Новости

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Молодой человек четыре месяца находился в федеральном розыске.

Девушка похитила из квартиры хозяев золотые украшения на сумму 245 тысяч рублей.

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Владимир Садырин: "Мы в ответе за учителя"

26.04.2013
При очередной волне сокращения вузов Челябинский педагогический университет уцелел почти чудом

При очередной волне сокращения вузов Челябинский педагогический университет уцелел почти чудом. Из четырех вузов Южного Урала с признаками неэффективности в «живых оставили» его и Уральский университет физической культуры. Что будет дальше? Придет ли к детям умный, творческий учитель? Об этом размышляет ректор ЧГПУ Владимир Садырин.

ЕГЭ ввели не учителя

Любая семья хочет, чтобы ее ребенка учил современный, интересный, творческий учитель. А что каждый из нас, как родитель и гражданин, сделал для того, чтобы это желание стало реальностью?

Как-то на августовской конференции покритиковал уважаемого директора школы за то, что его выпускники, которые не уехали из области, не пришли учиться к нам. Через неделю встречаю его. Он мне говорит, что есть одна девушка, которая учится на физическом факультете. Но ведь она одна, а ему сегодня надо десять учителей! И обязательно лучших из лучших. Но где же их брать, если мы не заботимся о престиже этой профессии?

Своих детей мы отправляем учиться на юристов и экономистов. «Светлые головы» богатых родителей уезжают за границу. Какая-то часть одаренных выпускников оседает в престижных столичных вузах. В школу, по мнению некоторых, приходят люди после двойного негативного отбора. Якобы педагогический вуз подбирает самых слабых абитуриентов. А потом самые плохие его выпускники идут в школу. Должен сказать, что это миф. Три года назад средний балл поступающих в ЧГПУ был выше, чем в ЮУрГУ например.

В педагогический вуз всегда приходили мотивированные люди. И сегодня процент их растет. Одна из наших молодых коллег, например, пишет в газете «Молодой учитель», что на практике в школе задыхалась от радости при общении с учениками. А когда, будучи в отпуске по уходу за ребенком, гуляла с коляской рядом со школой, ревела навзрыд: так хотелось снова к детям, просто послушать, как они кричат на перемене, доску с мелом понюхать. Ясно, что это - наш человек. И она в университете не одна такая.

Откуда же появился негативный образ учителя в нашем обществе? Дело в том, что педагог - массовая профессия. Он - на виду, его легко высмеять. Слабые специалисты, равнодушные люди есть в любой сфере деятельности. Ну разве нет повода посмеяться над адвокатом, гаишником, полицейским, работником ЖКХ? Но мы все чаще критикуем учителя, хотя сбрасываем на него все больше и больше обязанностей. Примерно 20 лет назад ЕГЭ не было, а было централизованное тестирование. Его проходили в МаГУ, ЮУрГУ, ЧелГУ. Писали тесты за деньги. Вузы зарабатывали миллионы. И всех все устраивало. Потом эту обязанность переложили на учителя. И сразу все стали недовольными. Так ведь ЕГЭ ввел не учитель!

То же с основами религиозных культур. Честно сказать, я - противник введения этого предмета в школах. Желание церкви не работать с семьей, а переложить свой груз на плечи учителя выглядит, на мой взгляд, очень странно. Я уважаю священников, которые ведут воскресные школы. С нашим детским лагерем «Малибу» мы каждый раз ездим в церковь с разрешения родителей. Впечатление потрясающее! Но там дети общаются со священником, знающим человеком. А в школе этот предмет ведет обычный учитель.

Очень одобряю шаги правительства по повышению учительской зарплаты. Как только ее подняли, ребята в школу пошли. Если в среднем по стране 12 процентов выпускников идут в школы, то в нашей области - 37 процентов. И эта динамика, я думаю, будет нарастать.

«Пусть Миша с нами живет»

Что происходит сегодня с педагогически образованием?

Еще недавно у нас в стране было около 200 пединститутов, два - в Челябинской области. В 2008 году в России осталось 70 педагогических вузов и 107 филиалов. Через четыре года будет 43 вуза и 38 филиалов. Сеть сужается как шагреневая кожа. Педагогические вузы объединяют с классическими университетами. Такая участь постигла Курганский педуниверситет и многие другие. Самарский вуз превратился в социально-гуманитарную академию. Она готовит тех же учителей, там остались те же преподаватели, но вывеска сменилась, как будто мои коллеги стыдятся своего былого названия.

Минобр РФ сейчас пытается создать новую программу педагогического образования, но я не берусь о ней судить, поскольку никто ее еще не видел. Расскажу о том, что мы делаем,чтобы быть востребованными.

В программе оптимизации мы записали, что наш университет должен стать центром непрерывного педагогического образования на Южном Урале. Это значит, что мы будем активно вести довузовскую подготовку. Уже создали пять университетских классов. В наших планах - открытие 20. Далее - колледж, прикладной бакалавриат. У нас обязательно будет среднее профобразование. Вот получим лицензию и сделаем набор. Колледж будет первой ступенькой в овладении педагогической профессией.

Очень жалею, что у нас нет своего детского сада, школы. Зачем они нам? Назовите мне школы, где программы составляются с учетом мнения родителей и детей. А мы вот советуемся и с теми, и с другими, работая над программой для лагеря «Малибу». Причем интересы их порой расходятся: детям нужна, к примеру, археология, а родителям - английский язык.

После окончания последней смены один из мальчиков написал такое пожелание: «Хочу, чтобы вожатый Миша жил в нашей семье». А этот студент вообще не хотел идти в школу. Но тут настроение изменилось, самооценка повысилась. Даже для этого нужны и «Малибу», и детский сад, и школа.

Хотим расширить еще и внутривузовское образование. У нас в области больше 200 школ, где менее ста учеников. Значит, учитель должен вести несколько предметов. А у нас бакалавр русского языка не может вести, к примеру, литературу. Мы это дело поправили - ввели новые профили. Выпускники получают две специальности, к примеру, учитель биологии и учитель физкультуры. Неожиданное сочетание? Нисколько. Если учитель физкультуры будет знать строение детского организма, то у него ученики не будут умирать на уроках.

В связи с введением новых стандартов в старших классах, как известно, будут уроки естествознания. Еще никто не знает, что это такое, а мы уже набрали ребят и через год сделаем первый выпуск. Этот учитель будет знать и физику, и химию, и биологию.

Пять профилей - с английским языком. Когда-то профессор английского Северо-Лондонского университета меня спросил: «Чем должен владеть молодой человек в любой стране мира?» Ответ был такой: английским языком, компьютером, вождением автомобиля. И мы идем в этом направлении. Создаем, например, лингвистический центр, международный отдел. Сегодня у нас учатся две студентки из Японии: Митико Сабасаки и Аска Ураяма. Девушки живут в Стране восходящего солнца в разных городах, друг друга не знали и поступили к нам не договариваясь на один факультет - народного художественного творчества. Обе хотят стать преподавателями хореографии в Японии, а возможно, и в Челябинске. Приезжал отец Митико. И ему у нас понравилось. «Я вам еще пришлю студентов», - пообещал на прощание. Митико - потрясающая оптимистка. Она, как Юрий Гагарин, все время с улыбкой на лице. На следующей «Весне студенческой» будет выступать в национальном костюме, мы с ней договорились. В этом году набираем турецких студентов, очень много у нас учится ребят из Казахстана.

Серьезно занялись тьютерством. Мы - второй университет в стране, который готовит тьютеров, специалистов по сопровождению ребенка. Это старший товарищ, тот самый Миша, без которого ребенок уже не может представить своей жизни. Семейное образование, работа с одаренными детьми - поле деятельности для тьютеров. Подготовка основательная: двухлетний курс магистратуры.

Взялись за переподготовку учителей. Провели курсы для учителей из Курганской, Тюменской, Свердловской областей, Ханты-Мансийского автономного округа по работе с девайсами. Студенты у нас уже владеют ими. Организовали среди студентов первый чемпионат по лего-роботам. Сейчас востребованность на студентов, увлекающихся лего-конструированием, колоссальная. 20 человек нынче просит «Орленок», за это дает нам десять бесплатных путевок, и дети наших сотрудников поедут в Крым на отдых.

На двух факультетах обучаем студентов рабочим профессиям - это повара и швеи. И они сегодня тоже нарасхват. Еще группу поваров отправляем в «Орленок». Даже если эти ребята потом не будут работать по специальности, но умение приготовить и шить в жизни всегда пригодится.

Высшее образование, и педагогическое в том числе, с каждым годом дорожает. Сегодня мы берем со студентов за обучение 60 200 рублей. А в частной школе, которую открыла на северо-западе Татьяна Усынина в этом учебном году, родители платят в три раза больше. Чтобы у нас не было проблем с набором, чтобы к нам пришли, мы должны каждому студенту помочь раскрыть свои таланты, дать ему такие культурологические, коммуникативные, речевые навыки, такие глубокие знания по предмету, чтобы он в этой жизни был непременно успешным. По-другому в сегодняшних условиях нельзя.

Комментарии
Комментариев пока нет