Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Долой оценки?

25.09.2003

За 33 года, что я проработал в школе, чего только не делали с нашим образованием: сплошные реформы и бесконечные эксперименты! И сколько было всяких "без": то безмашинное программирование, то работа без домашних заданий, то учеба без двоек (почин ростовской школы N 1, результат - процентомания), то липецкий поурочный балл, то отмена оценок. Долго перечислять. В итоге одно и то же - провал.
В общем, снова вернулись к оценкам. Установили официально критерий, определявший, какую оценку ставить за тот или иной ответ.

За 33 года, что я проработал в школе, чего только не делали с нашим образованием: сплошные реформы и бесконечные эксперименты! И сколько было всяких "без" : то безмашинное программирование, то работа без домашних заданий, то учеба без двоек (почин ростовской школы N 1, результат - процентомания), то липецкий поурочный балл, то отмена оценок. Долго перечислять. В итоге одно и то же - провал.

В общем, снова вернулись к оценкам. Установили официально критерий, определявший, какую оценку ставить за тот или иной ответ. Причем учителя обязали объяснять, почему он ее поставил. И это было, я считаю, совершенно правильным. Вначале, как всегда, строго придерживались указания, но прошло некоторое время - и о нем забыли.

И вот теперь (см."Челябинский рабочий", 19.08.03, "Двойки под запретом") предлагают вернуться к обучению без оценок.

Я считаю, что оценка - это один из важнейших "инструментов" обучения. И отказываться от нее нельзя. Не согласен я с В. Жилиным, что учитель волен выбирать свою систему оценок ("Челябинский рабочий", 27.08.03, "Пятерка - это стимул"). Имеющийся же в законе об образовании пункт, разрешающий это, считаю ошибочным. И тем более не согласен с Жилиным в его утверждении, что учитель выбирает сам: работать ему с оценками или без них. На этом уже обжигались. И не раз. Опять наступаем на те же самые грабли. Выбирая свою систему оценок, часто ссылаемся на то, что у нас вариативность. Каждый, мол, может работать по своей программе, по своим учебникам и т.п. Но вариативность ведь тоже должна быть управляемой, а не кто во что горазд. Иначе будет полная неразбериха. Представьте, что учащийся перешел в другую школу. Какой документ он должен представить, если школа, в которой он учился, не ставила оценок? Да и в одной и той же школе не очень удобно, если Марья Ивановна ставит звездочки, а Иван Петрович крестики и нулики и т.д. Все равно в конечном итоге это будет "1", "2", "3", "4", "5". Поэтому мне неясно, почему надо отказываться от традиционной пятибалльной системы, которая так или иначе все-таки себя оправдала?

Какую бы систему оценок ни вводили, качество обучения будет зависеть от учителя. И в этом совершенно правы и С. Журавлева, и В. Жилин. При выставлении любой оценки учитель должен быть максимально осторожен. И особенно, когда это касается "двоек". К сожалению, у нас нередко госпожа "двойка" правит бал. Учащиеся написали контрольную работу. Двадцать человек не справились - целая колонка "двоек" в журнале. Какой в этом смысл? Не "двойки" в журнал надо ставить, а разобраться, в чем причина. Что не усвоили ученики?

Когда-то побывал на уроках у Розы Караковской (матери Владимира Караковского). Один из них был посвящен работе над ошибками. После контрольной работы по русскому языку двоек не было. Но ошибки встречались. И педагог целый урок посвятила не только материалу, в котором были допущены ошибки, но и работала над их предупреждением. Интерес учащихся и их активность поражали. Я понял, что ее учащиеся будут грамотными. И никаких "дополнительных занятий" не нужно.

С подобными учителями мне посчастливилось работать и во 2-й железнодорожной школе, и в 43-й, и в 22-й. Да, были учителя, которые работали без двоек, не прибегая к дополнительным занятиям.

Что же касается несовершенства оценок, то главный их недостаток - субъективность. Но ее все равно не избежать.

Помню, в далекие школьные годы у нас в классе была девочка Лара - само старание. За все годы учебы редко получала "четверки". Только однажды по какой-то причине не разобралась в материале. Учитель не стал ее оценивать, хотя нужно было поставить "2". И тут же вызвал другого ученика. Тот не ответил. И класс услышал: "Садись, два!"

Или другой пример: отвечают двое учащихся. Ответы примерно одинаковые, но одному учитель ставит "5", а другому "4". И сразу вопрос: "Почему?"

Другой недостаток оценок - отсутствие гибкости. Как поощрить ученика, если налицо улучшение в учебе? Мне кажется, что следовало бы ввести знаки "плюс" и "минус".

Самооценка вызывает тоже много вопросов. Ведь чтобы выработать умение пользоваться ею, нужно много времени на уроках. А получить его можно только за счет сокращения программного материала.

Надо еще сказать, что и сами учащиеся относятся к оценкам по-разному. Для одного: "Лишь бы "тройку" получить, а для другого "четыре" - огорчение.

Оценка, конечно, играет важную роль в обучении. Но решающее значение имеет другое: воспитание интереса к учебе. Я так думаю.

Ефим КОЛОДЕЖ,

отличник народного образования РСФСР

Комментарии
Комментариев пока нет