Новости

Ребенка забрали из неблагополучной семьи судебные приставы.

Дома строились по муниципальному контракту и в итоге были признаны аварийными.

Девочка пропала в понедельник по пути в школу.

По неподтвержденной информации, ешеход в тяжелом состоянии был экстренно госпитализирован на "скорой".

Совместно с представителями оргкомитета «Россия-2018» позитивно оценили ход реконструкции.

39-летняя екатеринбурженка пропала три дня назад.

Минувшим вечером у маршрутного такси №92 взорвалась шина.

Девушку не могут найти вторые сутки.

Связисты назвали активных пользователей сети 4G среди знаков Зодиака.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Маринина была вчера

04.10.2000
Борис Акунин и его детективы

Серьезнее этой сенсации я в литературе и не упомню. Некоторое время вся Москва была заинтригована появлением нового писателя-детективщика. Романы его выходили каждые два месяца в издательстве "Захаров" под общим названием "Новый детектив". Каждое новое произведение повышало планку художественности и увлекательности. И каждая новая книжка зело отличалась от предыдущей.

Борис Акунин и его детективы

Серьезнее этой сенсации я в литературе и не упомню. Некоторое время вся Москва была заинтригована появлением нового писателя-детективщика. Романы его выходили каждые два месяца в издательстве "Захаров" под общим названием "Новый детектив". Каждое новое произведение повышало планку художественности и увлекательности. И каждая новая книжка зело отличалась от предыдущей.

Если первый том серии - "Азазель" - был посвящен тайным обществам и подавался как "конспирологический", то второй - "Турецкий гамбит" - был уже романом шпионским. Третий - "Левиафан" представлял из себя "герметичный детектив" в духе Агаты Кристи (когда под подозрением оказывается кучка определенных людей, запертых в замкнутом пространстве). После "Левиафана" вышла книжка про наемного убийцу - "Смерть Ахиллеса". В "Особых поручениях", пятом выпуске "Нового детектива", оказались сразу две повести - о мошенниках и маньяке. Далее вышел "великосветский детектив" под названием "Статский советник", и венчала семитомную серию емких историй "Коронация" - на сюжеты историко-политические. Нужно также отметить, что действие всех этих романов происходило в последней четверти XIX века.

Последовательность книжек оказалась важной, так как все истории, рассказанные автором, объединяла фигура сыщика Эраста Фандорина, умного и колоритного персонажа, вполне способного конкурировать с Шерлоком Холмсом. Очевидно, что Акунин и задумал Фандорина как русскую ипостась великого "аглицкого" сыщика. Вышло это у него на редкость удачно.

Тут ведь что важно: интонация. Любой сериал, телевизионный или книжный, более всего зависит от правильно выбранного угла зрения, особого, стилистически выстроенного пространства. Штирлиц, например, любит салями и отлично играет в шахматы. У Зиночки Кибрит из "Знатоков" громадная, в пол лица, испанская мушка. Настя Каменская выясняет отношения с мужем и все время хочет есть. И так до бесконечности. В этом смысле овсянка, которую в огромных количествах поглощают в Баскервиль-холле, или камин, возле которого великий сыщик всех времен и народов отдыхает с милым другом после трудов праведных, оказывается не менее важным, чем собственно энигма. Загадка то есть. Бытовые подробности, уютности, которых лишено подавляющее большинство россиян, сделали этот телесериал просто-таки культовым.

Акунин пошел примерно по тому же пути. Добрую часть его книг занимают ненужные, казалось бы, подробности из прошловекового быта, экскурсии по Москве, ненавязчивые экскурсы в мир классики. Последнее особенно существенно. Особый смак "Новому детективу" придает узнавание сюжетных коллизий - тут немного из "Бесов" Достоевского, там - из "Анны Карениной" Толстого. А еще - из "Братьев Карамазовых". И много-много откуда еще. Сам Акунин позже признавался, что пытался эксплуатировать коммерческий потенциал ВРЛ (Великой Русской Литры).

Звучное имя Борис Акунин явно намекало на псевдоним. Культурная общественность дружно клюнула на провокацию, начав разгадывать имя таинственного автора. Кого только не записывали в отцы Эраста. И критика Вячеслава Курицына, и художника Александра Шабурова, и книжного обозревателя Льва Данилкина. Ходили все вокруг да около.

Пока сам издатель не выдержал и раскололся. Автором семитомника оказался достаточно серьезный и уважаемый человек, переводчик и японовед, зам. главного редактора журнала "Иностранная литература" и автор книги "Писатель и самоубийство" Григорий Чхартишвили. И когда новоявленный кумир продвинутых масс "кололся", смущению его не было предела. Но, тем не менее, преодолев робость, уважаемый автор разродился новой серией - "Провинциальный детектив", в котором сыщиком сделал монашку Пелагею. Вскорости ожидается уже вторая книжка, а Акунин неожиданно выпускает историю из современной жизни, в которой правнук великого Эраста ищет библиотеку Ивана Грозного. Обещаны и другие сюрпризы.

Главное, что Акунин показал: успех паучихи Марининой - не предел мечтаний нашего читателя. Что и в популярной детективной серии возможно выпускать книги, отмеченные вкусом и стилем. "Новый детектив" не только беспримерно увлекателен, но он еще и полезен. Во-первых, любовью к серьезному чтению. Во-вторых, это, возможно, случайное совпадение, но именно с приходом книг Акунина начал формироваться рынок новых, русских романов, успешно соединивших традиционное русское правдоискательство и занимательную интригу.

Василий БОЧКОВ

Комментарии
Комментариев пока нет