Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Дым Отечества

10.12.2003
Английская фирма, принадлежащая российской нефтяной корпорации, предлагает "экологически чистую" альтернативу бензину

Евгений КИТАЕВ
Лондон - Стоктон - Челябинск

Группа российских журналистов, в числе которых был заведующий отделом экономики "Челябинского рабочего" Евгений Китаев, побывала в Великобритании, где познакомилась с деятельностью фирмы "Дейви Процесс Технолоджи" (DPT), приобретенной нефтяной компанией ЮКОС. Предлагаем читателям творческий отчет нашего корреспондента об этой поездке.

В фирме
Головной офис DPT находится на верхних этажах здания в центральной части английской столицы. "Наши работники могут любоваться красивыми видами из окна, что способствует появлению светлых мыслей", - полушутя объяснил высокий уровень своего настоящего положения старший вице-президент фирмы Джим Дуан.
Лондонский офис невелик.

Английская фирма, принадлежащая российской нефтяной корпорации, предлагает "экологически чистую" альтернативу бензину

Евгений КИТАЕВ

Лондон - Стоктон - Челябинск

Группа российских журналистов, в числе которых был заведующий отделом экономики "Челябинского рабочего" Евгений Китаев, побывала в Великобритании, где познакомилась с деятельностью фирмы "Дейви Процесс Технолоджи" (DPT), приобретенной нефтяной компанией ЮКОС. Предлагаем читателям творческий отчет нашего корреспондента об этой поездке.

В фирме

Головной офис DPT находится на верхних этажах здания в центральной части английской столицы. "Наши работники могут любоваться красивыми видами из окна, что способствует появлению светлых мыслей", - полушутя объяснил высокий уровень своего настоящего положения старший вице-президент фирмы Джим Дуан.

Лондонский офис невелик. В нем "любуются видами" 110 человек. На самом же деле занимаются фундаментальными исследованиями в области нефтехимии. Родившиеся в тиши этих кабинетов технологии сразу не попадают на рынок. Они проходят проверку в другом филиале. Экспериментальные установки моделируют в лабораториях технологического центра DPT, что находится в центральной части острова, недалеко от Стоктона.

Мини-заводы, которые изготавливают здесь, размером всего с платяной шкаф, а выпускают самую настоящую продукцию, какую затем будут выдавать вовсе не игрушечные предприятия. Правда, производительность "шкафов" смешна - полкило в час, десять килограммов в день. Но без пробы их возможностей нельзя. Установки трудятся сутками, чтобы можно было точно оценить все технические и технологические риски. Лишь раз в году, в Рождество, выключается электроэнергия, и инкубатор будущих производств замирает на целую неделю.

Когда цикл испытаний остается позади, по образцу и подобию малюток строятся большие заводы. "Мини" увеличивают в 20 тысяч раз, а то и в 170 тысяч. За последние 25 лет DPT продала около 60 лицензий. Другими словами, с ее участием возвели шесть десятков предприятий в разных странах и на разных континентах. На этом бизнесе фирма зарабатывает по пять миллионов долларов в год. Хотя польза нефтехимического хайтека тем не исчерпывается.

Нефтяные реки

Россия подсела на сырьевую иглу. Даже люди, не очень-то сведущие в большой экономике, знают: чтобы стать чуть-чуть богаче, мало напечатать банкноты на станке, необходим реальный продукт. Как нефть - одно из главных достояний республики.

За последнее время мировые цены на черное золото россиян сильно радовали. Государство накопило денежный жирок, который планируется пустить в дело, если вдруг баррель нефти подешевеет. Говорилось, конечно, что нехорошо формировать бюджет, имея исключительно сырьевой ресурс. Но добровольно отказываться от нефтедолларов может только отчаянный экспериментатор.

У нефтяных генералов своя логика. Когда кто-то начинает вспоминать об экономии черного золота для грядущих поколений, они возражают: нелепо беспокоиться об этом. Никто не может добыть столько нефти, сколько хранит в своих недрах земля-кормилица, поэтому целесообразнее вести речь о так называемом коэффициенте извлечения. В Союзе он был в пределах 24-25 процентов (из каждой тонны на-гора поднимали 240-250 килограммов), что, считают нынешние представители крупного бизнеса, сравнимо с производственным варварством.

Сейчас коэффициент извлечения в нефтяной отрасли вырос в среднем до 29 процентов. У лучших отечественных компаний - до 35-37. Но его можно поднять и выше - до 45 процентов. В Америке есть месторождения, где этот показатель достигает 65 процентов. То есть у российских нефтяников есть гипотетическая возможность из тех же самых месторождений черпать втрое больше, чем это происходит.

По данным международного аудита, запасы черного золота в России составляют 76 миллиардов баррелей, или 10 миллиардов тонн. При нынешних темпах этого количества хватит на 25 лет. Есть еще нераспределенный фонд, что находится на балансе государства и продается на аукционах. В сумме общие запасы "тянут" на 150 миллиардов баррелей, или на 20 миллиардов тонн. Этого количества хватает на 45-50 лет. Если увеличить коэффициент извлечения, получится 70-100 лет. Что делать потомкам, когда минет нефтяной век?

-- Сто лет назад никто не верил, что угольная промышленность Англии, снабжавшая углем и наш Санкт-Петербург, перестанет существовать, - излагал свои взгляды менеджер одной из ведущих нефтяных компаний. - Но она перестала. Не потому, что закончился уголь. Потому, что во времена Маргарет Тэтчер вдруг выяснилось: английский уголь никому не нужен. Так стала приближаться к закату угольная эпоха. И нефтяная тоже закончится. Вопрос - когда? У специалистов разные мнения. Признанной считается такая версия. Еще 20 лет будем жить при растущем потреблении нефти (прирост 1-2 процента в год). Потом наступит стабилизация, к которой приведут снижение удельного потребления нефти на единицу автотранспорта и все большее распространение альтернативных источников энергии. Через 40 лет ощутим падение. Нефть, которая останется в недрах в ближайшие 40-60 лет, скорее всего, никогда не будет востребована.

Вырисовывается, в общем, такая логика: опасения насчет дефицита нефти иллюзорны, ибо топливная промышленность будет развиваться вначале в сторону газа, а затем термоядерной энергетики. Поэтому больше стоит думать об эффективности производства. И в этом должны помочь "мозги". Основную стоимость сегодня создают несколько процентов населения - так называемое творческое меньшинство. В Америке, привлекающей умные головы со всего света, эта "прослойка" составляет семь процентов, в среднем по миру - пять. Каждый человек из этой категории помогает создать продукт стоимостью от 300 тысяч до миллиона долларов в год. Такова "производственная мощность" серого вещества. Несколько лет назад в Давосе выступал премьер-министр Индии, который, обращаясь к руководителям западных стран, заметил: зачем нам ваша помощь, если вы забираете те 30 миллионов человек, которые кормят миллиард?

Рынок завтрашнего дня

"Интеллектуализация" производства закономерна. В Москве создан Центр исследования и развития ЮКОСа - брат-близнец лондонского офиса, рассказал Дон Маккинли, главный инженер DPT по процессам (наша "нефтянка" требует перевооружения, а "гонять" специалистов из Англии нерационально даже по финансовым соображениям). Для руководства московской структурой используется та же управленческая команда, что и в Лондоне. Год назад здесь набрали группу студентов МГУ - они проходят в центре практический курс.

Чем, однако, могут быть интересны английские наработки отечественным нефтяникам, которые солидарны с Менделеевым в том, что "топить нефтью - все равно что топить ассигнациями", но считают, что нынешнюю нефтехимию правильнее называть газохимией, ибо "химическую продукцию выгоднее получать из газа"? "Дейви Технолоджи" способна помочь российской "нефтянке" выдавать конечный продукт, отчего соответственно вырастает и его цена. Другими словами, вектор движения видится, как в развитых странах: от торговли сырой нефтью - к торговле переработанными продуктами.

Попутный газ на нефтяных месторождениях России "пропадает" ни за грош. Его нельзя сразу же от скважины транспортировать вместе с нефтью. "Газпром" своей трубой не поделится, а строить новые, параллельные трубопроводы - дорогое удовольствие даже для нефтяных корпораций. Между тем DPT владеет технологиями, позволяющими конвертировать газ в жидкую форму. В этом состоянии его можно перемещать по одной трубе с нефтью, разделяя "смесь" на фракции на нефтеперегонных заводах. Это, полагают английские специалисты, в первую голову может заинтересовать россиян.

Есть, однако, и другие наработки. В поле зрения британских исследователей находится метанол - продукт более глубокой переработки природного газа. Сейчас это вещество используют при изготовлении растворителей, антифриза, клея для древесной промышленности. Но рассматривается и возможность его применения в качестве горючего, альтернативного нынешнему бензину. Во-первых, мировые газовые запасы значительно превышают нефтяные. Во-вторых, при сгорании метанола выделяются только вода и углекислый газ, и никаких выбросов серы.

Это уже не научная фантастика, а реальность. В Англии нам продемонстрировали снимки "Мерседеса" с движком, приспособленным для работы на метаноле. Пока этот вид топлива проигрывает бензину по ряду параметров, но уже не на порядок. Экономическая целесообразность его применения в двигателях возникнет, если производство тонны вещества будет дешевле 80 долларов. Ныне стоимость колеблется на уровне 120 долларов. Ну так ведь и Москва не сразу строилась. Большой завод в Тринидаде, возведенный при участии DPT, близок к планке экономической целесообразности.

Верят ли сами разработчики, что метанол когда-нибудь вытеснит бензин? Дон Маккинли так ответил автору этих строк:

-- Конечно, - сказал он, - это один из тех видов топлива, за которым все внимательно наблюдают. Метанол пригоден для устройств, производящих электричество, а также для модифицированных моторов. Но чтобы полностью заменить бензин, необходимо переориентировать всю промышленность. Быстро это не произойдет. Инфраструктура меняется медленно. Заправляя машину метанолом и отправляясь в путешествие, вы должны знать, что встретите на пути заправочную станцию. Это план на долгий период, хотя, конечно, каждый думает о перспективах.

"Бритиш Петролеум" заказала DPT проект нового компактного промышленного реактора, выпускающего метанол. Испытательная установка смонтирована на Аляске, и работа в этом направлении продолжается. А "капиталисты", тем более такого уровня, деньги на ветер не швыряют. Значит, "альтернативщика" ждет славное будущее?

Ясно одно: возможность топливной революции не исключается, и, может быть, уже сегодня начинается большой передел будущего колоссального рынка. А в этой гонке наперегонки, известно, приз достается тому, кто подвижнее и умнее. Но чья корпорация теперь среди законодателей интеллектуальных мод, кто определяет мировые тенденции? Получается, и россияне тоже могут застолбить за собой приличный сегмент.

Покупка нефтяной компанией DPT - пример приобретения эффективных "мозгов", а не их утраты. Наверное, явление примерно того порядка, что и покупка Романом Абрамовичем "Челси", хотя футбольная тема - у всех на устах, а нефтехимическая в силу своей специфичности как будто в тени. Конечно, по масштабам и общественной реакции события получились неравнозначные. Но английская фирма, выступающая теперь под зелено-желтыми цветами нефтяной корпорации, - это тоже игрок высшей лиги, поскольку ее технологии использует треть мировых производителей. n

Комментарии
Комментариев пока нет