Новости

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

К-19: лодка-убийца

14.11.2003
(Окончание. Начало на 1-й стр.).

Сергей ЛИХАЧЕВ
Миасс

Тревога с пульта управления атомными реакторами пришла в четыре часа семь минут утра. Как потом выяснила государственная комиссия, виной всему был заводской брак.

(Окончание. Начало на 1-й стр.).

Сергей ЛИХАЧЕВ

Миасс

Тревога с пульта управления атомными реакторами пришла в четыре часа семь минут утра. Как потом выяснила государственная комиссия, виной всему был заводской брак. Вытекла вода из системы охлаждения реактора, потому что какой-то нерадивый сварщик не подложил во время работы с верхними трубами термический коврик на нижние трубопроводы. Туда попало несколько капель расплавленного металла, и потом, во время эксплуатации, от перепадов температур на том месте возник свищ. Через него вытекла вода, и урановые стержни без охлаждения начали плавиться и стекать в поддон. Соберись там критическая масса (это около одного килограмма), ядерного взрыва было бы не избежать.

В.Е. Кондратов: Капитан приказал немедленно всплывать. Это закон для подводников: если сложилась нештатная ситуация, лодка должна быть на поверхности. Потом начали думать, что делать. Нашли единственный выход - сварить аварийную систему охлаждения реактора, то есть, по сути, переделать проект. Но для этого кому-то нужно было спуститься в реактор. На верную смерть.

Хочу сказать, что все мы прекрасно понимали, что такое атом. И те восемь человек, что монтировали систему, осознавали, чем для них все закончится. Я помню каждого из них, и каждому благодарен. Если бы не они, мог погибнуть весь экипаж. Атомный взрыв, а ведь мы находились вблизи побережья США, привел бы к серьезным политическим последствиям: война с Западом из холодного состояния перешла бы в очень даже горячее.

Во главе добровольцев стоял лейтенант Борис Корчилов. Было ему тогда 20 лет. Остальным и того меньше.

Такой жребий выпал им согласно аварийному корабельному расписанию. Возможно, не вызовись они добровольцами, капитан Николай Затеев приказал бы им сделать это. Не знаю. Ребята избавили капитана от такого греха - приказать умереть молодым так мало повидавшим в жизни морякам.

Аварийная команда работала там полтора часа. Когда выходили, их рвало, на губах пузырилась желтоватая пена. На лицах гнойники, кожа красная, как от термического ожога. Все мы, далекие от медицинских познаний, понимали: то, что сделала с ними радиация, исправить нельзя. Их вид тогда - одно из самых больших потрясений моей жизни. Этого не забыть никогда.

Нелепиц в фильме действительно очень много. Даже название "К-19: оставляющая вдов" - нелепо, поскольку из 104 членов экипажа женатых можно было по пальцам пересчитать. Мы же все были безумно молодыми.

Дальше - больше. Откуда могла возникнуть суета в отсеках, какие-то бессмысленные, хаотичные перебежки? Во время аварии все действуют по штатному расписанию и находятся на своих местах. Надумано противостояние капитана и его первого помощника - на военном корабле оно просто невозможно, Затеев бы пристрелил такого подчиненного на месте.

А эти цепи и висячие замки в реакторе? Какое же больное воображение надо иметь, чтобы представлять себе реакторный отсек подобным образом? И почему аварию устраняют, не всплывая? Так же не бывает!

Многих из нас возмутили голые задницы, которые мы якобы показываем американцам. Не потому даже возмутили, что никаких американцев там и близко не было, а потому, что не может советский подводник до такого опуститься. Это вообще не в нашем менталитете - штаны снимать.

И все же, если отвлечься от массы нелепых кадров, следует признать: своим драматическим накалом фильм произвел на меня впечатление. Да и не только на меня. На премьере после последних кадров зал встал, играл оркестр, хотелось плакать. Все было очень торжественно. Многие из наших пили сердечные.

Конечно, отнесись режиссер к исторической правде более внимательно, фильм бы только выиграл. Сама катастрофа была ужасна, а события столь драматичны, что все это не нуждалось в каком-то усилении. Мне жаль, что такой фильм сняли не российские, а американские кинематографисты.

Наши подводники отказались сниматься в этой картине: в сцене, когда моряки служат тризну по своим погибшим товарищам, участвуют искусственно состаренные актеры.

Лодка К-19 стоит сейчас на приколе рядом с "Курском". Первый экипаж субмарины просит оставить ее как памятник самоотверженности русских моряков. Но, скорее всего, удастся отстоять лишь некоторые части лодки, остальное разрежут и переплавят. Просят моряки и о том, чтобы посмертно присвоить звание Героя России первому капитану К-19 Николаю Затееву, умершему в 1998 году, и лейтенанту Борису Корчилову, прожившему после своего подвига лишь несколько дней.

Письмо на имя президента отправлено. Теперь слово за ним, Верховным главнокомандующим.

Что же касается американцев, то они могут вернуться к истории К-19. Материала хватит еще на один фильм. 24 февраля 1972 года в лодке возник пожар, около трех десятков человек погибло, а часть экипажа оказалась отрезанной от всех в наглухо заблокированном отсеке. Там, в полном неведении, почти без воздуха, воды и еды, люди провели 23 дня: n

По прозвищу "Хиросима"

К-19 - первый советский атомоход с баллистическими ракетами. Из-за высокой аварийности был прозван "Хиросимой".

Спущен на воду 8 апреля 1959 года.

Списан в 1991 году.

Команда - 104 человека.

К-19 несла три ракеты Р-13 с дальностью полета 650 километров (разрабатывались КБ под руководством В. Макеева).

Трагические события 4 июля 1961 года были положены Голливудом в основу сценария фильма-катастрофы "К-19: оставляющая вдов".

История создания фильма очень непроста. И скандальна. Сценарий переписывался 13 раз. Было открытое письмо членов первого экипажа актеру Харрисону Форду и режиссеру Кэтрин Бигелоу, в котором моряки выражали категорический протест и призывали американцев отказаться от съемок фильма по "такому сценарию, спасти который не могут никакие поправки".

Присутствие тактического номера в названии фильма настраивает на документальную правду. Но, как оказалось, во главу угла была поставлена правда художественная. Реальная история была пересказана сценаристами "фабрики грез".

Все отмечают, что кинематографистам удалось передать общий дух катастрофы. Скорее всего, они делали все возможное, чтобы понравиться морякам. Они действительно любили своих героев. Просто кинематографисты, совершенно не ориентируясь в вопросе, плохо слушали консультантов.

Ну и, конечно, сказалась коммерческая подоплека. Госпожа Бигелоу призналась в одном из интервью: "Мы делаем не документальное кино: Наш фильм адресован главным образом тупой подростковой аудитории, приносящей, тем не менее, 80 процентов кассового сбора..."

Комментарии
Комментариев пока нет