Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Владимир Макаров: "Таланты есть. Нужны финансы"

02.10.2003

- Владимир Николаевич, вам хотят задать вопрос супруги Донсковы. Мы уже много лет являемся постоянными зрителями Челябинского академического театра драмы. Чрезвычайно опечалены кончиной главного режиссера Наума Юрьевича Орлова. Как чувствует себя театр без него?
- Атмосфера очень грустная. Он ведь каждый день бывал в театре, даже в выходные дни, даже во время отпуска.

-- Владимир Николаевич, вам хотят задать вопрос супруги Донсковы. Мы уже много лет являемся постоянными зрителями Челябинского академического театра драмы. Чрезвычайно опечалены кончиной главного режиссера Наума Юрьевича Орлова. Как чувствует себя театр без него?

-- Атмосфера очень грустная. Он ведь каждый день бывал в театре, даже в выходные дни, даже во время отпуска. Мы привыкли, что он всегда с нами, думали, что это будет вечно. Его не стало, и мы поняли, что лишились нашего идейного руководителя. Он же центром всего был! Вокруг него всё и все вращались: и события, и люди, будь то актеры, технические работники или администрация. Все бежали к нему советоваться. Принимали решение вместе с ним, старались так поступать, чтобы его ничем не огорчить. Без Орлова сложно, мы растерялись. Хотя делаем все, чтобы театр, не дай бог, не распался на группировки. Труппа занята в подготовке трех спектаклей. Ведем переговоры со столичными режиссерами о сотрудничестве, например с Павлом Хомским, чтобы поставил "Дни Турбиных". Некоторые кандидатуры труппа отвергает, и не прислушаться к ней нельзя, волевым решением ничего не добиться. Сейчас молодой режиссер из Москвы рассматривается как кандидат на должность главного режиссера, причем однофамилец - Петр Орлов. Еще Наум Юрьевич с ним разговаривал о сотрудничестве. И теперь он приступил к постановке комедии "Очень влюбленный таксист". Посмотрим, как он работает с артистами, как они на него реагируют. Дадим еще один спектакль поставить. Планов намечали много вместе с Наумом Юрьевичем, постараемся от них не отступать.

-- Владимир Николаевич, это Галина Ивина. Я заметила, что в театре драмы почему-то меньше стало эстрадных концертов:

-- Знаете, в последнее время они приносят одно неудовлетворение. Выступления артистов эстрады стали похожи, как будто работает один и тот же исполнитель. Личностей нет! Зрители тоже это чувствуют, уже не рвутся на концерты заезжих звезд, как в прежние годы. Я бы с удовольствием провел концерт Тамары Гвердцетели или Валентины Толкуновой, их искусство - настоящее. А остальные исполнители: Получается, что не они работают на зрителя, а наоборот. Гонорары запрашивают громадные. Например, концерт Ротару стоит 25 тысяч долларов, представляете, сколько нужно собрать денег! Плюс расходы на группу в 25 человек (музыканты, танцоры), авиационные билеты для артистов, гостиница, питание. Слишком коммерциализирована нынче эстрада.

-- Владимир Николаевич, здравствуйте, с вами говорит заядлый театрал Илья Ильич. Скажите, какими гастролями собираетесь удивить нас в ближайшее время?

-- Думаю, для ценителей театрального искусства сенсацией должен стать антрепризный спектакль "Вишневый сад". Уникальность в том, что его поставил Эймунтас Някрошюс, выдающийся режиссер нашего времени, чьи спектакли увидеть практически невозможно, потому что он ставит в основном у себя в Литве и за рубежом. А в этом проекте он собрал созвездие московских актеров. Те, кто видел, говорят, что роль, которую играет Евгений Миронов (Лопахин), самая лучшая из сыгранных им, он проявил себя как выдающийся артист. Людмила Максакова - в роли Раневской, Фирса играет Алексей Петренко, занят Владимир Ильин, много молодых талантливых актеров. Недавно этот спектакль показывали в зале столичного Театра на Таганке, и невозможно было пробиться. "Вишневый сад" в этой постановке идет свыше пяти часов с двумя антрактами, в трех действиях: очень подробно передана чеховская атмосфера. Челябинцы увидят спектакль 10 сентября в 18.00. К слову, будут заказаны автобусы, чтобы после окончания развезти зрителей в отдаленные районы

Между звонками

-- Владимир Николаевич, сколько лет вы занимаете должность начальника главного управления культуры и искусства Челябинской области?

-- 2 октября будет шесть лет.

-- Можно ли утверждать, что вашим главным детищем по-прежнему остается драма, которую вы так долго возглавляли в качестве директора?

-- Если быть откровенным, то как у зрителя одним из моих любимых театров всегда был оперный. В студенческие годы я туда ходил чаще всего: обожал оперу, балетные спектакли смотрел по многу раз. Даже мечтал в юности стать директором этого театра. Но жизнь внесла коррективы: когда-то возглавлял театр кукол, потом - драму. Когда меня назначили начальником управления культуры, на первом этапе сконцентрировал свое внимание именно на театре оперы и балета имени Глинки. Согласитесь: перемены в нем явные, их нельзя не ощущать. Мы нашли средства, чтобы поставить "Руслана и Людмилу", "Спящую красавицу". Когда появились спектакли такого уровня, коллектив вдохновился. И пошли дальше: выпустили "Щелкунчика", "Лебединое озеро", "Золушку". А фестивали Екатерины Максимовой, Ирины Архиповой! Они очень много дали для развития театра. Об этом говорят сами артисты. То есть появилась планка такого уровня, ниже которой опуститься самолюбие не позволит. Тем более что сейчас в театре новый художественный руководитель - Денис Северинов. Талантливый музыкант, он проявил себя и как хороший организатор. Провели ремонт оперного театра за две недели, готовясь к концерту Дмитрия Хворостовского. Северинов сумел найти строителей, воодушевить их, чтобы они такой огромный объем работы выполнили за короткий срок. И театр преобразился! А должность художественного руководителя оперы занимает сейчас народная артистка России Галина Семеновна Зайцева. Она не пропускает ни одного спектакля, а после окончания ведет с солистами профессиональный разбор.

-- Владимир Николаевич, это Галина Николаевна Ершова. Хочу высказать мнение. Отсутствие концертного зала филармонии на протяжении 16 лет, мне кажется, наносит колоссальный урон и коллективу филармонии, и слушателям.

-- Конечно, наносит. Много за эти годы потеряно. Уехали из Челябинска хорошие музыканты. А гастроли интересных исполнителей превратились в большую проблему: надо все время искать и арендовать залы. Хорошо, сейчас договорились с оперным театром, который на льготных условиях предоставляет свой зал, и, начиная с 12 октября, там будут давать концерты Большой симфонический оркестр, потом оркестр народных инструментов имени Осипова. Все эти масштабные проекты воспитывают у зрителя интерес к серьезному искусству. А не имея филармонического зала, мы не можем проводить их чаще.

-- Ну а закончится ли ремонт филармонии к осени следующего года?

-- Да, губернатор поставил такую задачу, выделяются целенаправленно средства. Следующий сезон, надеюсь, начнется уже в новом концертном зале. Тем более что филармонией сейчас руководит новый энергичный директор Алексей Пелымский, который умеет убедить, уговорить, увлечь. Он выстраивает интересную программу. И когда она "заработает", мы сумеем вернуть ту часть публики, которую потеряли за эти 16 лет. Симфоническая музыка, как и опера, и балет, создана для подготовленных людей или для тех, кто хочет духовно развиваться. Чтобы понимать эти жанры искусства, ощущать потребность в них, нужно поработать над собой. Или стимулом должно стать какое-то яркое событие. Я еще школьником попал впервые на оперный спектакль, когда в Челябинске гастролировала Мирошниченко, солистка из Киева. Она пела партию Виолетты в "Травиате", причем на украинском языке, но это не мешало восприятию. Меня поразило ее пение, понравилась атмосфера праздника в театре оперы, захотелось туда ходить постоянно.

-- Звонят детские библиотекари, город Миасс. Мы знаем, что в июле на аппаратном совещании шел разговор насчет лечебных пособий: что вроде в октябре библиотекари их получат. Так ли это?

-- Вопрос решен положительно. В Законодательном собрании принято решение о том, чтобы статью "Лечебные пособия" возобновить. Сейчас ждем получения дополнительных средств, и до конца года в библиотеки уйдут деньги.

-- Спасибо огромное. Большой привет от библиотекарей! Здоровья вам и успехов.

-- Спасибо.

Между звонками

-- Наверное, сельские библиотеки в маленьких населенных пунктах - единственный, так сказать, очаг культуры. Как они поддерживаются?

-- Библиотеки в районных центрах, действительно, самое доступное и самое посещаемое общественное учреждение. Кино в селах практически не показывают: оборудование пришло в негодность, фильмы не покупаются - нет средств. А библиотеки постоянно пополняются новой литературой. Благодаря поддержке областной администрации мы это делаем во всех районах области. Осуществили уже два проекта "Сельские библиотеки", для их реализации 50 процентов средств выделил губернатор, 50 процентов - Фонд Сороса. В области 800 библиотек, из них 580 - сельские. Сначала распределили 300 комплектов по более крупным библиотекам, каждой из них достались прекрасно изданные книги: это и художественная, и учебная, и справочная литература. В этом году другие комплекты из 250 томов получили абсолютно все сельские библиотеки. Они сами тоже имеют возможность приобретать литературу. Так что в смысле укомплектованности там сейчас все в порядке.

-- Людмила Рассказова, педагог. Скажите, довольны ли вы учебными заведениями нашей области, которые куют кадры для культуры?

-- Челябинская область отличается от других областей региона тем, что здесь сосредоточено очень много интересных учебных заведений. И еще в нашей области отмечается самый высокий процент по насыщению специалистами в сфере культуры с высшим образованием. Их основательно готовят академия культуры и искусств, институт музыки - бывшее музыкальное училище. Особенно радует Магнитогорская консерватория имени Глинки. Ей нынче исполнилось всего 10 лет, но консерватория завоевала большой авторитет в стране. За эти годы подготовлено много интересных специалистов. Там очень талантливый профессорско-преподавательский состав, и в Магнитогорск приезжают защищать докторские диссертации из крупных уральских городов. Кроме того, у нас крепкие средние специальные заведения, например колледж культуры, который за 50 лет выпустил великое множество профессионалов для Челябинской и других областей. Миасское музыкальное училище также имеет большой авторитет и готовит педагогов для музыкальных школ области, особенно для горнозаводской зоны. В Озерском музыкальном училище имеют возможность учиться дети "закрытых" территорий, правда, сейчас там могут обучаться и жители Кыштыма, Нязепетровска. Кроме того, в области хорошо развита сеть музыкальных школ, школ искусств, в которых дети получают начальное эстетическое образование. И даже если их увлечение не станет профессией, они научатся пониманию прекрасного.

-- Не факт, что и выпускники специальных учебных заведений идут работать по профессии.

-- Ну да, есть такие. Скажем, руководитель фирмы "Бовид" Борис Видгоф в свое время окончил институт культуры, а сейчас он успешный руководитель коммерческой структуры. Много других примеров. Вузы дали определенную базу, а потом талант этих людей проявился в другой сфере.

-- Скажите, а такие люди, как Видгоф, помнят свое "родство" с культурой?

-- Да, я знаю, что он поддерживает академию культуры и искусств. Есть другие спонсоры из бывших студентов, они тоже много помогают.

-- И часто приходится прибегать к помощи спонсоров? Есть ли нынешние Мамонтовы, Дягилевы?

-- Обычно стесняешься обращаться, но когда попросишь о помощи, всегда кто-нибудь откликается. Помогают предприниматель и сенатор Госдумы Александр Аристов, директор трубопрокатного завода Александр Федоров, всегда откликаются "Альфа-банк", банк "Снежинский" и Челиндбанк.

Между звонками

-- Владимир Николаевич, надеюсь, не обижу вас, если скажу, что недавний фестиваль гостеприимства собрал толпы людей: столько не собирает ни одна художественная выставка. Так что, народ в первую очередь жаждет хлеба, а не зрелищ?

-- Я думаю, что нынешние рестораны и кафе отличаются от прежних заведений общепита, являясь одной из форм проведения досуга. Их сейчас много, и все они востребованы, потому что это тоже часть общечеловеческой культуры. В ресторанах можно и хорошую музыку услышать, и с интересными людьми пообщаться, поэтому народ туда и тянется. Вот филармония откроется после реконструкции, народ туда обязательно пойдет слушать симфонические концерты, которые будут проходить не эпизодически, а регулярно. Это войдет в норму жизни. Чем чаще будут ходить, тем сильнее будет желание слушать серьезную музыку снова и снова. На этот процесс влияет то, что сейчас в вузах снова проводится большая эстетическая работа со студентами. Особенно в этом смысле радует ЮУрГУ. Там открыли свою картинную галерею, проводят массу концертов, закупают билеты в театр оперы и балета, в драматические театры, причем смотрят серьезные вещи. А когда с молодежью так целенаправленно работают, то концентрируется слой интеллигенции, который уже не представляет своей жизни без "подпитки" искусством. Как не мыслят себя без этого сами руководители университета. Так получилось, что ректор ЮУрГУ Герман Платонович Вяткин в молодости работал в оперном театре в мимансе, проректор Геннадий Георгиевич Михайлов окончил музыкальную школу. Они по-настоящему любят искусство, не пропускают ни одного стоящего концерта или спектакля. Так же многие преподаватели, а их увлеченность студентам передается. А для жизни и работы это очень важно. Творческие решения даже в точных науках помогает находить искусство. Потому что человек раскрепощается, мысли текут по-другому.

-- Звонит Сергей Иванович Зайцев. Скажите, что сегодня самое злободневное для начальника управления культуры области?

-- То же, что и всегда, - проблема финансирования. Она самая первостепенная. Нужны деньги, чтобы оснастить техникой наши театры: сейчас так развивается театральное искусство, что каждый спектакль требует различных спецэффектов. Надо помогать музыкальным школам и школам искусств, потому что обучение на очень старых инструментах идет только во вред. Библиотеки нуждаются не только в книгах, но и компьютерах. Они нужны и в учебных заведениях: сейчас без вычислительной техники страдает учебный процесс. Деньги нужны и для того, чтобы сельская культура получила нормальный транспорт. Вокруг районных центров - маленькие села, где нет клубов, киноустановок. Необходимо, чтобы там бывали библиотекари с новинками, артисты художественной самодеятельности. Деньги нужны, чтобы наши профессиональные театры по огромной Челябинской области проезжали со своими спектаклями. Потому что из Чесмы, из Варны, из Кизила очень трудно приехать в областной центр на спектакли. Два года уже при поддержке губернатора делаем такие гастроли для театра драмы, оперного театра, ТЮЗа, оркестра "Малахит". Они проехали почти по всей области, во многих районных центрах выступили. Там лет 20 не было таких акций, эффект просто потрясающий, люди в восторге. Ну и, конечно, деньги нужны, чтобы ремонтировать памятники старины. Существуют различные проекты, пытаемся ими заинтересовать Министерство культуры России, отсылаем туда заявки на реконструкцию наших памятников, но, к сожалению, выделяются очень маленькие суммы. Основные средства идут в исторические города, на "Золотое кольцо", Санкт-Петербург, Москву. Но у нас тоже есть уникальные памятники архитектуры: тот же великолепный Белый дом в Кыштыме - это же Зимний дворец в миниатюре. Там и музей, и выставочный зал можно разместить. И он бы привлекал туристов не только из нашей области, но и соседних областей, как это происходит с Аркаимом. Вообще-то могу сказать, что постепенно мы осуществляем наши планы, вот только медленнее, чем хотелось бы.

"Прямую линию" провела Лидия САДЧИКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет