Новости

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Причиной смертельного происшествия стало взорвавшееся колесо.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

"Хлебный банк" готов стать музеем XXI века

29.10.2003
Челябинский элеватор - один из архитектурных столпов мегаполиса - застыл в ожидании новой судьбы

Я "отреставрировал" фасад челябинского элеватора и удивился смелости его создателей. Если присмотреться, на фасаде "не хватает" восьми оконных проемов: они заглушены, заложены кладкой из шлакоблока. Мало того, оставленные оконные проемы укорочены, иные чуть-чуть, а иные - едва ли не наполовину. И когда я на снимке "открыл", дорисовал заглушенные окна, оказалось, что весь фасад, все его пять верхних этажей - сплошное стекло в решетке переплетов и тонких перемычек. А окна какие? Их высоте позавидует любой дворец.

Челябинский элеватор - один из архитектурных столпов мегаполиса - застыл в ожидании новой судьбы

Я "отреставрировал" фасад челябинского элеватора и удивился смелости его создателей. Если присмотреться, на фасаде "не хватает" восьми оконных проемов: они заглушены, заложены кладкой из шлакоблока. Мало того, оставленные оконные проемы укорочены, иные чуть-чуть, а иные - едва ли не наполовину. И когда я на снимке "открыл", дорисовал заглушенные окна, оказалось, что весь фасад, все его пять верхних этажей - сплошное стекло в решетке переплетов и тонких перемычек. А окна какие? Их высоте позавидует любой дворец. На самом верху - не окна, а квадраты-витрины. Но и выше их, в углах, - по арочному окну, разлинованному квадратиками переплетов.

Однако и это не все. Если походить вокруг элеватора, то можно заметить, что авторы снабдили огромными окнами и боковые стены (они тоже заложены), а южный фасад, вроде бы задний - такой же многооконный, как северный. Значит, элеватор со всех сторон пронизывал солнечный свет.

Общее впечатление: здание держится на шести мощных железобетонных опорах, а между ними - хрупкие оконные этажи.

Элеватор, согласитесь, - здание сугубо производственное. И заслуживает такой же, производственной, архитектуры. Иначе говоря, никакой архитектуры. То есть производственному сооружению, по нашей логике, нечего претендовать на красоту. Ему достаточно голой функции. Но наши прадеды в начале двадцатого века придерживались другой логики. Они построили здание, которое, оставленное теперь без функции, если что-то и спасет, то красота.

Не зря элеватор оказался в самом центре Челябинска. Здание-то вполне современное. Действительно - модерн. Если "открыть" все окна, вставить стекла, тем более зеркальные или тонированные, оштукатурить и покрасить стены, отделать интерьеры - пожалуйста, устраивай выставки, созывай конференции, закатывай балы.

Элеватор принадлежал банку. Он и сам - банк, но не денежный, а хлебный. На хлебе-то, на переломе хлебного тарифа, введенного с постройкой железной дороги, город лихорадочно богател. Многие здания исторической зоны, оберегаемые нами, построены на хлебные "деньги". На те восемь копеек, которые "капали" в карманы челябинских купцов. Дело в том, что когда дешевый сибирский хлеб "по рельсам" хлынул в Европу, грозя разорить тамошних хлебопашцев, правительство накинуло восемь копеек (примерно) на каждый пуд хлеба из Сибири. Челябинск же оказался как раз на границе, на переломе. Купцам стало выгодно скупать зерно, молоть его и продавать муку. Они - А. Холодов, М. Крашенинников, В. Кузнецов, Р. Попов, З. Галеев и другие - бросились строить новые мельницы, а старые переводить на пар, обновлять. Как писал В. Весновский, "купцов прямо эпидемия охватила. Чуть у кого заведется тысяч 60-70, начинает возводить мельницу. А нужно на нее самое меньшее тысяч 250. Залезают в долги, опутываются обязательствами, а потом крахают. В 1908 году было пять или шесть крахов".

Побывавший в Челябинске в 1909 году член Государственной думы И. Жилкин нашел до боли знакомые слова о том, что "одурманивающие туманы наживы ползут над городом", что "с такого торопливого, жадного хапанья начинается всякая полуварварская, некультурная коммерция".

Тем не менее мельниц стало много, в разы больше. Тысячи вагонов увозили на запад "челябинскую" муку. А переломные копеечки оставались в городе. Без большого риска ошибиться можно сказать, что, например, дома Холодова на улице Кирова у оперного театра (с кафе "Цыплята табака" и рыбным магазином) были построены на те копеечки.

Между прочим, железная дорога подарила Челябинску, кроме хлебного капитала, и другой - мясной, масляный, водочный, чайный. И особняки строились соответственно - "мясные", "масляные", "водочные", "чайные".

Позже, уже в другую эпоху, в городе появятся дома тяжелой индустрии: дом лакокрасочного завода, дом цинкового завода, дом ферросплавного завода, а тракторный и металлургический гиганты создадут свои микрогорода.

А на новом витке истории, на наших глазах, возвращается "пищевая" архитектура - макаронная, булочная, ариантовская...

Старый элеватор - один из устоев Челябинска. Устоит ли он сам?

Михаил ФОНОТОВ

Нет средств или нет идей?

Николай Семейкин, челябинский архитектор:

-- На градостроительных советах мы эту тему не обсуждали. И дело здесь, я считаю, не в отсутствии идей, а в том, что просто средств у города пока нет. Можно объявлять конкурсы на идею интересного использования этого элеватора, только сдвинется ли это все дальше идей? Хотя мне лично здание элеватора нравится. Выполнено в стиле эпохи конструктивизма: четкие формы, высота около 40 метров. В архитектуре города непременно должны быть такие доминанты. И, кстати, было бы вовсе неплохо, если в Челябинске в таком здании бывшего элеватора тоже бы появился какой-нибудь центр искусства. С художественными выставками, танцплощадкой, кафе. Или, к примеру, с музеем Вардкеса Авакяна.

Как это делается в Лондоне

Здание электростанции - вот самое оригинальное и удобное место для музея современного искусства. Так в конце 90-х прошлого века решили в Великобритании. В итоге в мае 2000 года в помещении бывшей электростанции Бэнксайд в Лондоне открылся национальный музей современного искусства "Тэйт Модерн" (Tate Modern Gallery).

Теперь этот музей - не только один из самых модных в мире центров современного искусства, вход в который, между прочим, - бесплатный. Но самое главное: музей "Тэйт Модерн" - первый в мире опыт использования промышленного здания в иных целях.

Электростанцию построил в 1947-1963 годах сэр Джилз Гилберт Скотт, известный еще и как разработчик дизайна красной телефонной будки - символа Лондона. Но именно два швейцарских архитектора Жак Херцог и Пьер де Мерон "доделали" электростанцию до уровня почти что нового национального символа. Сама королева Великобритании Елизавета II официально открывала этот ныне крупнейший в мире музей современного искусства. А швейцарские архитекторы, родившиеся в Базеле в 1950 году и с 1978 года работающие вместе в своей архитектурной студии, получили за свою "Тэйт Модерн" Притцкеровскую премию - аналог Нобелевской в архитектуре.

Собственно, "Тэйт Модерн" - очередное подтверждение того, что все гениальное - просто. Бывший турбинный зал электростанции был превращен в эффектный вход. Оттуда на шести эскалаторах или девяти лифтах посетители музея поднимаются на второй этаж, где на трех уровнях расположено экспозиционное пространство. Посмотрели коллекцию современного искусства, от шедевров Пикассо, Матисса, Уорхола до произведений наших современников, - посетите три здесь же находящихся магазина с сувенирами или послушайте лекции в специальных аудиториях. А потом отправляйтесь прямиком на третий этаж: под стеклянной крышей отдохните в кафе и полюбуйтесь открывающимся оттуда панорамным видом Лондона.

Инга МЕЛЬНИКОВА

Комментарии
Комментариев пока нет