Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Мифы малого бизнеса

13.11.2003
Государство не должно давать деньги предпринимателям, считает бизнесвумен Ольга Доманевская

На запрос "поддержка малого бизнеса" поисковая система выдаст вам более 10000 ссылок на интернет-ресурсы, описывающие все стороны проблемы. В определенном смысле эта деятельность стала своего рода бизнесом, в котором трудятся тысячи людей и крутятся немалые деньги.
Малый бизнес за годы легального существования в нашей стране оброс мифами. Часть из них в беседе с журналистом "Челябинского рабочего" Сергеем Блиновских пытается развеять председатель общественного совета при комитете по экономической политике Законодательного собрания области Ольга Доманевская.
Некоторые из ее суждений представляются спорными, но от того не менее достойными внимания.

Государство не должно давать деньги предпринимателям, считает бизнесвумен Ольга Доманевская

На запрос "поддержка малого бизнеса" поисковая система выдаст вам более 10000 ссылок на интернет-ресурсы, описывающие все стороны проблемы. В определенном смысле эта деятельность стала своего рода бизнесом, в котором трудятся тысячи людей и крутятся немалые деньги.

Малый бизнес за годы легального существования в нашей стране оброс мифами. Часть из них в беседе с журналистом "Челябинского рабочего" Сергеем Блиновских пытается развеять председатель общественного совета при комитете по экономической политике Законодательного собрания области Ольга Доманевская.

Некоторые из ее суждений представляются спорными, но от того не менее достойными внимания. Тем более, что суть вопроса нашему собеседнику как директору успешно работающего малого предприятия знакома не понаслышке.

Сказка про бурный рост

-- Распространено мнение, что малый бизнес есть безусловное благо для общества. Так ли это?

-- Все фирмы-однодневки, за которыми тщетно пытается уследить налоговая инспекция, имеют статус малых предприятий. Редкое налоговое правонарушение, хищение бюджетных средств или примитивная "обналичка" обходятся без их деятельного участия. Кстати, именно через такие структуры успешно отмывают деньги, нажитые, к примеру, на торговле наркотиками.

Несколько в стороне стоят фирмы, использующие так называемые "серые схемы". Формально, с точки зрения налогового законодательства, их деятельность выглядит безупречно. К примеру, крупный магазин "сдает" свои площади в аренду пользующимся специальными налоговыми режимами индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям. Это, однако, не означает, что теперь в магазине торгуют уже совсем другие люди. Учредителями и самого магазина, и десятка народившихся на пустом месте ИП значатся одни и те же люди. Все они продают одну и ту же продукцию, у них один бухгалтер или одна бухгалтерия, часто одни и те же поставщики. Разница лишь том, что все затраты "висят" на основном предприятии, а прибыль - на льготниках из числа малых предприятий.

В итоге все довольны. Собственники предприятия экономят на налогах - чиновники получают возможность отрапортовать о росте малого бизнеса на вверенной им территории.

-- Но, по официальным данным, малый бизнес действительно успешно развивается.

-- Это еще один миф. Да, судя по официальным отчетам, объемы производства в этом секторе выросли по области за год на 63 процента. Однако причиной столь бурного роста являются все те же узаконенные в 2003 году схемы налогообложения малого бизнеса. Используя их, часть крупного и среднего бизнеса (никто не может сказать, какая) искусно маскируется под малый.

Реальная же ситуация удручает.

Им денег не надо - работу давай

-- Принято считать, что малому бизнесу нужна финансовая поддержка от государства. В виде дармовых кредитов, бесплатного обучения. А также чего-нибудь еще как можно более бесплатного.

-- Между тем, как показывает опрос, наиболее "продвинутые" представители челябинского малого бизнеса свои финансовые взаимоотношения с властью предпочитают строить на принципе "научите меня жить, но никогда не помогайте материально". Ибо бизнес развивается по своим законам - суровым, но справедливым.

Да и кому следует давать деньги? Сегодня под официальные критерии малого бизнеса подпадает практически все - и небольшая швейная мастерская, и подразделение в составе крупной корпорации с числом работников в несколько сот человек. Как получить представление о реальном положении в этой области, если методы Госкомстата для исследования не пригодны в принципе? До сих пор храню анкеты "нищих" предпринимателей, заполненные ими в период подготовки закона Челябинской области "О едином налоге на вмененный доход". После их чтения стало ясно, что уборщица в крупном магазине, которую никак не могла найти моя знакомая директриса, получает в 10 раз больше, чем опрошенные бизнесмены. Предприниматели не заинтересованы в том, чтобы показывать реальные доходы.

-- Так все же, нужно давать деньги из бюджета или нет?

-- Господдержка малого бизнеса не должна быть направлена на финансирование давно и успешно работающих предприятий. Между тем рассчитывать на получение помощи из бюджета могут именно те, кто и без того твердо стоит на ногах. Вот вам свежий пример. Деньги в виде компенсации процентной ставки по кредиту получила Межрайонная типография. Это бывшее госпредприятие, которое было приватизировано не менее 10 лет назад. Случайно или нет, но областные деньги типографии были выделены в самый канун выборов. Финансовую поддержку из бюджета получило далеко не бедствующее предприятие.

И это не единичный пример. О чем он говорит? Только не о реальной поддержке малого бизнеса. Люди, знакомые с этой системой, говорят, что лучше вообще не давать предпринимателям деньги, чем разбазаривать их таким образом.

Кстати, по данным Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, 70 процентов ее членов, имеющих право на поддержку бюджета, заявили, что с протянутой рукой в администрацию не пойдут. Себя уважают.

А информация у вас почем?

-- Совсем грустные вещи происходят с так называемой "информационной поддержкой малого бизнеса". На нее в областном бюджете предусмотрены довольно приличные деньги. И желающих их получить достаточно. Увы, даже поверхностный анализ предлагаемых или ранее профинансированных проектов этого раздела позволяет сделать неутешительные для администрации выводы: бюджетные средства использованы крайне неэффективно. На ненужные малому бизнесу формы "поддержки".

-- У вас есть примеры?

-- Пожалуйста. Общественный координационный совет по поддержке и развитию малого бизнеса в октябре 2003 года рассматривал вопрос о совершенствовании единой базы данных по проверкам субъектов предпринимательской деятельности. Для ее создания в 2002 году уже было истрачено более 100 тысяч рублей. В 2003 году разработчики попросили еще столько же на "доработку". И идея была благая: защитить предприятия и предпринимателей от излишне пристального внимания органов санитарного, ветеринарного, противопожарного и других видов контроля. Но бессмысленность такой "базы данных" абсолютна: ведь если предприниматель Иванов, несмотря на сотню проверок, покорно платит штрафы и никуда не жалуется, никакая база данных, суд или прокуратура не встанет на его защиту.

Предлагалось потратить 150 тысяч бюджетных средств на некую программу "информационного сопровождения мероприятий правительства области по развитию предпринимательства". Только "информационного сопровождения" в программе на момент ее рассмотрения не оказалось.

Бюджетные деньги вообще вопрос особый. Мне до сих пор не ясно, кто разрабатывает программы информационной поддержи малого бизнеса и почему у самих бизнесменов о их необходимости не спрашивают? А может, лучше не брать с малого бизнеса ту сумму налогов, которую чиновники затем используют на подобные проекты?

Сегодня на рынке успешно работают и конкурируют друг с другом реальные малые предприятия, чью деятельность можно классифицировать как информационное обслуживание. Рекламные и маркетинговые услуги, рекрутинг и тренинг персонала - эти нишы успешно осваивает малый бизнес. Поэтому выбрасывать бюджетные средства на какие-то сомнительные формы "информационной поддержки" - преступление. Государство должно печься о тех, кто сам себя поддержать не может - о детях из неблагополучных семей, инвалидах и стариках. А остальные заработают сами. На то они и бизнесмены. n

Комментарии
Комментариев пока нет