Новости

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Верблюд на Каменной сопке

10.12.2003
Самый первый город области собирает свою биографию

Михаил ФОНОТОВ
Челябинск - Верхнеуральск

Верхнеуральск ищет свою историю.
А что, она может потеряться - история?
История не теряется, она у каждого из нас перед глазами и под ногами. Она - всюду. Но какой объект природы достоин того, чтобы его выделить, объяснить и назвать памятником? Надо увидеть!
Верхнеуральск пригласил челябинского археолога Владимира Ивановича Юрина - и он увидел! Он заложил шурф прямо в городе и извлек из земли обломки штофов, железные предметы, кости животных, домашних и диких. Это - история "теплая", в два-три века, культурный слой близких предков.

Самый первый город области собирает свою биографию

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск - Верхнеуральск

Верхнеуральск ищет свою историю.

А что, она может потеряться - история?

История не теряется, она у каждого из нас перед глазами и под ногами. Она - всюду. Но какой объект природы достоин того, чтобы его выделить, объяснить и назвать памятником? Надо увидеть!

Верхнеуральск пригласил челябинского археолога Владимира Ивановича Юрина - и он увидел! Он заложил шурф прямо в городе и извлек из земли обломки штофов, железные предметы, кости животных, домашних и диких. Это - история "теплая", в два-три века, культурный слой близких предков. Такой стариной город наделен щедрее других. А если "копнуть" глубже в древность?

Рядом с городом - Каменная сопка. Гора популярная у горожан. С вершины в пологой долине открывается панорама Верхнеуральска с поселком Дзержинка слева, горой Извоз прямо и знаменитой тюрьмой справа. Это впечатляет: весь город - перед тобой. На сопке назначаются свидания, устраиваются пикники и гулянки, к скалам обязательно наведываются свадебные кортежи. Сюда учителя ведут детей на экскурсии. Здесь на легком ветру можно просто постоять несколько минут, созерцая распахнувшиеся просторы, - сутолочные будни редко оставляют нам такие минуты.

Всем известен и выпирающий из щебнистого дерна черно-серый останец на вершине Каменной сопки. Надо быть, однако, историком, чтобы знать, что и наши далекие предки не проходили мимо таких вершин. Их они, может быть, притягивали еще сильнее, чем нас. Историк, по крайней мере, должен допустить, что древние люди, по своему обыкновению, могли поклоняться этой горе, уверовав в ее культовое предназначение.

В. Юрин: "Я думаю, что на Каменной сопке было святилище. Тому есть некоторые подтверждения. Археологические находки подтверждают. Нам помогла и учительница Валентина Ильинична Глухова, которую мы застали на горе с учениками. Она сказала, что ее бабушка Елизавета Ивановна Ишмаметьева, нагайбачка по происхождению, помнила древнее название этой горы. Оно звучало примерно как "Диё-таш" и в переводе означает "Верблюд-гора".

Если присмотреться, то камни на вершине и в самом деле напоминают сидящего верблюда. Но одна из глыб, "служившая" головой, видимо, не так давно отвалилась и лежит рядом. Если ее поднять, сходство с верблюдом усилится. Я допускаю, что караваны, шедшие из Средней Азии, Китая и Индии, могли здесь останавливаться. Но, может быть, самое удивительное то, что название сопки сохранилось в памяти многих поколений".

Это подтвердил первый же пробный раскоп. Он выявил фрагменты керамики раннего железного века, а также каменные предметы и изделия, кости, которые дошли до нас из мезолита, из каменного века, а это девять тысяч лет. Второй раскоп, заложенный в пещере (она рядом, в пятнадцати метрах), "подарил" стеклянные бусины и керамику, датируемые средними веками, а также находки эпохи камня. А наше время оставило на Каменной сопке пули и осколки - в годы гражданской войны здесь стояли друг против друга каширинцы и дутовцы.

Каменная сопка только приоткрыла свои тайники. Ее надо изучать. Надо изучать и берег ручья Теплый.

В. Юрин: "Когда от местных жителей стало известно, что ручей Теплый зимой не замерзает, я предположил, что здесь могли быть зимовья кочевников. Обследование территории показало, что с севера ручей Теплый прикрыт горой Веселой. Тут бы и стоять юртам! И, представьте себе, мы смогли "прочитать" три места, где они, может быть, стояли. Это три полукруга, на которых тысячелистник сантиметров на тридцать выше травы рядом. Все три полукольца одного диаметра - 7,5 метра. И все они с разъемом, а разъемы "смотрят" на юг. Нельзя ли предположить, что юрты стояли входом к югу, "спиной" - к северу, а "спина" утеплялась кизяком, соломой или чем-то еще, что могло обогатить гумусный слой, давший силу тысячелистнику?"

Как ни опасаюсь я поспешных сенсаций, но хочется поверить в то, что земля, трава тысячелистник на ней могут подсказать нам, где сотни лет назад стояли юрты кочевников. Значит, и в самом деле кому-то надо только увидеть то, мимо чего проходят все? Значит, книга земли открыта, но мы не умеем ее читать? Значит, во-круг нас в изобилии "разбросана" желанная нам информация, но у нас нет к ней доступа?

Нельзя не разгадать загадку ключа Теплый.

И еще одна тайна. Некогда поселок Слатинский стоял на бойком месте, на пересечении важных дорог, но исчез, люди покинули последний дом еще в 1946 году. Поселка нет, а кладбище осталось. В Слатинском жили предки верхне-уральского краеведа Р. Мухамедьянова, он-то и привез Юрина туда. Кладбище мусульманское, а на нем "нездешняя" плита.

В. Юрин: "Плита эта из гранита. Такого камня нигде рядом нет. Вытесана она очень тщательно. Надпись с двух сторон, "строки" отделены одна от другой полосой. Надпись не прочитана. Из Казани приезжал ученый М.И. Ахметзянов, но его тринадцать языков не позволили расшифровать знаки. Он предположил, что плиту можно отнести ко времени ногайских татар, а это ХIV-ХV века. Одно ясно: на могилах простых людей такие плиты не ставили".

Готовясь к юбилею, к 270-летию, Верхнеуральск собирает свою историю. Она отнюдь не исчерпывается 270 годами, а уходит в самую рань времен. И кладезь сей неисчерпаем. n

Комментарии
Комментариев пока нет