-прежнему выпускает морально устаревшую продукцию. Соответственно государство в целом проиграло.

Государство, безусловно, должно иметь достаточную степень влияния, но лишь в стратегических предприятиях и национальных областях. Таких как природные ресурсы. То, что нам Богом дано, должно принадлежать всему народу. Полезные ископаемые пусть принадлежат государству, а вот добыча и переработка их пусть являются областью деятельности частных компаний. Тут стоит отметить, что деприватизация - недопустима!

Только в этом случае мы получим справедливое соотношение разделения сфер деятельности и ответственности между бизнесом и государством, которое всему обществу пойдет только на пользу.

Вадим ПАВЛОВ

Комментарии
Комментариев пока нет