Новости

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"ВЕСЬ МИР - ТЕАТР". КУКОЛЬНЫЙ

01.10.2003
Челябинцы на международном фестивале в Ирландии

Владимир СПЕШКОВ
Дублин - Челябинск

В коротком репортаже из Дублина ("Российский флаг в честь "Белого козла", "Челябинский рабочий" за 16.09.2003) я уже писал о том, как магический театр "Белый козел" из Челябинска (его создатель и лидер - Виктор Плотников) открыл Х Международный фестиваль театра кукол в Ирландии, как приветствовали челябинцев организатор фестиваля, великий мастер-кукольник Юджин Ламберт и посол России в Ирландии Владимир Рахманин. После этого состоялись еще три фестивальных спектакля челябинцев, было множество встреч и впечатлений, которым и посвящены эти заметки.

Между башней Джойса и театром Ламберта
: Мы жили в старинном замке Глэндор, переделанном под современную гостиницу, но не утратившем обаяния.

Челябинцы на международном фестивале в Ирландии

Владимир СПЕШКОВ

Дублин - Челябинск

В коротком репортаже из Дублина ("Российский флаг в честь "Белого козла", "Челябинский рабочий" за 16.09.2003) я уже писал о том, как магический театр "Белый козел" из Челябинска (его создатель и лидер - Виктор Плотников) открыл Х Международный фестиваль театра кукол в Ирландии, как приветствовали челябинцев организатор фестиваля, великий мастер-кукольник Юджин Ламберт и посол России в Ирландии Владимир Рахманин. После этого состоялись еще три фестивальных спектакля челябинцев, было множество встреч и впечатлений, которым и посвящены эти заметки.

Между башней Джойса и театром Ламберта

: Мы жили в старинном замке Глэндор, переделанном под современную гостиницу, но не утратившем обаяния.

-- Кастл! - говорю я (castle - замок).

Мириам Ламберт, директор фестиваля, которая привезла нас в Глэндор, кивает:

-- Йес, папит кастл (puppet castle - кукольный замок).

Замок, и правда, крошечный, но настоящий. У комнат нет номеров, хозяин назвал их именами друзей. На моей была табличка с именем Galway. Между прочим, есть такой город, говорят, самый красивый в Ирландии. Когда в свободный день мы собрались туда съездить, я раздумывал: ехать из Гэлвея в Гэлвей?

Мы жили в районе, который называется Дублинской Ривьерой, в пятнадцати минутах езды от центра, на берегу залива. Если выйти на этот берег и пойти направо мимо валунов, чаек и волн, в которых и в середине сентября ныряли дети, старики и собаки, то очень скоро окажешься возле круглой башни Мартелло, больше известной как башня Джеймса Джойса, автора "Улисса" и самого раскрученного ирландского писателя (хотя родине Свифта, Шеридана, Уайльда, Шоу и т. д. есть из кого выбирать). Башня Мартелло построена британцами в 1804-м в ожидании высадки Наполеона (не дождались). Джеймс Джойс прожил здесь несколько сентябрьских дней 1904 года. Все это описано в любимейшей моей книге "Гений места" Петра Вайля, в главе "Улица и дом. Дублин - Джойс, Лондон - Конан Дойл". Цитирую: "В башне начинается "Улисс". С верхней площадки открывается синее, не северное море, с гористыми берегами, гомеровское. Посреди бухты - остров Далки с населением в двенадцать коз. За горами классическая Ирландия с рекламных проспектов: на фоне густо-сиреневых от вереска холмов неестественно-зеленые луга с черноголовыми овцами:" Когда я поднялся на эту верхнюю площадку башни, там был только молодой американец с томом "Улисса", открытым на первой главе. Надо предполагать, что будущим летом, накануне векового юбилея (время и место действия "Улисса" - 16 июня 1904 года, Дублин), таких фанатов величайшего романа ХХ века прибавится. На нижних этажах башни - музей: воссозданная аскетичная обстановка комнаты Джойса, жилет, вышитый его бабушкой для сына и перешедший внуку, галстук, подаренный Самуэлем Беккетом (тоже, между прочим, великий ирландский писатель), фотографии, целая стена разноязыких изданий "Улисса" и посмертная маска Джойса.

На этом закончу с туристическими впечатлениями, вернусь к фестивалю. Если, выйдя на берег, повернуть налево, то, миновав ресторан "Мао" (портреты великого кормчего на стенах и обложках меню), вскоре окажешься возле трехэтажного особняка ХIХ века. Дом, как и все остальные в этом районе, частный, хозяина зовут Юджин Ламберт. С внутренней стороны (там, где когда-то были конюшни) располагается кукольный "Ламберт-театр".

Юджин и его дети

Юджину Ламберту далеко за семьдесят, что, по-моему, никак не сказывается ни на его работоспособности, ни на бодрости духа: в театре он с утра до вечера. Юджина Ламберта можно назвать ирландским Сергеем Образцовым и "тетей Валей" одновременно. Он человек двух миров: кукольного театра и телевидения. Но театр все же первичен. До Юджина Ламберта кукольного театра как искусства в Ирландии не было (он уточняет, что в ХVI веке, правда, в Дублине существовал какой-то кукольный театр, о чем писал Свифт, но потом традиция была утеряна). Своих первых кукол Юджин в восемь лет делал по книгам. Первые спектакли играл в семьях и на телеэкране (попутно делая множество других программ). В 1968 году приехал в Прагу изучать опыт стационарного кукольного театра (самое "подходящее" время, надо сказать: студенческие волнения и ввод советских войск). На телевизионные заработки вскоре купил дом на берегу залива и открыл в нем "Ламберт-театр". Абсолютно частный, ни копейки госдотации. Тридцать спектаклей в репертуаре. Все - для детей. "Я убежден, что как только кукольный театр перестает считать ребенка своим главным зрителем, в этом театре начинается кризис",- так ответил на мой вопрос о том, в чем, на его взгляд, причина нынешней неважной ситуации в российском кукольном театре. О последнем знает не понаслышке. В 1972 году на фестивале во французском Шарлевиль-Мезьере (Мекка европейских кукольников) познакомился с Сергеем Образцовым, затем играл в его театре в Москве. В 1992 году играл в Воронеже, в театре Валерия Вольховского (о смерти этого великого мастера, которому стольким обязан Челябинский кукольный театр, я узнал через день после возвращения из Дублина). Да и на первом же фестивале в "Ламберт-театре" был российский коллектив из Ростова-на-Дону. Челябинский "Белый козел" - второй.

Мир кукольного театра вообще чрезвычайно тесный, все где-то встречались. На дублинском фестивале был (кроме челябинского) еще один "взрослый" и магический спектакль - "Панта Рей" голландки Шарлотты Пайк-Жулен. Виктор Плотников и она тут же вспомнили, где встречались прошлый раз: десять лет назад на фестивале в Сан-Франциско. Шарлотта тогда работала со знаменитым Бурвинклем. А мир ирландского кукольного театра не просто тесен, фактически это - один семейный клан. У Юджина Ламберта и его жены Мэй десять детей (самому "маленькому" и самому высокому - Конару уже 41). Один из сыновей, Джонатан, известный актер-мим, работавший с Марселем Марсо, недавно умер. Остальные дети, к счастью, здравствуют и все трудятся в сфере искусства: Джуди делает домашние театры кукол, Джин - художник и академик, Стивен работает в театре отца актером и светооператором, Мириам - актриса этого же театра и директор фестиваля, Дэвид - знаменитый скульптор, у Полы - передвижной кукольный театр, Ноэль - композитор и актер-кукольник, Лиам - актер-кукольник, Конар - актер театра и кино. Еще тринадцать внуков подрастают.

В программе фестиваля не было спектакля "Ламберт-театра". Но на дружеском вечере-капустнике Юджин показал свой сольный номер с куклой Финеганом. И я понял, сколь неслучайным было возникшее сразу же сравнение с Образцовым. У того был такой же знаменитый и любимый персонаж - кукла Тяпа. Это искусство общей группы крови: абсолютно традиционное и абсолютно настоящее.

Искусство магического театра Виктора Плотникова тоже настоящее, но если и традиционное, то в совершенно иной традиции. Как говорит Юджин Ламберт, потому это и интересно ему и его фестивалю. Старый мастер был на всех фестивальных спектаклях челябинцев. "Они открывают новые горизонты искусства кукольного театра",- так сказал он.

"Мы боялись нарушить эту магию аплодисментами"

Театр Виктора Плотникова показал на дублинском фестивале две своих работы: спектакли "Кармен" и "Женския песни". "Кармен" (этот "балет марионеток" играют сам Виктор Плотников и его жена и муза Наташа Цветкова) - уже классика кукольного театра, играется более десяти лет по всему миру, вот-вот войдет в учебники и видеохрестоматии, но раз от разу становится все совершеннее. "Женския песни" были сделаны три года назад для знаменитого Хенсон-фестиваля в Нью-Йорке (там их и заприметил дублинский фестиваль), в них, кроме Виктора, заняты их с Наташей одиннадцатилетняя дочь Капитолина и актер и музыкант челябинского Нового Художественного Ансамбля Сергей Белов. Видя дублинский вариант спектакля (он отличается от нью-йоркского хотя бы тем, что в нем звучат пять романсов, а не четыре, как раньше, все поет сам Плотников, причем первый - не романс, а, скорее, мольба или стон - становится неким прологом, настроем на художественную медитацию), я подумал, что слово "магический" в названии театра Плотникова, которое поначалу казалось не слишком обязательным (скорее дань моде), ныне, быть может, самое существенное в понимании сути того, что он делает и что ищет на сцене.

Анализировать любую магию (в том числе сценическую) - занятие неблагодарное. Важно, что она живет во всех составляющих спектакля: куклах, огне и воде, голосе Виктора, флейте Капы, тромбоне Сергея. Важно, что это чувствуют зрители: в Челябинске ли, где "Белый козел" сыграл четыре спектакля в малом зале театра кукол перед отъездом на фестиваль, в Дублине ли. Кто-то из коллег-кукольников упрекнул Плотникова в том, что силовое, эмоциональное поле его спектакля не оставляет пространства для аплодисментов по ходу действия, мало сценического воздуха, все слишком сконцентрированно. Но, может быть, это напряжение и есть та самая сценическая магия? Как сказал один из зрителей: "Мы боялись нарушить ее аплодисментами". После первого фестивального спектакля "Белого козла" многие его зрители направились к кассе "Ламберт-театра" : купить еще один билет на это же представление. Но все билеты были проданы.

Я обязан отметить (хоть и неловко делать это уже не в первый и не во второй раз), что челябинский театр, которому десять лет уже устраивают овации в Америке и Швейцарии, на Тайване и вот теперь в Ирландии, в родном городе абсолютно бездомен. Сегодня у Плотникова нет даже мастерской, перед отъездом он забрал коробки с куклами и реквизитом из кукольного театра, а из аэропорта мы привезли их к нему домой.

"Распространенье наше по планете:"

:В первом же дублинском пабе (первая пинта смоляного "Гиннесса") пытаемся объясниться с милой барменшей на языке, который считаем английским.

-- Ой, да говорите по-русски,- отвечает она,- так приятно услышать родную речь.

Оказалось - Аня. Приехала в Дублин четыре года назад по гостевой визе и в положении. Теперь ее дочь - гражданка Ирландии, а она на законном основании разливает "Гиннесс" и варит "ирландский кофе" (ровно половина чашки - виски). Жаловалась на страшную дороговизну.

Наших и бывших наших много, тем более что специальных встреч с ними не ищешь. А встречаешь во множестве, особенно в общепите (молдаванин-официант в кафе на Графтон-стрит, это дублинский Арбат, представившийся "экономическим беженцем", имел совершенно цветущий вид). Два подростка на дублинской улице в униформе ирландской школы говорят на "великом и могучем". Кстати, ирландка, преподающая этот "великий и могучий" на своей родине, а в Петербурге читающая лекции об "ирландском английском", на тусовке во время открытия фестиваля спрашивает:

-- А ведь вы говорите по-русски с акцентом. Вы из какой части России?

-- Из Челябинска.

-- Это возле Уфы? Так вы татарцы?

-- Скорее, башкирцы, мэм.

Вообще же встреча с каждым закрепившимся на далеком острове соотечественником наполняла некой гордостью: молодец, прорвался. Сквозь паспортный контроль, где каждого выходца из постсоветского пространства только что на просвет не разглядывают. Сквозь реалии совершенно другой жизни, других традиций и другой культуры. Чем ближе приближаешься, тем сильнее ощущаешь разницу. Но приближаться надо, чтобы, став богаче на крупицу опыта родины Джеймса Джойса и Юджина Ламберта, вернуться домой. n

Комментарии
Комментариев пока нет