Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Доставка сладостей на дом на YouDo.
Доставка билетов: рекомендуем!
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Акмулла - светлый, праведный учитель

11.03.2013
Акмулла (настоящее имя - Мифтахетдин Камалетдин улы) и сегодня в Башкирии один из самых любимых национальных поэтов.

Акмулла (настоящее имя - Мифтахетдин Камалетдин улы) и сегодня в Башкирии один из самых любимых национальных поэтов. Он отражал в своих произведениях чувства простого человека, его желания и стремления, показывал полукочевой быт степных народов, искал ответ на мучивший его вопрос: «До каких пор в мире правда и справедливость будут угнетены и попраны?! Придет ли час, когда будут разбиты каменные сердца… и возрадуется бедный люд?».

Мифтахетдин Акмулла родился в 1831 году в деревне Туксанбаево Кульиль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии (позднее - Миякинский район). В Башкирии кантонная система управления была введена по царскому указу 10 апреля 1798 года. Почти весь народ был переведен в военное сословие. Было сформировано нерегулярное войско, разделенное на 12 кантонов. Правительство задействовало башкир на охране границ. Также башкиры стали храбрыми участниками войны 1812 года. Однако длительное отсутствие мужчин - они несли разного характера военные повинности - привело к расстройству башкирского скотоводства. Большая часть народа перешла к оседлой жизни. Кантонная система была отменена лишь 2 июня 1865 года.

Однако отец поэта Камалетдин Искужа улы не был военным, он был местным муллой. Мулла - служитель религиозного культа у мусульман, стоящий на самой первой ступени духовной иерархии. Часто именно мулла являлся сельским учителем и судьей (кади). Обычно он избирался верующими из своего круга. Мифтахетдин очень почтительно относился к отцу. В его стихотворении «Советы» можно прочесть: «Благодарность, мы скажем, четвертое свойство. // Коль ты неблагодарный - с очей моих скройся! // За добро благодарен будь, и за доверье, // И за то, что отец в мир раскрыл тебе двери». Здесь, на родине, в Туксанбаево (Туксанбай, скорее всего, личное имя какого-нибудь переселенца), поэт получил начальное образование. Последующее образование было им получено в медресе в Менеузтамаке и Анясово (башкирские деревни).

Несмотря на то, что отношения в семье сложились благоприятные, а Мифтахетдина очень любила мать Бибиуммугульсум Салимьян кызы, сын рано ушел из родительского дома, из дома вотчинников племени мин. Он хотел постичь необъятный мир, стать глашатаем простых угнетенных людей. Голос его стал звучать всюду против насилия и угнетения. Особенно его возмущало порабощение человеческого духа. Он воспевал свободного человека и его достоинства. Называл семь достоинств: совесть, честь, ум, благодарность, порядочность, терпенье, страсть. Поэт и сам был пламенным, страстным человеком: «Страсть - седьмое условие. Страсть - это пламя! // Это пламя небесное властвует нами. // Мудрецы говорят: все, что сказано выше, // Совмещается в нас под единою крышей».

Вскоре и сам Мифтахетдин стал шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, но продолжал обучение у Ш. Заки. Башкиры, казахи, татары стали называть поэта болящей совестью народа, кровоточащей раной, вот тогда-то и нарекли его Ак муллой, то есть светлым, праведным учителем за чистосердечное отношение к ним, безупречное служение народному образованию. Дословно это имя обозначает «бескорыстный учитель», «белый, праведный мулла». Учитель согласовывал каждый шаг в жизни со своей совестью: «Перво-наперво совесть нужна, совестливость, // Совестливость - как божья дается нам милость. // Мало молвить с усердством: «Прости меня, боже!» - // Молча совесть блюсти в себе - много дороже».

Новое имя послужило поэту псевдонимом. Он стал еще более известен после участия в состязаниях (айтышах) народных исполнителей-импровизаторов, акынов и сэсэнов. Его выступления были наполнены отчаянием по поводу творящихся несправедливостей, гуманистическими идеями, призывами к добру. Вот слова из его стихотворения «Проклятье словом не проймешь»: «Бедняку во дворец нет проходу, пусть даже // Он богаче душой тех, кто златом украшен». Поэт был гневен, в его строках присутствовала едкая сатира. Она была направлена против баев, чиновников-мошенников, невежества мулл, он смело высмеивал их самодовольство и жадность. Но сатира Мифтахетдина больно хлестала и тех, кто рабски был покорен своим угнетателям и забывал про свое человеческое достоинство. В этом же стихотворении он написал: «Не проймешь негодяя любою мольбою. // Для скопцов ты - пылинка, что стала тобою».

В Троицке Акмулла обучался в медресе «Расулия». К этому медресе имел прямое отношение Ишан-хазрат Зайнулла Расулев (1833–1917), который принял большое участие в становлении Акмуллы как мыслителя.

Однако знаний Акмулле не хватало, потому он увлеченно занимался самообразованием, постоянно переезжая из одного селения в другое. Он всегда находился среди народа. В Уфимской губернии, в Оренбургской и в Казахстане, да вообще куда бы ни забрасывала его судьба, всюду он обучал детей грамоте. Стихи свои писал на тюрки и казахском языке, а непосредственное общение с народом давало ему глубокое познание устнопоэтического творчества башкир и казахов.

Акмулла избегал службы в царской армии, потому по доносу казахского бая Исингильде попал на четыре года в тюрьму Троицка (1867-1871). Однако строгая тюремная мера не сломила поэта. Терпение, вера, надежда помогали ему выживать в самых трудных условиях: «А шестое условие - это терпенье. // Терпеливый достигнет всего, без сомненья. // Нетерпение – признак отсутствия воли, // Приведет он к раскаянью, скорби и боли». Именно в тюрьме он написал «Место мое - в зиндане» («Мое жилище - тюрьма»).

Возможно, именно тюрьма спасла поэта от страшного заболевания, которое разразилось среди башкир на золотых миасских промыслах осенью 1867 года, ведь поэт наверняка бы двинулся снова в путь. К ноябрю из 1500 башкир на приисках умерло 300. Большая смертность среди них вынудила местную администрацию произвести расследование. Оказалось, что башкиры поднимались на работу в 3 часа и находились на промыслах до позднего вечера.

Жизнь мусульман направлялась Оренбургским магометанским духовным собранием с местопребыванием в Уфе. В период кантонного режима центральное мусульманское духовное управление во главе с муфтием контролировало не только деятельность писателей, но и дела простых смертных. В XIX веке многие писатели разрабатывали только вопросы мусульманской религии. Жизнь же одиночек-просветителей протекала в тяжелейших условиях. Но, несмотря на все препоны, у башкир, как и у татар, возникла новая просветительская литература.

Акмулла всю жизнь призывал к грамоте, старался обучать свой народ. Именно это старание поставило его в ряд с великими просветителями своего времени. Поэт считал, что несправедливость в обществе сохраняется так долго потому, что ум и просвещение до сих пор не смогли восторжествовать над темнотой и невежеством. Свои мысли по поводу этого он выразил в «Элегии в память о Шигабутдине Марджани» (конец 1880-х годов). Она стала единственным произведением, которое было напечатано при его жизни. Книга вышла в Казани в 1892 году. В ней поэт изложил свои мысли о воспитании и обучении детей. В ней обратился к своему народу со словами: «Мои башкиры, надобно учиться!» Он хотел, чтобы его народ изучал не только грамоту, но и ремесла, продолжал поддерживать сложившиеся с давних пор башкирские традиции. В элегии Акмулла прославлял татарского ученого-реформатора Шигабутдина Марджани как человека, «зажегшего фонарь в ночи», «добывшего из недр, недоступных даже инженерам, живую воду правды».

Творчество Акмуллы оказало значительное влияние на развитие казахской и татарской литературы. Имя поэта широко было известно среди туркмен, каракалпаков и других тюрских народов. По существу, Мифтахетдин Акмулла совершил великий подвиг во имя простых людей. В башкирской среде сегодня хорошо известно его стихотворение «Назидание». А при жизни поэта стихи его передавались в устной форме, иногда кем-нибудь записывались на слух. Только в 1904 году вышел его второй сборник, написанный им в тюрьме Троицка. А в 1907 оба первых сборника были объединены в одну книгу.

На родине поэта установлен ему памятник. В деревне Туксанбаево открыли музей. В фондах музея насчитывается 210 единиц хранения. Здесь можно увидеть сборник стихов Акмуллы (Казань, 1904), заметить деревянный складной стул. Он был изготовлен руками самого учителя. Видимо, этот походный стул постоянно выручал своего хозяина, предоставлял ему, в любое время и в любом месте, желанный отдых. В музее хранятся магнитофонные записи народных песен на стихи поэта, собранные Н.Д. Шункаровым во время экспедиций по южным районам Башкирии (1960). В 2002 году музей Акмуллы стал филиалом национального литературного музея.

Именем просветителя был назван журнал «Акмулла», издававшийся в Троицке с июля 1911 года по январь 1916-го.

Убит Мифтахетдин Акмулла был по дороге в Миасс в 1895 году, около села Сыростан Троицкого уезда. Это всего в 18 километрах от Миасса. Похоронен просветитель на мусульманском кладбище в Миассе. На его могиле поставлен памятник из белого мрамора, он появился в дни празднования 150-летия со дня рождения поэта в 1981 году. Одной из улиц в Миассе присвоили имя Акмуллы. Народ не только помнит учителя, но и бесконечно восхищается им.

Надежда Лысанова

Комментарии
Комментариев пока нет