Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Энергия созерцания

30.10.2003
Ректору Челябинского госуниверситета Валентину Батухтину завтра исполняется 70 лет

Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск

- Валентин Дмитриевич, сегодня наука, кажется, стилистически не совпадает с окружающей жизнью, которая стала более легкомысленной, что ли. Взять хотя бы телевидение:
- Мне просто жаль тратить время на то, что показывают по телевидению. Ничего по-настоящему увлекательного там нет.
- Вот я о том же. Но как-то по "Культуре" показали передачу с нашим нобелевским лауреатом  Жоресом Алферовым.

Ректору Челябинского госуниверситета Валентину Батухтину завтра исполняется 70 лет

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

-- Валентин Дмитриевич, сегодня наука, кажется, стилистически не совпадает с окружающей жизнью, которая стала более легкомысленной, что ли. Взять хотя бы телевидение:

-- Мне просто жаль тратить время на то, что показывают по телевидению. Ничего по-настоящему увлекательного там нет.

-- Вот я о том же. Но как-то по "Культуре" показали передачу с нашим нобелевским лауреатом Жоресом Алферовым. И какой интересный, глубокий человек! Далеко не зануда, какими многие считают ученых.

-- Абсолютно нет! Как правило, серьезный ученый - обладатель массы других талантов. Вот мой учитель Николай Николаевич Красовский - увлекается скульптурой, стихи прекрасные пишет, глубокие.

-- А вы не пишете стихи?

-- Я 14 лет занимался музыкой. С первого класса начал играть в оркестре. Последнее мое выступление было в Колонном зале Дома союзов в качестве концертмейстера сводного оркестра студентов Москвы. Играл на домре.

-- Могли сделать хорошую музыкантскую карьеру.

-- Руководитель оркестра мне советовал поступать в музучилище, потом идти в консерваторию. У меня размышления были очень серьезные. Я и в эстрадном оркестре играл, и на флейте играл, и на аккордеоне, и на ксилофоне, и на гитаре, и скрипкой начинал заниматься, в выставке художественной участвовал, портреты рисовал.

-- Откуда это в вас? Когда вы росли, время было весьма суровое.

-- Более чем. Жили, как и все, впроголодь. Ну вот как-то увлекся. Еще и спортом занимался. У меня третий разряд по классической борьбе, второй разряд по штанге. В Свердловске 14 километров пробегал за 52 минуты 30 секунд. Спросите у спортсменов, как им такой результат! У нас в Уральском отделении Академии наук были официальные кроссы. Мы все занимались спортом. Это здорово помогало в работе, когда требовалось на одном дыхании решить какую-то научную проблему.

-- Вы ведь и несколько иностранных языков знаете...

-- По-английски и по-французски совершенно свободно говорю. Немецкий знаю похуже - форму не успеваю поддерживать. Когда есть время, читаю книги на итальянском.

-- Для изучения языков ведь нужен какой-то стимул?

-- С французским языком забавно получилось. Я его выучил буквально в последние годы. ЧелГУ сотрудничает с Лилльским университетом, а теперь, кстати, и с Сорбонной. Как-то к нам приезжал вице-президент Лилльского университета, и мы с ним заключили нечто вроде пари: он за один год выучит русский, я - французский. Он, к сожалению, с этой задачей не справился.

-- А вам, вероятно, занятия математикой помогли?

-- Если спросить математика, что он делает, он в девяти случаях из десяти скажет: "Я думаю". Это становится стилем жизни. Я, когда пришел в университет, в программном вступлении сказал: для того, чтоб заниматься наукой, нужно иметь время для созерцания.

-- Хорошая фраза.

-- На самом деле - в суете серьезную науку не сделаешь. Даже ученикам говорил: чтобы получить результат в науке, нужно о соответствующей проблеме думать не только на работе, но и в троллейбусе, и на улице, и дома...

-- Как бы вы объяснили дилетанту прелесть математики?

-- Ой, какая это красивая наука! Есть даже такой термин: "красивый результат" - когда в решении задачи присутствуют тонкость логики, культура мышления. Эта особая эстетика нередко является одним из критериев правильности вывода. Но это по-настоящему ощутишь, только если заниматься математикой всерьез. И если попадешь в руки настоящего ученого. Мне в этом смысле повезло: моим учителем был выдающийся математик Николай Николаевич Красовский.

-- Интересно, вот вы говорите о математике, а я примерно такого же рода рассуждения слышал от крупных музыкантов.

-- Вы знаете, во времена Платона связь математики и музыки считалась очевидной. Позднее многие мыслители искали и находили связи между ними. Кроме того, математика в значительной степени формирует мировоззрение человека. Она ведь занимается в том числе и изучением, моделированием процессов природы. Откуда возникли соображения о том, что мир может быть не трехмерным, а многомерным? Этому предшествовали математические модели. Вслед за этим мы неизбежно начинаем задумываться: а что такое мир? а как он устроен? Математика и философия ходят очень близко в этом смысле. В основе математики что лежит? Набор самоочевидных утверждений - аксиом. Философия тоже опирается на совокупность неких постулатов. Каковы постулаты, такая и философия. Сравните математику Евклидову и математику Лобачевского. Интересный момент: математика, в основе которой лежит рацио, приводит к неожиданным выводам. Вот, например, мне кажется любопытной мысль одного моего коллеги о том, что нам показывают картинки.

-- Как в фильме "Матрица"?

-- На обывательском уровне можно так и говорить.

-- А как бы сказал ученый?

-- Ну, например, мы получаем информацию о жизни не только через каналы рационального мышления, но и через ощущения, чувства. На этой основе вырабатываем свои решения. Непонятно, что такое научное мировоззрение. Ведь оно подразумевает только рациональный канал. Сейчас есть много вещей, которые почему-то считается возможным не признавать. Например, то, чем занимается академик Казначеев. Есть эффекты, которые не укладываются в современные понятия о живом веществе, законах физики. Но давайте внимательно к этому отнесемся.

-- То есть вы не поддерживаете идею комитета по лженауке?

-- Я категорически против таких постановок вопросов. У Данте есть слова: "Не менее чем знать, любезно сомневаться".

-- Валентин Дмитриевич, вы, работая в Институте математики и механики УрО АН СССР, занимались разработкой секретных систем современного вооружения. И в то же время ваша работа являлась, так сказать, абстрактным математическим творчеством. Как это совмещается?

-- Ну, я занимался и теоретической математикой, и вполне прикладной. Иногда их границы весьма расплывчаты. Докторская диссертация была посвящена теории дифференциальных игр. Чистая математика. Так называемая теория конфликтного управления. Имеется в виду математический аппарат, но все это приложимо, например, к воздушному бою двух самолетов. Этой проблемой начал заниматься известный американский математик Айзекс. Так вот он рассматривал именно такие модели, потому был в свое время засекречен.

-- То есть куда лететь и как стрелять?

-- Как должен вести себя пилот, чтобы победить в воздушном бою. Выбор стратегии или тактики поведения в условиях недостоверной информации. Я не знаю, что будет в следующую секунду полета. Но должен выбирать такие действия, чтобы в следующий момент оказаться в нужном месте с нужной скоростью.

-- Интересная задачка! От чего же здесь танцевать?

-- Подход в дифференциальных играх такой: действуй, исходя из наихудшего для себя варианта. Этим я занимался в рамках научного подхода Николая Николаевича Красовского. А потом занялся своим оригинальным направлением - разрывной оптимизацией.

-- А это что такое?

-- Есть такие процессы, которые до какой-то точки идут плавно, а потом - скачок. Классический анализ тут не годился, нужно было разрабатывать новый аппарат анализа. Чистая математика, но и задача была продиктована потребностями практики.

-- Тоже что-то военное?

-- Да, это была сверхсекретная работа. Только сейчас я могу сказать, что Госпремию получил за разработку новых принципов управления баллистическими ракетами стратегического назначения. Между прочим, в этом мы американцев обогнали на 8-10 лет по их собственным оценкам:

-- Валентин Дмитриевич, сейчас уже мало кто помнит, что к моменту вашего приезда в Челябинск наш университет был на грани закрытия:

-- Да, тогда в "Правде" появилась статья "Университет на обочине". Такая статья в такой газете - почти приговор. Университет, действительно, больше походил на педвуз. Университет, в котором восемь докторов наук, - конечно, не университет. Нужно было развивать фундаментальные науки. Мы должны были найти или вырастить достойные научные кадры. Помню, на коллегии образования была поставлена интересная задача: увеличить число докторов в два - два с половиной раза. У нас сейчас 93 доктора наук.

-- Я знаю, вас беспокоит, что слово "университет" сегодня стало расхожим:

-- Мы - классический университет. В позапрошлом году была создана Российская ассоциация классических университетов, президентом которой является Виктор Антонович Садовничий, ректор МГУ. В нее вошли ведущие университеты России. Сейчас таковых во всей стране не более 40.

-- А вообще существуют четкие критерии классического университета?

-- Ассоциация как раз и выработала эти критерии. В основе образования и научных исследований в классическом университете лежат два направления: естественно-научные знания и гуманитарные. Сейчас к ним добавляют социально-экономическое направление. Обязательно наличие научных школ. В Челябинске этим критериям удовлетворяет только ЧелГУ.

-- Вы можете гордиться многим из сделанного. Но в ЧелГУ есть и совершенно уникальные для России вещи. К примеру, программа доступности образования.

-- Это действительно так. Здесь мы сейчас лидеры в России. В каком-то смысле даже идеологи этого движения. А стали таковыми благодаря международным проектам, которые ведем вместе с западными университетами начиная с 1994 года. Цель - создать интегрированную среду, чтобы люди и с ограниченными физическими возможностями постепенно социально адаптировались. Впервые в России мы создали в вузе безбарьерную среду, сделали пандусы, специальные лифты и т.д. Студенты-инвалиды могут свободно передвигаться по зданию.

-- Сколько студентов-инвалидов сейчас учатся в ЧелГУ?

-- Около 200 человек. Для этого был специально создан факультет доступности образования, кстати, единственный в России. Это иная система образования в принципе. Нужно и педагогическое сопровождение, и психологическое, и медицинское.

-- Здесь мы подошли к интересной теме. Университет становится неким духовным центром, где рождаются новые идеи, имеющие влияние на жизнь вокруг.

-- Думаю, вы правы. Формировать мировоззрение - одна из главных задач классического университета. У нас с недавних пор существует факультет Евразии и Востока. И это ответ на дефицит основополагающих идей в развитии самой теории евразийства. До сих пор проблемы в этой сфере решались на уровне прагматической политики. А между тем требуется серьезная, теоретическая в том числе, разработка этой важной темы. И направление "Регионоведение" с такой идеологической основой оказалось в России единственным.

-- Если продолжать мысль о влиянии университета на социум, что бы вам хотелось изменить, ну, скажем, в Челябинске?

-- Мне кажется совершенно противоестественным, что в таком городе, как Челябинск, нет академических научных институтов, я имею в виду институты Российской академии наук. Для стратегической перспективы развития фундаментальной науки это чрезвычайно важно. На Западе наука развивается в университетах. У нас, исторически так сложилось, - в Академии наук. Процессы интеграции академических институтов с университетами неизбежны. А у нас с кем интегрироваться? Связи Уральского госуниверситета и Уральского отделения РАН в Екатеринбурге более чем тесные. Сотрудники УрО РАН читают лекции в университете, профессора УрГУ участвуют в исследовательской работе. Совместная работа университетов и академических институтов обеспечивает прорыв и в науке, и в образовании. И Челябинск достоин того, чтобы стать одним из ведущих научных центров в России, здесь есть для этого потенциал, кадры. Этот интеллектуальный слой надо утолщать. Говорят же, что в России остались два ресурса - природные и интеллектуальные. Первые - не вечны, так давайте заниматься интеллектом!.. n

Батухтин Валентин Дмитриевич родился в Свердловской области. В 1951 году с медалью окончил среднюю школу в Серове. После окончания в 1957 году Московского авиационного института работал в одном из опытно-конструкторских бюро, затем руководил испытаниями новых образцов военной техники. В 1966 году был приглашен на работу в Институт математики и механики Уральского отделения АН СССР, где за 21 год прошел путь от старшего научного сотрудника до директора института. Участвовал в разработке ряда проектов, связанных с военными и космическими программами. Доктор физико-математических наук (1976), лауреат Государственной премии СССР (1985). С 1987 года - ректор Челябинского государственного университета. При нем в университете сформировался ряд научных школ, получивших мировое признание, число факультетов выросло с шести до 14, количество студентов с 2500 до 13000. В настоящее время начата реализация уникального инвестиционного проекта, по которому через пять лет в Челябинске появится целый университетский городок.

В.Д. Батухтин - вице-президент Петровской академии наук и искусств, почетный доктор Лондон Метрополитен Университета, член Американского математического общества, член директората Европейской ассоциации по доступности образования, заслуженный деятель науки РФ.

Комментарии
Комментариев пока нет