Новости

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Прописи

04.10.2000
Уральские художники c энтузиазмом осваивают опыт прошлого

Раньше самым страшным ругательством в заводском литобъединении было "книжный поэт". Когда человек употреблял в стихотворении слова из более чем двух слогов, использовал или, тем более, ссылался на опыт предшественников, литобщественность гнобила его за незнание жизни и отрыв от нужд народа.
Теперь, оказывается, "книжностью" этой можно не только гордиться, но делать едва ли не опознавательным знаком. Ныне заимствование и игра с известными мотивами - демонстрация того, что искусство вообще-то тем от жизни и отличается: де, это - точно не жизнь. Об этом, как кажется, две выставки, встык разыгранные в выставочном зале.

Уральские художники c энтузиазмом осваивают опыт прошлого

Раньше самым страшным ругательством в заводском литобъединении было "книжный поэт". Когда человек употреблял в стихотворении слова из более чем двух слогов, использовал или, тем более, ссылался на опыт предшественников, литобщественность гнобила его за незнание жизни и отрыв от нужд народа.

Теперь, оказывается, "книжностью" этой можно не только гордиться, но делать едва ли не опознавательным знаком. Ныне заимствование и игра с известными мотивами - демонстрация того, что искусство вообще-то тем от жизни и отличается: де, это - точно не жизнь. Об этом, как кажется, две выставки, встык разыгранные в выставочном зале.

Главное его выставочное пространство занимают екатеринбуржцы - скульптор Юрий Крылов и график Виктор Реутов; пространство же менее значимое - художническая династия Дьяковых из Чебаркуля. Глава семейства Василий Дьяков зело озабочен поиском духовных путей. Поэтому изображения его, с одной стороны, лаконичны, с другой, излишне напряженны. Цвет, световая граница пробегает каждый раз где-нибудь по центру его композиций, делит работы на квадраты и прочие геометрические фигуры.

Василий Дьяков явно ориентируется на находки и достижения русского авангарда начала ХХ века. Прежде всего на супрематические (то есть геометрически выверенные) композиции Казимира Малевича. Он, если помните, в поисках абсолюта упрощал и редуцировал людей до простых геометрических знаков. Пока не дошел до чёрного квадрата.

Его сын Иван Дьяков в своих поисках кажется менее интересным. Разумеется, технология расписной эмали выглядит более мудреной, чем традиционное писание картин. Следовательно, и более современной. Однако работы Ивана Дьякова - то, что на языке искусствоведов называется "салоном" - милое, уютное, коммерчески аккуратное. Нам делают красиво. Точнее - нашим кухням, спальням, офисам.

Если отец свою вторичность выстрадал, сын же распорядился ею как ваучером - вложил в дело. Иное дело --жена сына, Анюта Векслер, выставившая несколько гобеленов и коллажей. Повторюсь: фактура всегда выигрышнее прямолинейности, однозначности холста. С нитками и рваными бумажками можно интересно играть, находя, подчас, остроумные решения и сочетания. Мексиканские коллажи Анюты напомнили мне поделки Ганса Арпа, который в начале 30-х рисовал картинки, рвал их на мелкие части, склеивая в новых пропорциях. Впрочем, Курт Швиттерс делал нечто подобное еще раньше.

Откуда такой интерес к авангардной классике? Развитие русского авангардного искусства, которое в начале ХХ века вышло в мире на лидирующие позиции, насильно прервали официальным социалистическим реализмом. Во всем мире достижения авангарда плавно перетекли в совершенные формы модерна, которому, вполне естественно, наследовал постмодерн. Тот самый, пресловутый постмодернизм, который неграмотные люди ругают за бездуховность.

Все мировое искусство прошло этот путь, и лишь мы, как Монголия, минуя капитализм, прыгнули сразу же от феодализма к социализму. Теперь же логика развития прекрасного требует исправить все прежние вывихи и переломы.

Соседство двух экспозиций подобно близости двух наших городов и навевает сравнительные размышления культурологического свойства. Очень уж показательной оказывается разница двух рядом расположенных выставок.

Екатеринбуржцы выказывают знакомство с более поздними школами и течениями. Остроумная деревянная скульптура Юрия Крылова заставляет вспомнить о Георге Базелице. Который известен не только тем, что переворачивает свои картины вверх тормашками (распятья Крылова последовательно эксплуатируют этот прием), но еще и своими деревянными композициями. Базелиц, между прочим, один из самых успешных в коммерческом отношении художников сегодня.

Еще более "в струе" хочет быть Виктор Реутов. Его отчужденные, намеренно холодноватые композиции, на которых изображены как бы зависающие в безвоздушном пространстве бытовые предметы (особенно запомнились ножи), говорят о прилежном ученичестве у поп-арта. А портреты женских трусиков из серии "Счастливые возможности", растянутые на всю плоскость не самого маленького холста, о знании гиперреализма и более современных экспериментов с фигуративным искусством Дэвида Хокни.

Наши соседи оказываются стильнее и как бы продвинутее, но земляки, выигрывают в теплоте и духовном сродстве. Разумеется, искусство не спорт, важность приоритетов тут не самое главное. Тем не менее привыкаешь к выставкам, напоминающим пунктирную историю искусства ХХ века. Без этого у нас теперь никуда. Идешь посмотреть на современников, а попадаешь точно в музей, где висит уже давно отработанное культурой и проверенное временем.

Художники осваивают азы современного мышления значительно оперативнее, к примеру, деятелей литературы или театра. С опозданием на полвека мы обретаем свой собственный модернизм, с его приоритетами к внутренним процессам, культуре духовной жизни человека.

Почему это происходит именно сегодня - вопрос уже не к логике искусства, но именно что - закономерностям общественной жизни.

Дмитрий БАВИЛЬСКИЙ

Комментарии
Комментариев пока нет