Новости

По словам сына актера, Караченцов попал в аварию в Щелковском районе Подмосковья.

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Как стабилизировать тарифы на тепло?

21.11.2003
Челябинские тепловые сети Челябэнерго на 85 процентов обеспечивают теплоснабжение миллионного Челябинска

Наш сегодняшний собеседник - Сергей Вернерович Шаль, директор Челябинских тепловых сетей (ЧТС) Челябэнерго, - руководитель молодой. Ему 36 лет. А директором ЧТС он стал почти 3 года назад, в 2000 году. Перед этим работал мастером, начальником ПТО, заместителем главного инженера ЧТС. ЧТС на 85 процентов обеспечивают теплоснабжение миллионного Челябинска.

Челябинские тепловые сети Челябэнерго на 85 процентов обеспечивают теплоснабжение миллионного Челябинска

Наш сегодняшний собеседник - Сергей Вернерович Шаль, директор Челябинских тепловых сетей (ЧТС) Челябэнерго, - руководитель молодой. Ему 36 лет. А директором ЧТС он стал почти 3 года назад, в 2000 году. Перед этим работал мастером, начальником ПТО, заместителем главного инженера ЧТС. ЧТС на 85 процентов обеспечивают теплоснабжение миллионного Челябинска. Поэтому С.В. Шаля с полным правом можно назвать "главным по теплу" областного центра. Отопительный сезон в этом году, как и в прежние годы, начался ровно, без сбоев. Сегодня тепло есть у всех потребителей ЧТС. Чтобы зимой челябинцы чувствовали себя комфортно, коллективу ЧТС пришлось много поработать. Подготовка к новому отопительному сезону, как это принято у энергетиков, началась сразу же после завершения предыдущего отопительного сезона. За летние месяцы Челябинские тепловые сети провели в Челябинске ремонт и испытания на 24 своих трубопроводах протяженностью 355 км. Ими была произведена замена около 20 км трубопроводов большого диаметра. В сентябре ЧТС закончили гидравлические испытания во всех районах Челябинска и четко по графику запустили всю огромную инфраструктуру теплоснабжения областного центра. Не случайно на одном из заседаний правительства Челябинской области губернатор области П.И. Сумин дал высокую оценку готовности Челябэнерго к прохождению зимнего периода.

-- Сергей Вернерович, начнем нашу беседу с приятного для вас события. Вы недавно защитили диссертацию на звание магистра экономики в Южно-Уральском государственном университете. Поздравляю вас. Как называется ваша работа и где вы будете применять свои знания?

-- Спасибо. Название диссертации: "Реформирование естественных монополий в условиях трансформации российской экономики". Свои наработки и полученные во время учебы знания я буду применять, прежде всего, в повседневной работе в ЧТС. Учеба позволила мне расширить свой кругозор как руководителя, обновить и упорядочить теоретические знания по экономике, изучить новые подходы к решению стратегических задач, которые встают сегодня перед любым крупным предприятием.

-- Что из себя представляет система теплоснабжения Челябинска?

-- Из семи районов города шесть тепло получают от Челябэнерго. Металлургический район снабжается теплом в основном от "Мечела". Некоторые городские поселки имеют муниципальные или заводские котельные. Около 400 км - сети ЧТС (в основном трубопроводы большого диаметра), 350 км - на балансе "Челябинских коммунальных тепловых сетей" (ЧКТС) и примерно 600 км - на балансе других предприятий. Ситуация сложилась так, что в системе теплоснабжения города по-разному представлены интересы Челябэнерго, администрации города, муниципального предприятия "ЧКТС", других теплоснабжающих и транспортных организаций. Основной наш потребитель - это население и бюджетные организации. В структуре потребления от всего объема отпускаемого нами тепла жилищные предприятия занимают 70 процентов, еще 12-13 процентов - бюджетные потребители. Тенденция последних 10 лет: в Челябинске значительно уменьшилось потребление тепла промышленными предприятиями, зато больше тепла берут жилищные организации и предприятия малого бизнеса. Развитие рыночных отношений создает нового для нас перспективного потребителя - малое предприятие, которое самостоятельно не будет заниматься локальным теплоснабжением. Это торговые, пищевые предприятия, досуговые, развлекательные центры, бизнес-центры и т.д. За долгие годы развития системы теплоснабжения Челябинска вся эта инфраструктура увязалась в такой узел, что сегодня тянуть одеяло на себя - значит противоречить элементарной логике, экономически абсолютно необоснованно. Все участники системы теплоснабжения областного центра это понимают, но пока не выработали общих подходов, одну позицию.

Все понимают, что поддержание в нормальном состоянии системы теплоснабжения города и дальнейшее ее развитие невозможны без стабилизации тарифов на тепло. Челябинцы не так богаты, чтобы оплачивать тепловую энергию по быстрорастущим тарифам. Это путь в тупик. Альтернатива этому - снижение издержек всеми участниками теплоснабжения миллионного Челябинска.

-- Где же прячутся затраты, которые можно сэкономить и тем самым сдержать рост тарифов для потребителей?

-- Сегодня все наши непромышленные потребители платят по единому тарифу Челяб-энерго, который энергокомпании установила РЭК. В этот тариф РЭК закладывает компенсации на эксплуатацию для всех владельцев сетей. Если эксплуатацией сетей занимается 10 предприятий, и школьнику понятно, что это существенно дороже, чем если бы эксплуатацией сетей занималось одно предприятие. Есть объективные экономические законы: закон масштаба, синергетического эффекта. Эти законы хорошо работают во всем мире. Для получения экономического результата, повышения эффективности бизнеса во многих отраслях (ТЭК, нефтехимия, металлургия, автомобилестроение, самолетостроение и т.д.) происходят слияния, объединения, поглощения. Идет этот процесс и в нашей стране. И нам на уровне Челябинска, чтобы улучшить надежность теплоснабжения, снизить затраты, необходимо объединение основных субъектов теплоснабжения города в одну структуру. И если мы отдаем себе отчет, что необходимо дальнейшее развитие и поддержание в рабочем состоянии всей этой системы на основе стабилизации тарифов, неизбежно придем к такой укрупненной, объединенной форме организации теплоснабжения Челябинска как бизнеса. А к стабилизации тарифов мы не придем, если будем делить этот пирог на 10-15 частей.

К этому объединению мы должны прийти, как минимум, не на основе личного интереса, что неизбежно дает удорожание услуг для потребителя, а на базе экономической эффективности, профессионализма. Управление теплоснабжением должно находиться в руках профессионалов. Сегодня, не умаляя заслуг наших партнеров по бизнесу, мало кто может по профессионализму поспорить с коллективом ЧТС. Это объективная реальность.

-- Эти объединительные процессы начались в Челябинске?

-- Нет. Более того, ЧКТС выступают с инициативой по изменению отношений с потребителями. Сегодня они оказывают нам услуги как транспортная организация, по сетям которой мы доставляем тепло до наших потребителей. ЧКТС выходят с предложением к нашим потребителям (жилищным организациям, населению) об оказании услуг энергоснабжения. Без всяких оснований ЧКТС претендуют на статус энергоснабжающей организации. По сути, идет речь о развертывании финансовых потоков от потребителей ЧТС в их сторону. При этом ведется разговор еще и о такой степени воздействия на потребителей тепловой энергии, как отключения. Они пытаются прописать в своих договорах с потребителями как транспортная структура пункт об отключении потребителя от тепла. Здесь, во-первых, нарушаются законные права потребителей энергии и, во-вторых, права ЧТС как энергоснабжающей организации. Мы проанализировали эту ситуацию: никаких правовых оснований у ЧКТС менять действующие отношения нет. Постановление РЭК, выделяющее в составе нашего тарифа транспортную составляющую, не предусматривает пересмотр договорных отношений всех сторон: ЧТС, потребитель, ЧКТС.

-- К чему эта инициатива может привести?

-- Разрыв ЧКТС в одностороннем порядке договоров с ЧТС может привести к необратимым последствиям. Представьте, что ЧКТС разрывает с нами отношения - прекращает транспорт нашего тепла конечному потребителю сейчас, при начавшемся отопительном сезоне. К чему это приведет? Что дает основания ЧКТС на эти ультимативные действия? С ЧТС же еще никто не снимал ответственности перед потребителями за качество и надежность теплоснабжения. К сожалению, это пример дезинтеграции. Мы не движемся вперед, а пытаемся не дать разрушить то, что есть.

У нас в Челябинске сложилась уникальная ситуация. Недавно вспоминали с главным инженером, когда были последние аварии, - более 8 лет назад. На фоне того, что происходит во многих регионах страны зимой, это о многом говорит. Благодаря нашей работе у городской администрации нет проблем с теплоснабжением миллионного города. Если кому-то хочется их поискать, они появятся. Сейчас перед нами стоит задача снижения издержек. Вот это уже реальная проблема. И ее не решить, если кто-то займет деструктивную, местническую позицию. Ее решение требует объединения усилий всех заинтересованных сторон.

-- Заглядывая вперед, можно прогнозировать создание в Челябинске крупной структуры, которая объединит все тепловое хозяйство города?

-- При существующем централизованном отоплении этим неизбежно и должен закончиться весь интеграционный процесс, если мы хотим получить эффективную, менее затратную структуру, где до минимума снижены все издержки производства и транспорта тепла.

-- Возможна ли конкуренция в теплоснабжении города?

-- Возможна, но речь не должна идти о такой конкуренции, когда поделим одну трубу на 10 частей. Параллельно - пожалуйста. В такой отрасли, как теплоснабжение, конкуренция возможна на базе производства (генерации) и оказания услуг по сбытовой деятельности. Кто лучше обслужит. Конкуренция на уровне обслуживания сетей, но не на уровне энергоснабжения потребителей. Сети, транспорт - это естественная монополия. Система такая не потому, что Челябэнерго захотело. На каждую естественную монополию находится регулятор в лице государственного тарифного органа. Я вполне допускаю, что могут рядом с ЧТС и ЧКТС появиться несколько компаний, которые возьмутся за эксплуатацию сетей по договору подряда (сетей ЧТС, муниципальных, любой формы собственности - не имеет значения). На этом уровне конкуренция возможна и полезна. Но управление сетями, управление генерацией, транспортом должно быть в одних руках. Но к этому уровню надо сначала прийти через объединение и единый, общий тариф. А потом уже внутри системы снижать издержки.

Александр ТЮЛЬКИН

Комментарии
Комментариев пока нет