Новости

Встречи пройдут на трех площадках Челябинской области.

Человек, голос которого похож на голос президента, рекомендовал всем местную комнату квестов.

На момент совершения убийства один из преступников еще не достиг 18-летия.

Уральские госслужбы и госкорпорации стали значительно чаще использовать в своей работе мобильный интернет и M2M-сервисы.

Омбудмен утверждает, что число детских суицидов выросло в разы.

Поправки в законопроект освободят от штрафов муниципальные учреждения.

Подавляющее большинство южноуральцев проблемой номер один считают грязный воздух.

Гибель бывшего депутата подтвердили в полиции.

20 мигрантов организовали преступную сеть, продававшую героин в Перми и крае.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Вы опасаетесь прослушки ЦРУ?







Результаты опроса

"Злоба дня" в нестареющей пьесе

16.10.2003
Новая работа "Омнибуса" на редкость актуальна

Премьера комедии Александра Островского "Доходное место", которой златоустовский театр "Омнибус" открыл сезон, - на слуху многих горожан. Отклики преимущественно восторженные. Достаточно понаблюдать за реакцией зала, чтобы понять: новый спектакль встряхивает, будоражит, задевает за живое. Потому что "выворачивает наизнанку" потаенные переживания, сокровенные думы современного россиянина. Возможно ли такое, усомнится иной читатель, ведь пьеса написана в XIX веке? Мало того, что ее тематика вечна.

Новая работа "Омнибуса" на редкость актуальна

Премьера комедии Александра Островского "Доходное место", которой златоустовский театр "Омнибус" открыл сезон, - на слуху многих горожан. Отклики преимущественно восторженные. Достаточно понаблюдать за реакцией зала, чтобы понять: новый спектакль встряхивает, будоражит, задевает за живое. Потому что "выворачивает наизнанку" потаенные переживания, сокровенные думы современного россиянина. Возможно ли такое, усомнится иной читатель, ведь пьеса написана в XIX веке? Мало того, что ее тематика вечна. Пока имеются чиновники - живы чинопочитание и взяточничество. Вдобавок совершенно по-новому осмыслена она режиссером Борисом Горбачевским и поставлена в очень "свежем", очень актуальном ракурсе.

Вспомним основной конфликт и фабулу пьесы. Молодой вольнодумец Жадов (его броско, темпераментно играет Максим Фаустов), окончивший университет, не признает правил жизни, которые навязывает ему дядя Аристарх Владимирович Вышневский (в степенном и энергичном исполнении заслуженного артиста РФ Юрия Чулошникова), высокий чин и богатей. Но свобода мысли и поведения плохо "кормит", не дает уважения в обществе и приличного достатка. Чтобы сохранить брак (по любви, а не по расчету), Жадов, сломленный упреками и слезами жены, идет на поклон к дядюшке. В постановке, как может показаться вдумчивому зрителю, конфликт между новым мировоззрением и старыми устоями приглушен и смещен в другую, не менее острую, а главное - злободневную сегодня проблематику. Зрителю ясно: не во всем прав Жадов. Не во всем безнравствен Аристарх Владимирович, хотя и приумножил состояние сомнительными методами, имеет под началом взяточников, откровенно покупает любовь молодой жены. Далеко не глупы и бездумны чиновники при нем. А приближенный Вышневского Аким Акимыч Юсов представлен даже этаким мудрецом, носителем религиозного взгляда на жизнь. Зритель как бы выбирает между верхоглядством и непрактичностью Жадова, во многом, безусловно, прогрессивного человека, и жизненными ценностями трудяг и реальных хозяев положения, каковыми являются Вышневский и Юсов в лучшей своей ипостаси. И здесь не всегда симпатии оказываются на стороне пионера будущих времен, каковым считает себя племянник.

В пьесе Вышневский наказан за подлоги, Жадов - за слабоволие, за то, что пошел на поводу у жены. Это все в постановке есть. Но главное в ней, пожалуй, другое. Отчетливо звучит обличение не столько человеческих пороков, сколько общественных нравов: моды на роскошь, на такое устройство семейного союза, когда жена, разодетая кукла, находится на содержании у богатого мужа и, в свою очередь, вертит им, как хочет. Это ли не больной нерв и сегодняшней реальности? Плюс к названному - вопиющая бедность интеллигенции: учителей, юристов, честных чиновников, ученых. Причем за бедностью "прослойки" не забыта в спектакле и нищета рабоче-крестьянского люда. Эта второстепенная по пьесе тема усилена и выделена вторым планом, на котором воплощаются горькие раздумья супруги Жадова, Полины, о своем возможном будущем. Это также суперактуально сегодня, для Златоуста уж точно.

В нетрадиционном "прочтении" "Омнибусом" Островского акцентированы и другие современные моменты. Так, многократно звучат вопросы ответственности не только перед своим потомством, но прежде всего перед совестью, перед Богом. Эти вопросы то и дело задает себе и другим действующим лицам Аким Акимыч (его великолепно играет Анатолий Конопицкий). Не все способы хороши в достижении материального благополучия - таков подтекст многих философских изречений Юсова.

В общий замысел постановки очень точно "вписаны" декорации. Вообще художник-постановщик Маргарита Колмогорцева своим необычайно "говорящим" оформлением придала спектаклю особый настрой, который сродни прагматизму наших дней. Чего стоит, к примеру, воспроизведенная в декорации крупного плана сторублевая купюра тех времен, на фоне которой разворачивается действие и произносятся диалоги, связанные с финансами, богатством! "Сторублевка" и сегодня - ходовая банкнота, знак относительного благополучия. Ей поклоняются многие наши современники, которые могут узнать себя в героях пьесы.

Валерий ЕРЕМИН

Комментарии
Комментариев пока нет