Новости

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Оборонка на вывоз

02.09.2003
Вместо обещанного роста челябинское ОАО "Электромашина" переживает спад

Последние три года название челябинского предприятия "Электромашина" часто упоминается в прессе. Генеральный директор завода Олег Бочкарев стал участником ряда скандалов, в основе которых три громких уголовных дела: кража танковых двигателей, обнаруженных на складе предприятия, незаконное прослушивание собственных работников и угроза здоровью одного из акционеров. Ситуация усугубляется длительным конфликтом директора завода с группой работников предприятия, высказавших ему свое недоверие.
Время идет, десятки специалистов, не согласных с действиями руководителя, вынуждены были покинуть завод, но страсти по-прежнему не утихают. Проблем у "Электромашины" становится все больше.

Вместо обещанного роста челябинское ОАО "Электромашина" переживает спад

Последние три года название челябинского предприятия "Электромашина" часто упоминается в прессе. Генеральный директор завода Олег Бочкарев стал участником ряда скандалов, в основе которых три громких уголовных дела: кража танковых двигателей, обнаруженных на складе предприятия, незаконное прослушивание собственных работников и угроза здоровью одного из акционеров. Ситуация усугубляется длительным конфликтом директора завода с группой работников предприятия, высказавших ему свое недоверие.

Время идет, десятки специалистов, не согласных с действиями руководителя, вынуждены были покинуть завод, но страсти по-прежнему не утихают. Проблем у "Электромашины" становится все больше. Теперь на фоне незавершенных уголовных дел на первый план выходят удручающее экономическое положение и скрытая безработица.

Падение вместо роста

Чуть больше года назад Бочкарев на годовом акционерном собрании рисовал радужные перспективы развития, уже тогда наводившие на мысль об их иллюзорности. По планам директора, "Электромашина" превращалась в целый холдинг. Он заверял совет директоров и коллектив, что темпы роста объемов сбыта, а следовательно и производства, побьют все рекорды. Судите сами, в 2002 году рост должен был составить 176 проц., а в 2003 г. предстояло скакнуть еще на 158 проц. Такой грандиозный прогноз Бочкарев объяснял появлением новых видов необычайно востребованной продукции и услуг. Что это за волшебная продукция, так никто и не узнал. В реальности 2002 год стал временем топтания на месте и проедания валютной выручки от индийского танкового контракта, в котором участвовала "Электромашина" (ее доля составила около 30 млн. долл.). А 2003 год иначе, как годом краха, и не назвать. Официальные данные замалчиваются, но, по оценке специалистов, падение объемов производства составило не менее 40 проц. "Электромашина" находится на грани остановки. Из 2500 человек трудового коллектива только около 600 работников имеют реальную загрузку. Остальные по большей части находятся в вынужденных отпусках. Соответственно и обещанный в бизнес-плане рост заработной платы (в 2002 г. - в 1,5 раза, в 2003 г. - в 1,3 раза) если и коснулся кого-то, то только высшего звена. Известно, что ежемесячное вознаграждение заместителей Бочкарева достигает 80 тысяч рублей. При этом у рядовых работников и без того невысокая зарплата снижается.

Еще год назад Бочкарев заверял руководство области, что будет создавать новые рабочие места, и численность работников будет ежегодно увеличиваться не менее чем на 10 проц. Вспоминать об этом сейчас можно только с горькой усмешкой.

Заколдованный круг

И все же попробуем разобраться, есть ли у оборонного предприятия реальные перспективы развития? И если есть, то почему вместо роста мы наблюдаем существенный спад?

Вспомним, что, обещая необыкновенный рост, гендиректор Бочкарев говорил о новых видах продукции. И такие наработки у "Электромашины" действительно имеются. В тяжелейших финансовых условиях на заводе было создано конструкторское бюро. Да не просто создано - оснащено современным оборудованием, укомплектовано специалистами. Все перспективные разработки, которые появились у "Электромашины", по большей части заслуга этого бюро.

В мае 2001 года успешными испытаниями в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) завершена первая работа КБ по модернизации боевой машины "Скорпион", стоящей на вооружении Эмиратов. Уникальность работы в том, что машина английского производства была улучшена российскими разработчиками. Арабская сторона была приятно удивлена и дала положительную оценку. Но с подписанием документов в "Рособоронэкспорте" и других инстанциях для заключения контракта Бочкарев не торопится.

На смену проекту "Скорпион" приходит тема электронного подсказчика для БМП-3. Начата она еще в 1980-е годы с целью продажи все тем же Арабским Эмиратам. И на этот раз испытания в ОАЭ проходят успешно. Работники "Электромашины" рассчитывают на долгожданный контракт, но руководитель и в этот раз не спешит с подписанием договора. Третьим изделием для ОАЭ становятся светящиеся табло для такси. Продукция совершенно мирная, и никаких разрешительных бумаг не требуется. Но и это направление замораживается, как только появляется образец, устраивающий арабскую сторону. Были еще системы пожаротушения и кондиционирования для бронетанковой техники. Но и в этих случаях дело застопорилось сразу после того, как арабская сторона осталась довольна увиденным на испытаниях.

На данный момент в Эмиратах с нескрываемым интересом знакомятся с системой пассивной защиты танка под названием "Штора". Судя по тому, как разворачиваются события, и этот проект пополнит число отложенных договоров. Может показаться, что "Электромашина" дразнит иностранного партнера.

Долой КБ!

В конце 2002 г. "Электромашина" лишается собственного КБ. Бочкарев отдает всех конструкторов, а это без малого 120 человек, вместе с техникой и незавершенными проектами другому предприятию - СКВ "Ротор". Размер "подарка", по самым скромным подсчетам, оценивается в 6 млн. долларов, или 180 млн. рублей. Мало того, что такой шаг очень напоминает разбазаривание ресурсов предприятия. Он явно не пойдет на пользу военно-техническому сотрудничеству ОАО "Электромашина" с Объединенными Арабскими Эмиратами. А это как раз то направление, которое предвещало наибольшие объемы и доходы, о чем мы и говорили выше.

Оборонка уходит за границу?

Такие резкие перемены в отношении директора к новым изделиям для ОАЭ и уж тем более отсечение КБ не находили объяснения, пока Бочкарев не огласил новое направление - создание СП за пределами России (...форма организации компании, объединяющей капиталы партнеров из двух и более стран). Не в этом ли содержится ответ на вопрос, почему контракты по всем новым изделиям остаются в подвешенном состоянии? Какую продукцию будет производить СП? Не ту ли, которая должна была внедряться в серийное производство на "Электромашине"? Очень похоже на то, что новые российские разработки в сфере военно-технического сотрудничества встанут на конвейер далеко за пределами России, в то время как российские предприятия будут прозябать без заказов. И все же хотелось бы надеяться, что бегство оборонки за рубеж не начнется с челябинцев.

Дмитрий ГРИДИН

От редакции. Конфликт вокруг ОАО "Электромашина" уже неоднократно привлекал внимание челябинских СМИ. "Челябинский рабочий" с уважением относится к мнению всех участников этого хозяйственного спора - руководства предприятия во главе с его гендиректором Олегом Бочкаревым и оппонирующей ему группы акционеров. Сегодня мы публикуем мнение одной из сторон. Вместе с тем наше издание готово дать возможность представить свою позицию и второй стороне. Мы также оставляем за собой право на проведение независимого журналистского расследования данной проблемы.

Комментарии
Комментариев пока нет