Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Олег Зацепилин: "Я нужен детям"

04.09.2003
В День знаний состоялась беседа наших читателей с "Учителем 2003 года"

Жизнь помотала Олега Викторовича, прежде чем он понял, что школа - его судьба, а дети - призвание. Работал пожарником. Потом была школа. Ушел из нее на большие деньги. Но через пару лет вернулся "как будто в родную семью".

В День знаний состоялась беседа наших читателей с "Учителем 2003 года"

Жизнь помотала Олега Викторовича, прежде чем он понял, что школа - его судьба, а дети - призвание. Работал пожарником. Потом была школа. Ушел из нее на большие деньги. Но через пару лет вернулся "как будто в родную семью". Отказаться от денег в наше время, согласитесь, это Поступок. Но Олег Викторович говорит о своем решении по-другому: "Я просто не знал до своего ухода, насколько привык к школе и к детям. Видеть их каждый день стало потребностью. Я их очень люблю. Здесь, с ними, в школе - мое место".

Олег Викторович - очень искренний человек. Наверное, этим своим качеством он и подкупил жюри, став победителем областного конкурса "Учитель года-2003". Поэтому и беседа с читателями "Челябинского рабочего" во время нашей "Прямой линии" с ним получилась такой душевной.

-- Здравствуйте, Олег Викторович! У меня ребенка освободили от физкультуры из-за сколиоза. Мальчику - одиннадцать лет. Он достаточно спортивный и хочет ходить на уроки. Что делать?

-- Я бы на вашем месте попросил врача написать в справке, какие конкретно двигательные действия вашему ребенку противопоказаны. В качестве инструкции для учителя. Думаю, что многие упражнения на уроке пойдут вашему сыну только на пользу. Зачем его ущемлять?

-- Нам сказали, что нельзя ездить на велосипеде, и стоит он все лето без дела. Обидно!

-- К сожалению, про велосипед придется пока забыть. Там вся нагрузка ложится на позвоночник. Представьте, что сын ваш едет по кочкам, каково? Вам бы надо уделить особое внимание корригирующей гимнастике, специальной при сколиозе. Но на уроке у педагога не всегда есть возможность заниматься с ребенком индивидуально. Поэтому забота о ней, вероятно, ляжет на ваши плечи. Вы это понимаете?

-- Само собой. Гимнастикой мы будем заниматься. Но хотелось бы еще и уроки физкультуры посещать.

-- Я вас понимаю. Но без разрешения врача нам тут с вами не обойтись.

-- Ясно. Спасибо за совет!

-- И вам всего доброго!

Монолог между звонками

-- Я бы не стал такого ребенка освобождать от физкультуры. Ну, кому и какая польза от того, что он просидит целый час на скамейке? Дал бы я ему специальные упражнения. И пусть себе занимается, пока класс работает по своей программе. Уроки по штампу меня больше всего угнетают, как и нормативы, рассчитанные на какого-то абстрактного среднего ученика. Трактор быстрее машины все равно не научишь ездить. У каждой техники - свое преимущество. Нам тоже даны изначально каждому разные физические возможности. И в чем-то любой из нас все равно самый лучший. У меня, например, было два ученика из специальной медицинской группы. В принципе, им ничего нельзя было делать. Ни прыгать, ни бегать. Но они увлеклись арм-спортом (борьба на руках) и стали всех побеждать. А ведь это очень важно, чтобы ребенок в школе был успешным.

-- Здравствуйте, у меня ребенок пошел в первый класс.

-- От души поздравляю вас с этим важным событием!

-- Спасибо. Портфель мы купили, учебники тоже. Осталась спортивная экипировка. Вот и хочу спросить у вас, что входит в минимальный комплект и сколько это будет примерно стоить? Я одна воспитываю ребенка, приходится экономить...

-- Сочувствую вам. Но цены нынче такие разные, что трудно ответить сразу. Тем более, что у каждой школы свои требования. В любом случае, понадобится спортивный костюм, для гимнастики - шорты и футболка, кроссовки, теплая спортивная одежда для зимних занятий на улице. Думаю, что в полторы тысячи можно уложиться. Правда, некоторые родители тратят на экипировку своего чада и по десять тысяч рублей. Но мы не будем на них равняться, учитывая нашу ситуацию. Ведь так?

-- Конечно. Спасибо вам большое!

-- Здравствуйте! С вами Наталья Борисовна говорит.

-- Очень приятно.

-- Моему ребенку девять лет, а он уже набирает вес. Что нужно делать, чтобы мальчик держался в форме?

-- У него как дела с аппетитом?

-- Поесть, конечно, любит.

-- Вот то-то и оно! Следите за калориями, которые он должен тратить. Он чем у вас обычно занимается в свободное время?

-- Да за компьютером все время сидит. Ничем его отвлечь не можем. Отец ему уже и ракетки для бадминтона купил, и в секцию по плаванию водил...

- Надо вместе с ним заниматься. Родители для ребенка - пример. И потом, попытайтесь понять, что вашему сыну на самом деле нравится. Может быть, ему бадминтон вовсе не интересен. И плавание не увлекает. Обычно мальчишки хотят быть сильными. Может, гантельную гимнастику попробовать? Не тяжелые взять гантели для начала, а легкие.

-- Хорошо. Попробуем. Спасибо за совет!

-- Потом спасибо скажете, когда проблему свою решите.

Монолог между звонками

-- Я так думаю, что учитель, как и родитель, должен научить детей всему тому, что сам умеет и любит. Мне, например, по душе больше всего гиревой спорт, а еще такой демократичный вид, как армспорт. Затраты минимальные. Стол сварил, специальные рукоятки сделал, подушки сшил - и, пожалуйста, меряйтесь силой!

Сделал я такой стол, выставил его в коридор, ребята от него не отходят. На переменах друг с другом борются. Даже девчонки с мальчишками. Такие страсти разгорелись! Все кричат, шум, гам невообразимый. Завучи неделю все это безобразие терпели, потом говорят: "Убирай его в спортивный зал! Уже во время уроков состязаются". А я все равно рад. Ведь то, что я люблю, и дети полюбили.

-- Здравствуйте, Иван Сергеевич вас беспокоит из Челябинска. Наша девочка, пока была маленькой, занималась гимнастикой во дворце, что на Алом поле. Но подросла и бросила. Там нужны победы, а у нее с ними не очень получалось. Мы с женой расстраиваемся. Девочка такая гибкая. Жаль, если она утратит то, что дано ей природой...

-- Не огорчайтесь, не утратит. Спорт и физкультура - разные вещи. Спорт - для побед, а физкультура - для здоровья. Хотя я часто привожу слова основателя олимпийского движения Пьера де Кубертена: "Чтобы десять человек занимались физкультурой, надо, чтобы один из них занимался спортом". Главное, чтобы ваша девочка продолжала дружить с физкультурой. И все будет прекрасно.

-- Значит, не нужно ее восстанавливать в секции?

-- Я думаю, что не нужно.

-- О'кей! Так и сделаем.

-- Здравствуйте, это Сергей, студент академии физкультуры вам звонит. Я сам из учительской семьи, поэтому знаю, что в школе нет практически ничего. Мячи баскетбольные - и те проблема. Скажите, пожалуйста, как можно заниматься физкультурой без тренажеров и спортинвентаря?

-- Вы правы, Сергей, что поднимаете эту проблему. Лет десять назад, когда я пришел в школу, все было именно так, как вы говорите. Но сейчас ситуация изменилась. Наш Южноуральск, например, работает по международной программе "Здоровые города - здоровое сообщество". Под нее выделили деньги. И городские власти сегодня повернулись лицом к физкультуре. В городе появились уникальный стадион с каким-то особым и очень дорогим покрытием, прекрасный бассейн, где дети будут учиться плавать бесплатно. Мячей в нашей школе, слава Богу, теперь хватает. Лыжную базу еще три года назад восстановили. Правда, частично за счет средств родителей. Я ответил на ваш вопрос?

-- Да. Спасибо большое! Всего вам доброго!

Монолог между звонками

-- Когда мы остались без инвентаря, казалось, что все, тупик. Ну, нет денег на него. Что делать? Решил играть с ребятами в лапту. С ней всего проще. Сам напилил биты, теннисные мячики купить тоже не проблема. Начали заниматься. И так пришелся детям по душе этот прекрасный игровой вид спорта, что и по сей день мы с ним не расстаемся! Лапта ведь развивает и быстроту, и ловкость, и выносливость, учит командной игре. Ничем не хуже того же футбола и баскетбола. И владение битой может пригодиться, если ребенок захочет теннисом заняться.

-- Здравствуйте, Олег Викторович! Я уже вышла из того возраста, когда можно напроситься к вам в ученики. Но мне хочется попросить у вас совета. Для тех, кто уже не в школе, но много проводит времени за компьютером, какие уроки физкультуры можно для себя устраивать? Время от времени, для пользы здоровья.

-- Очень рад, что вы позвонили мне. Возраст для физкультуры никакого значения не имеет. Главное, чтобы она вас не раздражала. Лично я, например, не люблю бегать, хотя говорят, что это полезно. Зато с удовольствием езжу на велосипеде, плаваю, занимаюсь в тренажерном зале. Что вы любите? Может быть, это будет фитнес-клуб или бассейн, не важно. Все, что угодно, лишь бы ваша двигательная деятельность была вам по душе. Но чем-то заниматься обязательно надо. Я привожу обычно в пример космонавтов. В космосе, как известно, существует невесомость. Мышцы там не работают, а значит, быстро атрофируются. И, возвращаясь на Землю, космонавт не может ни ходить, ни поднимать тяжести. А с мышечной системой взаимосвязаны все остальные: сердечно-сосудистая, например, и т.д. Организм начинает на глазах разрушаться. Нужны серьезная адаптация, тренировки каждый день.

Недавно по телевизору показали 85-летнего мужчину из Таиланда. Он пропагандирует культуризм с 50-х годов. И представляете? По сей день выходит еще на подиум. В такой прекрасной форме! Так что и вы не ставьте на себе крест. Занимайтесь и будьте здоровы!

-- Алло, Олег Викторович? Меня зовут Мила.

-- Очень приятно.

-- Насколько я понимаю, учитель по своей натуре - актер. Но, наверное, к преподавателю физкультуры это не относится?

-- Почему же? Ведь я тоже выхожу каждый день на публику. И передо мной - разные люди: тридцать разных характеров и темпераментов. И я их всех должен повести за собой. Увлечь! Тут не только артистические данные, но и гитара, и стихи идут в ход порою.

-- Что, прямо на уроке?

-- Да. Не на каждом, конечно. Если вижу, что класс чем-то взвинчен, настроение плохое, беру гитару (она у меня всегда под рукой) и что-нибудь ребятам пою. Для подъема тонуса.

Иногда провожу что-то вроде дискотеки, заменяя разминку. Особенно часто это делаю зимой, когда утром еще темно. Включу вертушку вместо цветомузыки, магнитофон и - танцуйте! Дети еще не проснулись, бегать по кругу им скучно. А тут - всем сразу весело. И сон как рукой сняло.

-- У вас, наверное, и прогульщиков не бывает...

-- Почти не бывает. Даже освобожденные занимаются. Если детей лишить еще и радости движения, то что им останется? Одни болезни, перегрузки, нервные срывы...

-- Классно! Вот бы нам такого преподавателя... А куда вы на своей "девятке" ездите? В школу или, может быть, в ночных гонках участвуете?

-- В школу мне ездить не приходится, потому что живу в ста метрах от нее. Ну а ночные гонки у нас в Южноуральске не практикуют. Город-то ведь провинциальный, маленький. Днем как-то раз вот развил скорость, так милиционеры сразу остановили. За дело, в общем-то, оштрафовали, но к гонкам охоту надолго отбили. А ездим мы с женой на природу, к родителям, друзьям.

-- Любите ли вы экстремальные виды спорта?

-- В глубине души, но заняться ими, к сожалению, не получается. Летом - все три месяца - с ребятами в детском оздоровительном лагере. Люблю туризм, переправы навесные. С ребятами мы много в походы ходим.

Монолог между звонками

-- Кто я: учитель или спортсмен? Ни то и ни другое, наверное, в глазах окружающих. Но я-то себя сам ощущаю и учителем, и спортсменом. Я должен научить ребят очень многому и уметь все делать лучше любого из них. И бегать, и прыгать, и плавать. Поэтому у меня много первых разрядов, хотя ни в одном виде я так и не стал мастером спорта. И, тем не менее, я - действующий спортсмен, поскольку выступаю на соревнованиях районного и городского уровня. Есть желание принять участие в спортивной олимпиаде малых городов нашей области.

-- Здравствуйте! Это Наталья Дмитриева звонит. Очень хотелось бы узнать: как проходил конкурс? И чем вы поразили жюри?

-- Конкурс проходил в несколько туров. До завершающего этапа дошли 30 человек. До последнего испытания - мастер-класса - десять. Когда я попал в "десятку", решил, что план свой уже перевыполнил. Кто будет победителем, никто из нас не знал до решающего момента. Лица у членов жюри были такими непроницаемыми. Даже не намекнул никто. Поэтому еще утром, когда увидел на Алом поле новенькую "девятку" с плакатом "Победителю конкурса "Учитель года", вздохнул про себя с сожалением: "Вот ведь повезет кому-то!" И пережил, прямо сказать, шок, когда мне вручили ключи от машины! Потом еще долго не мог поверить в случившееся. В жизни мне всегда везет только по мелочам. И ни разу - по-крупному. А тут? Наверное, звезды совпали...

-- Думаю, что астрология тут ни при чем. Просто вы скромничаете, не говоря о своих заслугах. В любом случае, поздравляю вас с этой победой!

-- Спасибо вам огромное!

-- Здравствуйте, Олег Викторович. Могу я не представляться?

-- Пожалуйста! Ваше право.

-- А личный вопрос можно?

-- Конечно.

-- Вам сколько лет?

-- 36.

-- Я просто к тому, что ваша победа - это первое испытание славой. Больно не ударило? Ведь в жизни много завистников. Тем более, что в учительской среде очень болезненно относятся к чужим успехам...

-- Я понял вас. Вы знаете, раньше думал, что если не делать людям зла, то и врагов не приобретешь. И жил с ощущением, что их вокруг меня просто нет. Не то что врагов, даже недоброжелателей. После победы в конкурсе понял, что ошибся. Сразу же потерял кое-кого из друзей, но они, наверное, ими никогда и не были. Чувствую ли разочарование? Пожалуй, нет. Ведь всякий отрицательный опыт тоже для чего-то нужен. Значит, так мне открылось новое знание о мире.

-- Понятно. А как вы почувствовали, что стали известным?

-- На следующий день после конкурса, когда приехал в Челябинск оформлять документы на машину. Я и не думал даже, что меня будут встречать. Приехал в рабочей одежде. А меня ждет один из руководителей главного управления образования и науки, телерепортеры набежали... Е-мое! А я в футболке! Ну что с него, скажут, взять?! Физрук, одним словом!

Послесловие

Во время конкурса Олег Викторович использовал шоу-маску, переделав на свой лад текст сказки Леонида Филатова. И уж посмеялся над собой вволю, представ в образе этакого "качка" с одной извилиной в мозгу. Он то вставал в позу: "Кто сказал, что физруки большей частью дураки?!", то спорил с чувством юмора: "Хоть башкой я и зачах, но зато широк в плечах, что совсем не каждый сможет на учительских харчах!", а то бахвалился перед женой, которая его напутствовала: "Недостаточность ума восполняй другим сполна. Покажи, что ты умеешь. Иль не можешь ни хрена?"

"Почему же не могу? Лом хоть щас согну в дугу. Могу гирей баловаться перед домом на лугу. Могу плавать и нырять, и поделки вырезать". Во время мастер-класса маску Олег Викторович сбросил. Да и не до шуток ему было. За двумя сдвинутыми столами сидели десять "учеников", с которыми он должен был провести урок физкультуры. Но со своей задачей Олег Викторович справился и провел блестящий "сидячий" урок. А завершил его лирическим стихотворением "Нас редко кто зовет учителями. Урок ведем под баскетбольный стук..."

Тут досталось и любителям нормативов, и тем, кто пытается физкультуре поставить оценку, и людям, которые смотрят на этот предмет свысока. А заканчивалось стихотворение так: "Простите, если я кого обидел. Давно копилось это все. Не вдруг. Меня вы очень строго не судите. Ведь я же не учитель. Я - физрук!"

И тут жюри неожиданно зааплодировало, выражая тем самым свое отношение к конкурсанту. Нет, Олег Викторович, вы - Учитель! И еще какой. Дай Бог каждому...

"Прямую линию" провела Светлана ЖУРАВЛЕВА

Визитная карточка

Олег Викторович Зацепилин - учитель высшей категории школы N 4 г. Южноуральска. Родился в Златоусте. Окончил Челябинский государственный педагогический институт. В настоящее время получает второе высшее образование по специальности юриспруденция. Жена - учительнице русского языка и литературы.

Комментарии
Комментариев пока нет