Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Колесная формула адреналина

20.09.2003
Миасских мастеров трак-триала в Европе знают лучше, чем на родине

Ольга АЙЗЕНБЕРГ
г. Войтсберг, Австрия

Как мы уже сообщали ("Челябинский рабочий" от 11.09.03 г.), в первый уик-энд сентября в австрийском городке Войтсберге завершился 13-й чемпионат Европы по трак-триалу.

Миасских мастеров трак-триала в Европе знают лучше, чем на родине

Ольга АЙЗЕНБЕРГ

г. Войтсберг, Австрия

Как мы уже сообщали ("Челябинский рабочий" от 11.09.03 г.), в первый уик-энд сентября в австрийском городке Войтсберге завершился 13-й чемпионат Европы по трак-триалу. Вместе с четырьмя десятками экипажей из Германии, Австрии, Нидерландов, Франции, Великобритании, Чехии, Испании в нем участвовала команда автомобильного завода "Урал" - единственная не только из России, но вообще из всех постсоветских стран.

К сожалению, нынешний чемпионат оказался для нее менее удачным, чем прошлогодний. В 2002-м оба наши экипажа стали чемпионами: Валерий Князев и Иван Болотов на автомобиле "Урал-4320" - среди грузовиков с колесной формулой 6х6, Александр Жмаев и Сергей Петелин - на "Урале-5323" с колесной формулой 8х8. Нынче и те, и другие пришли к финишу третьими.

"Уралы" в предгорье Альп

До прибытия на юг Австрии многонациональная компания триальцев, подобно цыганскому табору, за четыре месяца исколесила пол-Европы. Стартовав в начале мая в австрийском Роппене, где проходил первый этап "Европы-трак-триала-2003", спустя четыре недели чемпионат продолжился на итальянском острове Сардиния, потом - во французской деревушке Монталья, в немецком Оснабрюке, венгерской столице Будапеште.

Лагерь трак-триальцев располагался километрах в полутора от Войтсберга. Здесь были и стойбище стальных коней всевозможных мастей, и вся необходимая инфраструктура, тоже преимущественно на колесах: трейлеры для жилья, передвижные автомастерские, душевые, туалеты - Европа привыкла путешествовать с комфортом.

Последний, шестой, этап чемпионата по традиции начался с парада автомобилей на центральной площади города. По такому случаю стражи порядка перекрыли движение, перед ратушей уселись музыканты в старинных одеждах, а на тротуары высыпал весь городской люд, оставив ненадолго бокалы со своими "будвайзерами", "францисканерами" и прочими марками пива. Проехав на полной скорости сотню-другую метров, "Унимоги", "Уралы", "Татры", "Ивеки", "Магирусы", "Маны", "Штайеры" и примкнувшие к ним "Скания" с "Мерседесом" выстроились бок о бок, тут же став достоянием вездесущих мальчишек и любопытствующей публики. (Кстати, по степени задействованности в триале наш "Урал" уступает лишь "Унимогу" фирмы "Мерседес-Бенц" : на изготовленных в Миассе грузовиках ездит не только автозаводская команда, но также три команды из Германии и две - из Австрии).

Войтсбергцы не оставляли наших земляков своим вниманием. Средних лет фрау попросила у Александра Жмаева автограф, усатый господин почтенных лет нырнул под раму "Урала-5323" и начал со знанием дела рассматривать ходовую часть.

-- Нас, - пояснил Александр, - в Европе знают лучше, чем на родине. Когда по автобану едем, полицейские машут рукой, кричат: "О, триал, русские!"

-- Счастливые вы - за пять лет участия в чемпионате старушку-Европу вдоль и поперек исколесили...

-- Да, - согласился руководитель автозаводской команды Вадим Павлов, - не были разве что в Норвегии да Люксембурге. Даже княжество Монако вроде как повидали: когда по Средиземноморскому побережью ехали, справа указатель был на Монако. Мы таким образом в основном на Европу и смотрим - со стороны автобанов.

Триал грязи найдет

При первой же встрече с российскими журналистами, благодаря автозаводу "Урал" побывавшими на заключительном этапе европейского чемпионата, Вадим Павлов забраковал наши туфли, кроссовки и кеды. Сам он уже не первый год триалит в одних и тех же ботинках, собравших на себя пыль всей Европы. А механик Николай Белов сует ноги в кирзачи - самую что ни на есть триальскую обувь.

-- Завтра, - предупредил Вадим, - будем ездить в карьере, в котором добывают бурый уголь. Тут недавно ливневые дожди прошли, так что последствия налицо - грязь, подвижка грунтов, селевые массы.

Впрочем, наутро оказалось, что теплое сентябрьское солнышко и ветер сделали свое дело: грязи почти не было. Но передвигаться по склонам приходилось с опаской: мягкий грунт осыпался под ногами, в нем виднелись трещины глубиной в несколько метров. Зато в секциях грязи хватало. Машины скользили по косогорам, месили колесами грунт, зарывались в него по самое немогу. "Уралу-5323" пришлось вытаскивать застрявший на спуске грузовик "Ивеко". В образовавшийся провал упал один из двух экскаваторов-эвакуаторов.

Перед входом в одну из секций к "Уралу" Жмаева-Петелина подгребла съемочная группа австрийского телевидения. Ребята ворчали: принесла нелегкая! (Вспомнили, как во Франции им в кабину установили телекамеру, а машина возьми да и завались набок). Но недовольства своего не показывали. Напротив, Саша Жмаев принялся счищать грязь с колесных дисков. Телевизионщики записали несколько дублей и ушли. А "Урал" подтвердил дурные предчувствия: экипаж хотел сэкономить время, а вышло наоборот - только потерял его, елозя по склону.

Знак "беды"

Второй день соревнований Валерий Князев и Иван Болотов начали со сравнительно несложной секции. Согласно очередности, они выступали первыми. Первым всегда труднее - колеи еще нет, как и возможности понаблюдать за соперниками, учесть их опыт прохождения ворот. Но наш экипаж, накануне показавший четвертый результат в своей категории, справился с препятствиями нормально. Вадим Павлов при этом философски заметил: "Если бы они лидировали, сегодня им бы такую беду подсунули..."

"Беда" досталась экипажу Александра Жмаева и Сергея Петелина - крутейший спуск по скользящему грунту и стоящее на пути дерево. Пилоты и водители всех шести машин, выступающих в категории С5, долго мерили секцию ногами, выбирая оптимальный маршрут. Наш экипаж выступал третьим, сорвал аплодисменты и показал остальным, как лучше выезжать из секции, - задним ходом. Так потом все и делали.

В тот день соревнования закончились на час раньше - впереди была долгая процедура награждения. Бросалось в глаза, что ребята наши сильно устали: в своих фирменных желтых футболках они смахивали на выжатые лимоны. А Иван Болотов и Валерий Князев злились на организаторов. Желая потрафить лидирующему в категории С4 австрийскому экипажу, те сделали все от них зависящее, чтобы не позволить остальным отыграться: секции давали несложные, соревнования закончили за полтора часа до назначенного срока. На просьбы пилотов и штурманов о замене секций отвечали отказом.

-- Не триал, а фигурное вождение, - кипятился Иван.

Источник их расстройства - выступающий на "Штайере" австрийский экипаж - заслуживает отдельного разговора. Его пилота наши земляки прозвали "дедушкой Штайером", хотя настоящее его имя - Хельмут Крепфель. Прозвища он удостоился за солидный возраст: Хельмуту 66 лет, он старше всех участников. А еще интересен тем, что очень богат. Говорят, будто по количеству денег он - второй человек в стране. И вот этот австрийский олигарх преклонных годов ежегодно на шесть-семь уик-эндов облачается в красный комбинезон и садится за руль своего "Штайера". Выступает довольно успешно: в прошлом году в категории С4 был вторым, в этом стал чемпионом.

Машины и люди

Один из журналистов искренне удивлялся: мол, почему это триал как вид спорта зародился в Германии, а не у нас, где-нибудь в Тюмени или на Колыме, где вместо дорог - одни направления? Да потому, что в ухоженной Европе, где все отлажено и четко регламентировано, человек нуждается в адреналиновом выхлопе. Потребность в экстриме эксплуатируют фирмы, производящие автомобили и комплектующие. Для них триал - некий промо-спорт для демонстрации потенциала выпускаемой техники.

В Войтсберге мы смогли убедиться, насколько популярен триал у европейцев. Среди десятков тысяч зрителей были и дамы на сносях, и одноногий инвалид с двумя костылями, и мужчина с загипсованной ногой:

Аплодисментами награждали не только своих - поощряли всех, кто ловко и красиво преодолевал опасные препятствия. А больше всего тех, кого постигла неудача. В первый день соревнований самая трудная секция досталась "Унимогам". Миниатюрные машинки сыпались со склона одна за другой, как горох. Единственный на чемпионате дамский экипаж (пилот - 32-летняя толстушка Анжелика Фолькеринг, штурман - 53-летняя фрау Рената Поршман) умудрился даже "свечку" сделать: въехав в дерево, встал на капот, потом перевернулся на крышу.

Нет, не случайно Германия стала великой автомобильной державой: страсть к машинам немцы впитывают с молоком матери. Разве могут быть равнодушными к автомобилям дети Фолькеринг и Поршман? Есть у немцев и смешанные экипажи: чемпионами 2003 года в категории С5 стали брат и сестра Хайденрах. В этой же категории второе место досталось единственному экипажу из трех человек. Рональд Борманн в нем - за пилота, а его жена Рита выполняет функции: бухгалтера, подсчитывает штрафные очки. В кабине ее кресло крепится между головами пилота и штурмана, так что снаружи видны только болтающиеся Ритины ноги. Глядя на их "Ман", зависший перед спуском с крутого склона, наши ребята перебросились между собой парой фраз:

-- Жена сидит?

-- Сидит.

-- Ну ты погляди, ничего святого у мужиков нет!

Интересный факт: большинство участников триальских баталий - непрофессионалы. Среди них есть и торговый агент (Рональд Борманн), и домохозяйка (его жена Рита), и руководитель цеха (Удо Хайденрах), и хозяйка предприятия (его сестра Беата), и коммерческий директор (Хельмут Крепфель), и воспитатель, и технолог по приготовлению пищи, и менеджер: Когда случалась серьезная поломка, соперники нередко бежали к водителям-испытателям автозавода "Урал". И те делились запчастями, помогали с ремонтом. Ваня Болотов, к примеру, несколько раз чинил "Урал", на котором выступает команда "Айгнер" из-под Мюнхена.

Задание на дом

-- После того как в прошлом году мы стали чемпионами, отношение к нам сильно изменилось, - подвел итоги "Европы-трак-триала-2003" Вадим Павлов. - Нас и раньше держали за сильных соперников, но нынче сопротивление ужесточилось, конкуренция усилилась, появились новые участники на более современных автомобилях. Я имею в виду Удо и Беату Хайденрах на "Мерседесе". Этот автомобиль более современной конструкции, имеет форсированный двигатель и все необходимые качества, чтобы побеждать.

Миасцев начали прессовать с первых дней чемпионата. Заметив, что благодаря гибкой раме "Урал-5323" легко, словно гусеница, обтекает все неровности, организаторы заставили заварить разрезанную посредине платформу. (Причем об этом требовании уральцы узнали перед самым началом первого этапа: оно содержалось в полном тексте регламента, изложенном на немецком языке, в англоязычном его не было). В результате возможность закрутки рамы была резко ограничена, машина стала вести себя иначе. Раньше она свободно двигалась по откосу - можно было коснуться земли вытянутой из кабины рукой. А теперь сразу начинается отрыв колес. По этой причине во Франции впервые за пять лет участия в триале грузовик Александра Жмаева упал набок.

Нынешний чемпионат вновь показал, что главная проблема "Урала" - повышение надежности конструкции ведущих мостов. От нее берут начало все остальные - и с углом поворота передних, управляемых колес, и с маневренностью автомобиля. Если добьемся увеличения надежности и маневренности своих внедорожников, обеспечим себе европейское лидерство. Но это уже - домашнее задание для конструкторской службы АЗ "Урал".

P.S. Южноуральцы смогут оценить уровень отечественных мастеров трак-триала 18-19 октября: в Миассе состоится финальный этап российского чемпионата.

Трак-триал - соревнования по преодолению препятствий на внедорожных грузовиках. Местом проведения обычно являются отработанные или действующие карьеры. На их склонах обустраиваются секции, по периметру которых натягиваются ограничительные ленты. Каждая секция имеет входные и выходные ворота и по нескольку - внутри. Ворота обозначаются деревянными вешками. Они устанавливаются на строго фиксируемом расстоянии друг от друга обычно в самых неудобных для движения автомобилей местах. Маршрут прохождения секции экипаж грузовика выбирает самостоятельно, но ворота проходятся только в одном направлении - чтобы вешка с меткой была слева по курсу. Или справа, если автомобиль движется задним ходом. Задача экипажа - набрать наименьшее количество штрафных очков. Судьи начисляют их за касание вешек, откаты, выезд за пределы секции, превышение лимита и прочие грехи.

Триал - один из самых молодых видов автомобильного спорта. Европейские чемпионаты проводятся с 1990 года. Команда автозавода "Урал" участвует в них с 1999-го. Программа соревнований включает в себя шесть-семь этапов продолжительностью два дня. Они проходят с мая по сентябрь в разных странах Европы.

Участвующие в триале грузовики делятся на семь категорий. В пяти состязаются автомобили серийного производства, в двух - так называемые прототипы (самодельные либо основательно переделанные).

Комментарии
Комментариев пока нет