Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

С Фемидой не в ладах

30.09.2003
Суд признал действия директора лицея N 11 Челябинска Анатолия Гостева незаконными

Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск

И Пушкин не был отличником
11 сентября наша газета писала о беспрецедентном судебном процессе. Школа предстала в роли ответчика. А иск к ней предъявила Татьяна Климова, у которой дочь не приняли в 10-й класс. Девочка обучалась в этой школе с первого класса. После 9-го была намерена продолжить учебу в родных стенах.

Суд признал действия директора лицея N 11 Челябинска Анатолия Гостева незаконными

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

И Пушкин не был отличником

11 сентября наша газета писала о беспрецедентном судебном процессе. Школа предстала в роли ответчика. А иск к ней предъявила Татьяна Климова, у которой дочь не приняли в 10-й класс. Девочка обучалась в этой школе с первого класса. После 9-го была намерена продолжить учебу в родных стенах. Однако в тот день, когда у детей принимали заявления, дочери Татьяны Николаевны не позволили сделать то же самое, потому что в списке на зачисление ее не оказалось. Дважды мать была на приеме у директора лицея N 11 Анатолия Гостева и просила объяснить, почему девочку не принимают в 10-й класс. Он приводил такие аргументы: в уставе лицея указаны условия зачисления, согласно которым в 10-й класс принимают детей, проявивших способности: отличников, лауреатов интеллектуальных и творческих конкурсов и т.п. Дочь же Татьяны Климовой по итогам учебы в 9-м классе получила пять оценок "удовлетворительно", поэтому педагогический совет лицея не рекомендовал ее для зачисления.

Мать с такими доводами не согласилась, считая, что отказ директора нарушает права ее ребенка на получение общего (полного) среднего образования, обратилась в суд. И дело выиграла.

-- На основании законодательства, - подчеркивает адвокат истца Ирина Савченко. - Во-первых, Конституция гарантирует гражданам России получение образования. Во-вторых, "Закон об образовании", в частности статья пятая, тоже гарантирует общедоступность и бесплатность полного среднего образования. Поэтому, несмотря на то, что лицей достаточно активно защищался, доказывая, что он обоснованно не принял ребенка в десятый класс, суд с ним не согласился.

-- Что стало предметом спора и в чем лицей, на ваш взгляд, заблуждается?

-- Лицей считает, что выполнил свою задачу, обучив ребенка в течение девяти лет. На самом деле это совсем не так. Он может, конечно, согласно школьному уставу, принимать в 10-й класс особоодаренных детей, победителей олимпиад, конкурсантов и т.п., но на имеющиеся свободные места, а не за счет таких детей, как дочь Татьяны Климовой. Ведь по закону каждому ребенку должно быть доступно обучение в любом учебном учреждении. И на месте родителей я бы давно оспорила пункт устава, в котором говорится о приеме исключительно одаренных детей, поскольку он противоречит и "Закону об образовании", и положению Министерства образования РФ. К тому же порождает дискриминацию детей. Но, к сожалению, родители готовы подписать все что угодно, лишь бы ребенка приняли в известный в Челябинске лицей, который отличают прогрессивные технологии и программы, хорошее образование, уют и красивое внутреннее убранство.

-- А как быть с тем, что девочка в учебе не блистала? Ведь статус лицея предъявляет к ребенку повышенные требования. "Тройки" же - свидетельство того, что девочка осваивала программу с трудом.

-- Ну и что?! Даже если бы все оценки были удовлетворительными, это не дает лицею права не принять ее или не перевести в следующий класс. Есть типовое положение об общеобразовательном учреждении - это правительственный документ. В пункте N 51 сказано, что обучающиеся могут иметь даже академическую задолженность по двум предметам, которую должны ликвидировать в течение следующего учебного года. Это значит, что даже с двумя "двойками" детей переводят в класс на ступеньку выше. И я не вижу в этом ничего особенного. Ведь даже Пушкин, который учился в Царскосельском лицее, как известно, тоже не был отличником. Да и другие незаурядные личности, ученые и писатели, не всегда блистали в учебе. Одаренность ребенка может проявиться по-разному и в разный период времени.

Хочу напомнить, что даже в вузах удовлетворительная оценка является проходным баллом. Почему же школа, пусть и со статусом лицея, считает ее неприемлемой для себя?!

Лицей - в шоке

Лицей пребывает сегодня в шоке. После того как дочь Татьяны Климовой зачислили в 10-й класс по решению суда, родители привели сюда еще четверых детей, которым ранее было отказано в приеме. Предвидя такой оборот дела, лицей предпринял упреждающий шаг: предложил Татьяне Климовой, несмотря на решение суда, все-таки перевести дочь в другую школу. Самой. Но она отказалась.

-- Это было желание дочери, а не мое: продолжить учебу в лицее N 11, - объясняет Татьяна Николаевна.

Но следом за дочерью Климовой пришли и другие. К занятиям ребят допустили, но приказом пока не оформили. Решение суда лишило лицей административной воли. И в этой ситуации многие ему откровенно сочувствуют. Ведь жить в полной уверенности, что право имеешь, и неожиданно узнать, что это совсем не так, тяжело. И не один ведь лицей заблуждался. Все поверили, что школам позволено нынче жить по каким-то своим, новым правилам: они сами, затем - родители и даже чиновники (а уж они-то законы знают).

Что питало такую уверенность? Отсутствие государственного финансирования? Самостоятельность в поиске внебюджетных доходов? Участие в эксперименте по внедрению профильного образования? Правда, как показала жизнь, все эти аргументы при столкновении с законодательством не выдерживают проверку на прочность. Справедливости ради надо сказать, что судебное решение родилось нелегко, несмотря на то, что права девочки защищали сразу два юриста (Татьяна Климова по профессии и сама адвокат). Даже судя по срокам рассмотрения дела. Спор, который был заявлен, должны были рассмотреть в течение 10 дней, а потратили на него более двух месяцев. После того как решение вынесли, заявления других родителей о своих правах - не единственная для лицея неприятность.

-- На днях ко мне на прием пришла Татьяна Климова и предложила по-мирному решить вопрос о моральном ущербе, - рассказывает Анатолий Германович Гостев. - Пока она ведет речь о сумме в десять тысяч рублей. По суду, говорит, будет больше.

Но даже решение этого вопроса не означает, что судебным разбирательствам будет положен конец. Сегодня девочка пришла в лицей, и встретили ее там нормально как одноклассники, так и учителя. Но как она будет учиться?

-- Если ребенка начнут притеснять, занижать ему оценки, то я считаю, что можно ставить вопрос о лишении лицея лицензии или о смене руководителя, - говорит Ирина Савченко. - Как может учреждение давать образование детям, если оно нарушает их права?!

Сами видите, как настроены адвокаты. Поэтому в этом деле можно увязнуть, как в топком болоте. Доказать объективность, как и субъективность оценки, будет еще тяжелее, чем обосновать отказ в приеме в 10-й класс. Поэтому лицей стоит сейчас перед непростым выбором.

Монополия на знания

Что показал нам всем прошедший судебный процесс? Школа сегодня живет не по закону. И это относится не только к лицею N11, но и к другим престижным образовательным учреждениям, которые становятся элитными, а потому недоступными. Можно школу по этому поводу сколько угодно оправдывать и столько же обвинять. Но не в этом суть. Жить по своим законам позволяет себе только монополист. Это значит, что школа как государственное учреждение захватила монополию на образование. Монополия же для потребителя всегда невыгодна, она ущемляет его права. Но ведь и для самого образования монополия означает гибель. Поэтому общество заинтересовано в конкуренции и в появлении на образовательном рынке разных по форме собственности школ. В этом смысле можно приветствовать открытие в нашей области православной гимназии, частных школ и гимназий. И сожалеть о том, что их в настоящее время слишком мало, чтобы они могли создать настоящую конкуренцию и предоставить родителям и детям достаточный выбор. n

Комментарии
Комментариев пока нет